Управленческий учет как информационая база принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение вопроса принятия управленческих решений на основании данных бухгалтерского управленческого учета.

Задачи курсовой работы:

– рассмотрение управленческого учет как подсистемы информационного обмена в структуре управления предприятием;

– исследование управленческого учета как элемента информационной системы управления организации;

– описание методики использования информации управленческого учета для принятия управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта……………………………………………………………………………5
2. Информация управленческого учета и ее назначение в управлении производством…………………………………………………………………...14
3. Процесс принятия управленческих краткосрочных решений……………..20
4. Использование данных бухгалтерского управленческого учета для принятия краткосрочных управленческих решений…………………………..25
5. Оценка влияния информации на выбор и принятие решений……………..32
Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованных источников…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Управленческий учет как информационая база принятия решений.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

      - целевые установки (цели или  группы целей, на достижение которых  должно быть направлено принятое решение);

      - факторы цели (факторы, содействующие  достижению целей).

       Таким образом,  информация, получаемая  в системе управленческого   учета,  используется  для  принятия  управленческих  решений как долгосрочного,  так и краткосрочного  характера,  в самых разнообразных ситуациях.   

    5. Оценка влияния информации на выбор и принятие решений 

     Деятельность  каждого предприятия имеет две  стороны: внешнюю и внутреннюю. Руководство  ЗАО «Цепрусс» принимает решения, которые касаются обеих этих сторон. Внешняя сторона - это взаимодействие с внешними для предприятия факторами, воздействующими на деятельность предприятия. К ним относятся такие, как действующее законодательство, специфические местные условия, и самое главное - особенности покупательского поведения по отношению к предлагаемому предприятием товару. Покупатели воспринимают и оценивают именно внешнюю сторону деятельности предприятия, конечным результатом которой является создание определенного имиджа, как товара, так и самого предприятия.

     Внутренняя  сторона - это то, что находится  внутри предприятия и определяет, насколько эффективно налажена работа на нем. В самом общем виде к  внутренним факторам можно отнести  структуру предприятия, существующие бизнес-процессы и бизнес-операции, используемые в процессе работы предприятия ресурсы.

     Внешняя и внутренняя стороны деятельности предприятия неразрывно связаны, поскольку  служат достижению одной и той  же цели: повышению эффективности  работы предприятия, а именно росту объемов сбыта продукции и увеличению прибыли, которую эта продукция приносит.

     Получение внутренней информации на ЗАО «Цепрусс», как правило, осуществляется на основе управленческого учета, обеспечивающего руководство предприятия данными, необходимыми для анализа текущего положения и принятия управленческих решений. Руководство предприятия получает необходимые данные, если на предприятии существует рационально построенная система управленческой отчетности. Поэтому построение такой системы является первым шагом на пути повышения эффективности работы предприятия.

     Внутренняя  сторона деятельности предприятия  является гораздо более прогнозируемой, чем внешняя, а главное - подвластной воле руководства предприятия. Предприятие не может в большой степени управлять уровнем цены на рынке, поэтому для увеличения получаемой предприятием прибыли основным путем является снижение себестоимости продукции предприятия – то есть эффективный контроль над издержками. Первым шагом на пути к установлению такого контроля является создание системы получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия - системы управленческой отчетности. Управленческая отчетность представляет собой некоторую проблему для руководителей ЗАО «Цепрусс» - в основном из-за отсутствия соответствующей системы фиксирования, обработки и представления данных, на основе которых принимаются решения.

     Иногда  сведения, получаемые руководством для  контроля и принятия решений, формируются  из системы налоговой отчетности, наличие которой требуется от всех предприятий по закону. Проблема состоит в том, что эти сведения служат специфическим целям и не отвечают потребностям руководства. Поэтому на многих предприятиях, в том числе и на закрытом акционерном обществе существуют параллельно две системы учета - бухгалтерский и "практический", то есть служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия. Как правило, такой учет ведется по принципу "снизу-вверх".

     Сотрудники  предприятия для выполнения своей работы фиксируют необходимые им данные (первичную информацию). Когда руководству предприятия нужно получить какие-то сведения о положении дел на предприятии, оно обращается с запросами к менеджерам более низкого уровня, а те, в свою очередь, к исполнителям. Следствием такого самопроизвольного подхода к формированию системы отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна - на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности "снизу-вверх" нарушается основной принцип построения информационной системы - ориентация на первое лицо.

     Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые  нужны руководству, либо нужными  данными не с той степенью детализации. Большинство руководящих работников действительно получают отчеты о работе своих отделов, но эти сведения либо излишне пространны - например, подшивка договоров о продаже вместо сводного отчета с приведением цифр об общем объеме сбыта за указанный период, либо, наоборот, недостаточно полны.

     Кроме того, сведения поступают с запозданием - например, можно получить сведения о дебиторской задолженности через 20 дней по окончании месяца, а между тем отдел сбыта уже отгрузил товары заказчику с просроченным последним платежом. Неточные данные могут быть причиной неверных решений. Точные данные, полученные с запозданием, также теряют ценность. Для того, чтобы руководство предприятия могло получать необходимые ему для принятия управленческих решений данные, необходимо строить систему отчетности "сверху вниз", формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение и фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.

     Важнейшими  требованиями к системе управленческого учета являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия. Эти требования могут быть реализованы при соблюдении ряда простых принципов построения системы управленческой отчетности:

     1. Система должна быть ориентирована на первое лицо.

     2. Система должна строиться "сверху  вниз". Руководители каждого уровня  должны проанализировать состав  и периодичность необходимых  им для выполнения своей работы данных.

     3. Исполнители должны иметь возможность  фиксирования и передачи "наверх" установленных их руководством данных.

     4. Данные должны фиксироваться там, где порождаются.

     5. Информация должна становиться  доступной всем заинтересованным  потребителям сразу же после ее фиксирования.

     Очевидно, что эти требования наиболее полно  могут быть реализованы с помощью автоматизированной системы. Однако опыт упорядочения систем управленческой отчетности на различных предприятиях показывает, что установке автоматизированной системы управленческого учета должна предшествовать достаточно большая "бумажная" работа. Ее выполнение позволяет промоделировать различные особенности управленческой отчетности предприятия и, тем самым, ускорить процесс внедрения системы и избежать многих дорогостоящих ошибок.

 

Заключение 

     Процесс принятия управленческих решений является особым видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта, развитой интуиции, часто сродни искусству. Многие решения являются уникальными, и процесс их выработки не может быть определен строгими правилами, конкретными шагами и четкой последовательностью. Тем не менее, в анализе процесса принятия управленческих решений можно выделить наиболее общие определенные этапы. На первом этапе исходя из стоящей проблемы бухгалтер должен определить все возможные направления действий, которые помогут руководству разрешить эту проблему. После определения альтернатив бухгалтер по управленческому учету готовит полный анализ по каждому обсуждаемому варианту, рассчитывая суммарные затраты, возможную экономию ресурсов и финансовый результат хозяйственных операций. Для каждого типа решений необходима различная информация.

     Систему управленческого учета можно считать частью общей системы управления финансами предприятия. Управленческий учет должен быть организован содержательно как совокупность методов и процедур управления информацией, и организационно – как отдельная часть финансовой службы предприятия.

     Когда вся информация собрана и представлена соответствующим образом, руководство  может выбрать наилучший вариант  действий. После воплощения в жизнь выбранного решения бухгалтер должен проанализировать сложившуюся ситуацию и представить руководству анализ результатов внедрения. Если нет необходимости в дальнейших действиях, процесс управления завершается, в противном случае весь цикл возобновляется.

 

Список  использованных источников 

1. Федеральный  закон о бухгалтерском учете  №129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года) (Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года)

2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. М., 2008.

3. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. / И.П. Сахирова. Уфа: Гилем, 2009. 152 с.

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М.А. Вахрушина. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Омега – Л, 2008. – 576 с.

5. Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 472 с.

6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Железнодорожный, 2008.

7. Голов С.Ф. Управленческий учет: Учебник. – К.: Либра, 2007. – 576 с.

8.Друри К. Управленческий и производственный учет.-М.: АУДИТ_ЮНИТИ, 2008

9. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений. – М.: ЮНИТИ, 2009.

10. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. – М.: Экономистъ, 2007. – 618 с.

11. Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 160 с.

12. Карпова Т.Н. Управленческий учет: Учебник. - М.: АУДИТ-ЮНИТИ, 2009

13. Кондраков К.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 386 с.

14. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. – 2-е изд., изм. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-416 с.

15. Николаева О., Шишкова Т. Управленческий учет: Учебное пособие. – М.: УРСС, 2008.

16. Сахирова И.П. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. / И.П. Сахирова. Уфа: Гилем, 2008

17. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 2007.

18. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет. 10-е изд./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 1008 с.

19. Управленческий учет: системы, методы, процедуры: Учебное пособие / О.Д. Каверина – М.: Финансы и статистика, 2008. – 352 с.: ил.

20. Управленческий учет: Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. – 512 с.

21. Бургуев К.А. Практика постановки управленческого учета на российских предприятиях // Деловой Петербург. – 2009. – №24. – С 3–7 19.

22. Нестеров В. Важно А. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений // Экономика и жизнь. – 2009. – №5

 

     Приложение 1 Управленческий учет и принятие управленческих решений 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Приложение 2  Классификация управленческих решений

Классификационный признак Тип управленческого  решения
1. Содержание Социальные, экономические, технические, политические, военные  и др.
2. Содержательно-функциональный Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др.
3. Лица, принимающие решения Индивидуальное 
Групповое
4. Управленческая ситуация Принятие решения  как процесс, Принятие решения как  выбор
5. Степень  неопределенности (полноты информации) Решения в условиях определенности, Решения в условиях риска (вероятностной определенности), Решения в условиях неопределенности (частичной или полной)
6. Направленность На решение  внешних проблем, На решение внутренних проблем
7. Число целей Одноцелевые, Многоцелевые
8. Степень  охвата и влияния (срок действия) Стратегические (долгосрочные), Тактические (среднесрочные), Оперативные (текущие)
9. По  возможности программирования Программируемые, Непрограммируемые
10. Возможность  формализации Полностью формализуемые, Частично формализуемые, 
Неформализуемые
11. Обязательность  выполнения Директивные, Рекомендательные
12. Важность Важные, Маловажные
13. Уровень  управления Государственные, Региональные, Решения на уровне отдельных  организаций, Решения внутри организаций
14. Уровень  творчества Рутинные, Творческие
15. Степень  повторяемости Периодически  повторяющиеся, Не периодические, Уникальные
16. Функции  управления Плановые, Организационные, Мотивационные, Kонтрольные
17. Форма Письменные, Устные, На электронных носителях
18. Срочность Срочные, Несрочные
19. Подход  к принятию решения Интуитивные, Основанные на суждении, Рациональные
20. Срок  на который принимается решение Краткосрочные, Долгосрочные

Информация о работе Управленческий учет как информационая база принятия решений