Управленческий учет производственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:24, курсовая работа

Описание

В настоящее время перед нашей страной стоит задача повышения эффективности и ускорения роста, как отдельных компаний, так и экономики в целом. В связи с этим растет интерес к передовым рыночным инструментам управления бизнесом.
Один из таких инструментов – управленческий учет, который находит все большее распространение в России, превращаясь из технологии, необходимой и доступной лишь крупнейшим компаниям, в инструмент повышения эффективности бизнеса любого масштаба.

Содержание

Введение……………………………………………………………….........3
1. Сущность и задачи управленческого учета …………………………….4
1.1 Понятие управленческого учета и его место в учетной системе организации ……………………………………………………………….……..…4
Основные функции управленческого учета ……………………………7
1.3 Принципы управленческого учета…………………………………..…..8
1.4 Методы калькулирования себестоимости в управленческом учете….12
2. Организация управленческого учета затрат на материалах ООО «Альметьевская городская типография»…………………………..……..21
Краткая организационно - экономическая характеристика деятельности ООО «Альметьевская городская типография»……21
Организация учета затрат и калькулирования себестоимости позаказным методом………………………………………………....25
3. Рекомендации по совершенствованию управленческого учета на предприятии……………………………………………………………………..….32
Заключение…………………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Курсач 2.docx

— 79.53 Кб (Скачать документ)
  • обособленность. Каждый экономический субъект рассматривается отдельно от других.
  • непрерывность. Массив учетных данных должен формироваться постоянно, а не время от времени;
  • полнота. Информация должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными;
  • надежность. Информация, используемая при принятии решений, должна быть обоснованной, не содержать существенных ошибок или отклонений, чтобы ей можно было доверять;
  • своевременность и оперативность. Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима;
  • сопоставимость. Одни и те же показатели за разные периоды времени должны формироваться в соответствии с одними и теми же принципами;
  • понятность. Информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы быть понятной пользователю;
  • релевантность (уместность). Информация должна относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена лишними деталями;
  • периодичность. При подготовке внешней финансовой отчетности этот принцип поддерживается законодательно, но и внутренний оборот информации и внутренние отчеты желательно также строить с учетом этого принципа;
  • экономичность. Данный принцип никогда не обсуждается относительно финансового учета, поскольку в силу своей жесткой внешней регламентированности ведения финансового учета он обязателен для организации. Выгоды от внедрения системы управленческого учета должны быть существенно больше затрат на ее поддержание.

 

1.4 Методы калькулирования себестоимости в управленческом учете

Одной из важнейших задач  управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции – это выражение в денежной форме затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции  является качественным показателем, в  котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся  резервы. Чем ниже себестоимость  продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные средства, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию [2, c. 99].

От уровня себестоимости  продукции зависит прибыль. Чем  меньше себестоимость производимой продукции, тем выше конкурентоспособность  предприятия, доступнее производимая продукция для покупателей или  оказываемые услуги для заказчиков, ощутимее экономической эффект от продажи  продукции (оказания услуг, выполнения работ) [10].

В системах финансового и  управленческого учета подходы  к формированию себестоимости продукции различны [2, c. 100]. В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости (в зависимости от того, какая управленческая задача решается). В калькулировании могут участвовать даже затраты, которые не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в финансовом учете.

Информация об издержках, собранная в рамках бухгалтерского финансового учета, позволяет, в  конечном счете, формировать прибыль  от реализации продукции, работ, услуг  в целом по предприятию. Себестоимость  каждого изделия, работы, услуги в  этой учетной системе не показывается вовсе или рассчитываются усреднено. В рамках всего предприятия учет и списание затрат на себестоимость  могут быть выполнены корректно  с точки зрения налогообложения, но информация о структуре отдельных  видов при этом может быть искажена. Для целей финансового учета  такая картина вполне приемлема. Однако для самого предприятия важна  достоверная информация о структуре  себестоимости – предприятие  получает возможность влиять на нее, т. е управлять своими издержками. Именно такая информация должна формироваться  в системе не только управленческого, но и бухгалтерского финансового учета [2, c.100].

В зависимости от того, какие  затраты включаются в себестоимость  продукции, в отечественной экономической  литературе выделяются следующие ее виды:

– цеховая – прямые затраты  и общепроизводственные расходы  характеризует затраты цеха на изготовление продукции;

– производственная – цеховая  себестоимость и общехозяйственные  расходы; свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;

– полная себестоимость  – производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие  затраты предприятия, связанные  как с производством, так и  с реализацией продукции.

Такой подход несколько противоречит Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми в производственную себестоимость  должны включаться лишь производственные издержки: прямые трудозатраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы, а полная себестоимость  состоит из производственной себестоимости, сбытовых и административных (общехозяйственных) расходов [2, c. 100–101].

В современной экономической  литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции. Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги [2, c. 103].

Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования затрат, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства и реконструкции предприятий [2, c. 104].

Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный, позаказный методы, а также метод учета (калькулирования) затрат по функциям. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат.

Метод учета и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т.п., иначе говоря, от индивидуальных особенностей предприятия. На практике эти методы могут применяться в различных сочетаниях [2, c.108].

1. Попроцессный метод. Попроцессный метод калькулирования применяется в добывающих отраслях промышленности (угольной, газовой нефтяной, лесозаготовительной и др.) и в энергетике. Кроме того, он может использоваться в перерабатывающих отраслях с простейшим технологическим циклом производства (например, в цементной промышленности, на предприятиях по производству асфальта и др.).

Все вышеперечисленное характеризуется  массовым типом производства, непродолжительным  производственным циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции (оказываемы услуг), единой единицей измерения и калькулирования, полным отсутствием либо незначительными размерами незавершенного производства. В итоге выпускаемая продукция (оказываемая услуга) является одновременно и объектом учета затрат, и объектом калькулирования [2, c. 109 – 110].

2. Попередельный метод. Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделами. Как правило, эти производства, где применяются физико – химические и химические методы переработки сырья, и процесс получения продуктов состоит из нескольких технологический стадий. В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Следовательно, объектом учета затрат обычно является передел, под которым понимается часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть передан в следующий передел или реализован на сторону. В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получается готовая продукция [2, c. 114].

Особенностями попередельного метода учета являются:

– организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное  производство» для каждого передела;

– обобщение затрат по переделам  безотносительно к отдельным  заказам, т.е. калькулирование себестоимости продукции каждого передела в целом;

– списание затрат за календарный  период, а не за время изготовления заказа.

Попередельное калькулирование применяется в отраслях промышленности с комплексным использованием сырья, где производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства, например в химической, цементной, металлургической, хлопчатобумажной и других отраслях [2, c. 115].

3. Позаказный метод. Позаказный  метод учета себестоимости используется  при изготовлении уникального  либо выполняемого по специальному  заказу изделия. В промышленности  он применяется, как правило,  на предприятиях с единичным  типом организации производства. Такие предприятия организуются  для изготовления изделий ограниченного  потребления. 

Сферой применения позаказного  метода учета являются также мелкосерийные  промышленные предприятия, которые  организуются для выпуска продукции, требующейся потребителю в незначительных количествах. Сущность этого метода заключается в следующем: все  прямые затраты (затраты основных материалов и заработанная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются  в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются  по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов  в соответствии с установленной  базой (ставкой) распределения [2, c. 128–129].

Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, под которым понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. Вид заказа определяется договором с заказчиком, в котором указывается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Если заказ представлен единичным изделием, то его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. Если заказом предусмотрено производство нескольких изделий или партий, то путем суммирования затрат получают себестоимость изготовления всей партии. Для определения себестоимости одного изделия общие производственные затраты делят на количество единиц продукции в партии.

Информация о работе Управленческий учет производственной деятельности предприятия