Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:16, курсовая работа
Многие бухгалтера считают упрощенную систему налогообложения неприменимой для фирмы, в которой они работают. И напрасно. Ведь ни для кого не секрет, что невысокие доходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги. А «упрощенка» – это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все. К тому же для бухгалтера этот специальный режим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические аспекты применения налоговых режимов
1.1 Характеристика специальных налоговых режимов их роль в экономике….…………………………………………………………………….5
1.2 Преимущества и недостатки перехода налогоплательщиков на УСНО……………………………………………………………………………17
Глава II Законодательные основы ведения налогового учета при УСНО
2.1 Особенности ведения налогового учета при УСНО……………………..21
2.2 Сравнительный анализ налогового учета при общем режиме налогообложения и УСНО………………………………………………….....26
2.3 Арбитражная практика по УСНО…………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...…33
Список использованных источников………………………………………….35
Приложение 1…………………………………………………………………...36
Приложение 2…………………………………………………………………...37
Приложение 3…………………………………………………………………...38
44
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические аспекты применения налоговых режимов
1.1 Характеристика специальных налоговых режимов их роль в экономике….…………………………………………………
1.2 Преимущества и недостатки перехода налогоплательщиков на УСНО……………………………………………………………………
Глава II Законодательные основы ведения налогового учета при УСНО
2.1 Особенности ведения налогового учета при УСНО……………………..21
2.2 Сравнительный анализ налогового учета при общем режиме налогообложения и УСНО………………………………………………….....26
2.3 Арбитражная практика по УСНО…………………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….35
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2…………………………………………………………………...
Приложение 3…………………………………………………………………...
Введение
Упрощенная система налогообложения введена в действие с 1 января 2003 года в соответствии с ФЗ от 24 июля 2002г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторых других актов законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». И с тех пор многие организации предпочли перейти на Упрощенную систему налогообложения. Но некоторые фирмы до сих пор не применяют эту налоговую систему, считая ее сложной в применении.
Многие бухгалтера считают упрощенную систему налогообложения неприменимой для фирмы, в которой они работают. И напрасно. Ведь ни для кого не секрет, что невысокие доходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги. А «упрощенка» – это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все. К тому же для бухгалтера этот специальный режим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета.
Объект исследования является действующая упрощенная система налогообложения и ее применение в практике налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, целью данной работы является раскрытие темы: «Налоговый учет при УСН». Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- Проанализировать суть и объекты упрощенной системы налогообложения;
- Выделить преимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения;
- Рассмотреть особенности ведения налогового учет при переходе на УСНО;
- Изучить нормативное регулирование упрощенной системы налогообложения.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, в которой раскрывается теоретический вопрос выбранной темы, и дополнительной, а также из заключения, списка источников и приложения.
Теоретической и методологической основой послужили: научные труды отечественных авторов по проблемам малого предпринимательства, Налоговый кодекс РФ, иные законодательные акты РФ, инструктивные и методические материалы по применению специальных налоговых режимов в деятельности субъектов малого предпринимательства.
Глава I Теоретические аспекты использования специальных налоговых режимов.
1.1 Характеристика специальных налоговых режимов их роль в экономике.
В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный налоговый режим". Согласно Налоговому кодексу РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а так же освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ, которыми установлены перечни федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
В соответствии со ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам отнесены:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН);
2) упрощенная система налогообложения (УСНО);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
1. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, заменяющая собой основную совокупность налогов и сборов. Право применять систему налогообложения в виде ЕСХН распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственных товаропроизводителей, производителей с/х продукции и выращивающие рыбу, ее переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими с/х продукции и выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.
Для индивидуальных предпринимателей ЕСХН заменяет уплату налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), транспортного налога (в отношении транспортных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности)
Для юридических лиц система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога.
Объектом налогообложения на ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка по ЕСХН составляет 6%. Налоговым периодом в связи с сезонным характером сельскохозяйственного производства признается год.
Юридические и физические лица, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также остальные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
2. Упрощённая система налогообложения — особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.
Статьёй 346.20 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по Единому налогу, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН):
6 %, если объектом налогообложения являются доходы,
15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов..
Следующие условия являются необходимыми, но не достаточными для перехода на упрощённую схему налогообложения:
средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый период не превышает 100 человек;
по итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Некоторые организации и ИП не могут перейти на УСН, так как попадают в категорию лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12
3. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) — налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации. ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами, подобные контакты наиболее затратны для малого бизнеса.
Список облагаемых налогом объектов ограничен Федеральным законодательством ст.346.29 НК РФ. Региональные и местные власти могут вводить ЕНВД по указанным объектам, с возможностью их уточнения.
Налоговая база за месяц определяется произведением базовой доходности, значения физического показателя и коэффициента-дефлятора (К1) задаваемых федеральным законодательством, а также коэффициента К2 учитывающего особенности ведения деятельности и с возможностью изменения субъектами РФ. На федеральном уровне К2 ограничен пределами не менее 0,005 и не более 1, с возможностью налогоплательщиков скорректировать по периоду фактической деятельности.
Налоговая ставка задаётся налоговым кодексом и на 2008 год составила 15%. Налоговым периодом установлен квартал. Налог является значимым источником доходов местных бюджетов потому, как полностью (за вычетом социальных налогов в случае их оплаты) остаётся в муниципалитете.
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.
Для применения к таким соглашениям данного режима необходимо чтобы соглашение отвечало следующим требованиям:
было заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п.2 ст.4 указанного ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;
при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.2 ст. 8 ФЗ, доля государства составляет не менее 32 % от общего количества произведённой продукции;
предусматривается увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Налогоплательщиком и плательщиком сборов при данном налоговом режиме является инвестор. Согласно абзацу 2 статьи 346.34 Налогового кодекса РФ инвестором признаётся юридическое или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заёмных или привлечённых средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.
Данный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, за исключением тех, которые предусмотрены пунктом 7 статьи 346.35 НК, разделом произведённой продукции в соответствии с условиями соглашения. В частности налогоплательщик и плательщик сборов освобождаются:
от уплаты региональных и местных налогов (по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления);
налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями;
таможенных пошлин;
транспортного налога (при условии использования имущества и транспорта исключительно для работ по соглашению)
В рамках налоговой системы Российской Федерации специальные налоговые режимы (за исключение системы налогообложения о разделе продукции) представляют собой упрощенный порядок налогообложения, заключающийся, в частности, в замене основных налогов (для организации – НДС, налог на прибыль организации, налог на имущество организаций; для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ, налога на имущество физических лиц) одним налогом исчисляемым по упрощенным правилам.
На современном этапе малый бизнес рассматривается как резерв, способствующий развитию экономики страны в целом. В целях оказания содействия подъему малого и среднего предпринимательства как в субъектах Российской Федерации, таки России в целом на новый качественный уровень за счет снижения налогового бремени и упрощения ведения налогового учета вместо раннее действовавшей упрощенной системы налогообложения, применявшейся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), с 1 января 2003г. введены в действие два новых специальных режима: