Внутренний аудит учета расчетов с поставщиками и заказчиками на примере ООО «Тиллев»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение внутреннего аудита организации учета расчетных операций с поставщиками и заказчиками.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретические и методологические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками;
2. охарактеризовать действующую практику внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев»;
3. сделать выводы о состоянии системы учета расчетов с поставщиками и заказчиками в организации;
4. дать рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев».

Содержание

Введение
\Глава 1. Теоретические и методологические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками
1.1. Теоретические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками
1.1.1. Цели, задачи и значение внутреннего аудита учета операций по расчетам с поставщиками и заказчиками
1.1.2. Нормативное регулирование внутреннего аудита расчетов с поставщиками и заказчиками
1.2. Методологические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками
1.2.1. Аудит организации системы внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и заказчиками
1.2.2. Порядок составления плана и программы внутреннего аудита расчетов с поставщиками и заказчиками.
Выводы по главе 1
Глава 2. Действующая практика внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев»
2.1. Характеристика ООО «Тиллев»
2.1.1. Общие сведения о предприятии
2.1.2. Анализ основных показателей деятельности организации
2.2. Действующая практика внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев»
2.2.1. План и программа внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками
2.2.2. Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и заказчиками
2.2.3. Аудит организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и заказчикам
Выводы по главе 2
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев»
Вывод по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая печать.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

7. Также отметим и документы, которые, так или иначе затрагивают расчеты с поставщиками и заказчиками. Такими документами являются:

- Гражданский кодекс РФ. Регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

- Федеральный закон «О простом и переводном векселе». Регулирует отношения, связанные с использованием векселей.

- Указание Центробанка «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».

- Положение Центробанка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

8. Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

 

1.2. Методологические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками.

 

1.2.1. Аудит организации системы внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и заказчиками.

 

Расчеты с поставщиками и заказчиками - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне.

Факторы риска, а также возможность разного рода злоупотреблений обусловливают необходимость предварительного исследования системы первичного учета на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как исследование участка расчетов с покупателями и заказчиками не требует значительных усилий. Такой анализ позволит аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность. Кроме того, предварительный анализ системы первичного учета даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

Исследование системы первичного учета строится по следующей схеме.

1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местоположение, используемые ресурсы) факторов.

2. Оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов (табл. 1,2). Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует свои выводы. [18; 65]

Рассматриваемому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами:

- отсутствие контроля за поступающими первичными документами;

- сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

- большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

- отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

3

 



Оценка состояния системы первичного учета

Таблица 1

Возможные вопросы           

Возможный круг респондентов    

1

2

1. Всегда ли в организации первичный документ составляется в момент совершения хозяйственной операции или сразу по ее окончании

Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер кассовых операций и операций с подотчетными лицами, заведующие складами        

2. Всегда ли в организации используются унифицированные формы документов                           

Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, руководители всех участков бухгалтерии               

3. Существует ли в организации действующий (работающий) график документооборота                 

Главный  бухгалтер, заведующие складами                               

4. Существует ли в организации архивная служба или  лицо, ответственное за ведение архива

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или  архивного отдела                             

5. Прописаны ли в графиках документооборота ответственные лица и сроки сдачи документов в архив   

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или  архивного отдела                             

6. Определены ли в приказе по документообороту или ином внутреннем распорядительном документе сроки хранения первичной учетной документации                         

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или  архивного отдела                             

 

7. Составляются ли на документы с истекшим сроком хранения или не подлежащим хранению акты о выделении документов к уничтожению     

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или  архивного отдела                             

8. Оформлены ли дела  с  первичной документацией   должным образом (касается тех документов, которые в соответствии с законодательством должны быть переплетены и подобраны в хронологическом  порядке, например  кассовые, банковские документы, авансовые отчеты)

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или  архивного отдела                             

9. Какова периодичность проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины кредитными  учреждениями или органами ИМНС. Когда в последний раз проводилась такая проверка

Руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер по учету кассовых операций

10. Присутствует ли в должностных инструкциях работников, занятых оформлением первичных учетных  документов, запись об ответственнос ти за несоблюдение правил оформления документации                 

Руководитель, главный бухгалтер, начальник отдела кадров              

 

 

 

1

2

11. Своевременно ли главный бухгалтер или иное ответственное лицо подписывают первичные  документы, требующие их визы                

Главный  бухгалтер или иное ответственное лицо, работники, отвечающие за создание и оформление документов

12. Определены ли в графиках документооборота или иной распорядительной документации лица, ответственные за оформление того или иного первичного документа на конкретном  участке совершения хозяйственной операции                

Главный  бухгалтер                 

13. Существует ли практика заключения договоров материальной ответственности на участках учета кассовых операций и участках учета ТМЦ

Руководитель, главный бухгалтер, руководитель договорного отдела      

14. Организуются ли главным бухгалтером или внутренней аудиторской  службой  в  организации  про верки с  целью  определения  на личия  и  комплектности первичных документов и с целью выявления на рушений при оформлении документов

Руководитель, главный бухгалтер, начальник ревизионной службы (при на личии таковой)                     

15. Каков примерный процент автоматизации при  создании  первичных учетных документов               

Главный бухгалтер, начальник отдела автоматизации (или иного аналогичного подразделения), лица, ответственные за создание первичных документов

16. Каким  образом первичные документы  попадают в бухгалтерию для дальнейшей обработки

Главный бухгалтер, начальник отдела автоматизации (или иного аналогичного подразделения), лица, ответственные за создание первичных документов

 

3

 



Оценка состояния внутреннего контроля (ВК) в системе первичного учета

Таблица 2

Наименование процедуры контроля

Конечные задачи процедуры контроля

Возможные методы проведения  процедуры контроля в организации

1

2

3

1. Контроль законно­сти  совершения опе­рации и создания пер­вичного  документа  

1) Все   хозяйственные операции совер­шаются и соответственно  фиксиру­ются  в СОПУ с письменного разреше­ния ру­ководства или уполномоченных на то лиц

Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой ВК               

Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соот­ветствующих подписей          

Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без со­ответствующих письменных распоряжений                             

2) Все хозяйственные операции совер­шаются в строгом соответствии с за­клю­ченными договорами и действую­щим законодательством

Систематическая проверка  первичной документации на наличие необходимых подписей службой ВК               

Отказ  в принятии документа в обработку  работниками  бухгалтерии без соот­ветствующих подписей          

Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без со­ответствующих письменных распоряжений                             

2. Формальная про­верка документации на наличие всех обя­за­тельных  реквизи­тов 

3) Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизи­тов отвечает требованиям законода­тельства о БУ            

Систематическая проверка службой ВК наличия  всех обязательных реквизитов в документах                  

Контроль со  стороны  работников бухгалтерии, обрабатывающих конкрет­ные документы,  за правильностью оформления документов             

3. Соответствие пер­вичной документации регистрируемым опе­ративным фактам

4) Достижение  уверенности в том,  что на каждую операцию  составлен доку­мент, верно зафиксировавший совер­шенный оперативный факт                 

Проведение систематических инвентаризаций на соответствие фактических ос­татков активов и пассивов организации  их учетным значениям службой ВК                                

Арифметический  и  логический контроль  со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции  оформленному оправдательному документу                         

4. Контроль полноты  регистрации первич­ных   документов

5) Достижение уверенности, что все первичные документы в организации будут введены и обработаны         

Проверка службой ВК полноты регистрации  документов в учетных регистрах                               

Контроль со стороны бухгалтерии  за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных  учетных документов, единая ну­мерация первичной документации                               

5. Контроль точности    регистрации и обра­ботки первичных до­кументов

6) Точный количественный  и качест­венный перенос данных из документа в систему учета                   

Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью со­ответствующих программных продуктов                               

 

1

2

3

 

 

Проверка службой ВК соответствия занесения данных из первичного доку­мента в систему бухгалтерского учета                             

Обязательная  проверка первичных документов бухгалтером, производя­щим их обработку                  

6. Контроль своевре­менности регистрации и обработки первич­ных документов     

7) Достижение  уверенности в том, что принцип временной  определенности в организации соблюден             

Проверка  службой  ВК  соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре                

Проведение  инвентаризации  активов и  сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату       

Система  поощрений  и  наказаний за выполнение бухгалтером-исполнителем своих обязанностей, в том числе  за своевременность  регистрации  документов                            

7. Контроль докумен­топотоков      

8) Достижение  уверенности в том, что в организации исполняются действую­щие графики дкументооборота

Проверка службой ВК исполнения функций персонала, задействованного  в системе  документооборота в соответствии с действующими графиками    

Контроль со  стороны бухгалтерии за сроками оборота документов        

8. Контроль организа­ции обработки и реги­страции документов  (с точки  зрения  за щиты информации)

9) Достижение  уверенности в  том,  что в процессе регистрации и обра­ботки  информации вся первичная до­кумента­ция будет защищена от не­санкциониро­ванного доступа           

Проверка  службой  ВК организации хранения документов в процессе теку­щей деятельности                

Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной  документа­ции, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находя­щимися у них на обработке   

9. Контроль системы за щиты информации в условиях КОД 

Практика введения паролей на АРМах, установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа         

10. Контроль органи­зации архивной    службы

10) Достижение уверенности в том,   что в системе хранения документов не будет допущено утери или исправления  первичной документации на протяже­нии всего срока ее  хранения                  

Проверка службой  ВК соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы 

Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи докумен­тации в архив  и сроков хранения первичной документации            

Инвентаризация дел в архивах

Информация о работе Внутренний аудит учета расчетов с поставщиками и заказчиками на примере ООО «Тиллев»