Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 12:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение внутреннего аудита организации учета расчетных операций с поставщиками и заказчиками.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретические и методологические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками;
2. охарактеризовать действующую практику внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев»;
3. сделать выводы о состоянии системы учета расчетов с поставщиками и заказчиками в организации;
4. дать рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев».
Введение
\Глава 1. Теоретические и методологические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками
1.1. Теоретические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками
1.1.1. Цели, задачи и значение внутреннего аудита учета операций по расчетам с поставщиками и заказчиками
1.1.2. Нормативное регулирование внутреннего аудита расчетов с поставщиками и заказчиками
1.2. Методологические основы внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками
1.2.1. Аудит организации системы внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и заказчиками
1.2.2. Порядок составления плана и программы внутреннего аудита расчетов с поставщиками и заказчиками.
Выводы по главе 1
Глава 2. Действующая практика внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев»
2.1. Характеристика ООО «Тиллев»
2.1.1. Общие сведения о предприятии
2.1.2. Анализ основных показателей деятельности организации
2.2. Действующая практика внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев»
2.2.1. План и программа внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками
2.2.2. Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и заказчиками
2.2.3. Аудит организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и заказчикам
Выводы по главе 2
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками в ООО «Тиллев»
Вывод по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
3
На основании проведенного исследования составляются план и программа проверки, определяются объемы выборки на отдельных участках учета в рамках данного раздела и способы отбора элементов проверяемой совокупности.
Для оценки системы внутреннего контроля аудитор собирает аудиторские доказательства для высказывания мнения об эффективности этой системы и принимает решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию.
Для проведения внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками аудитору необходимо составить план и программу аудита.
План аудита должен содержать цель и направление проверки, ответственных лиц за проведение проверки, период проведения проверки, а также рассчитать уровень существенности и уровень аудиторского риска.
Программа аудита должна содержать перечень аудиторских процедур по разделам аудита, период проведения, ФИО исполнителя и рабочие документы аудитора.
Рассмотрим аудиторские процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов проведенного анализа в программе проверки учета расчетов с поставщиками и заказчиками.
1. Организация первичного учета:
1.1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг. С помощью этой процедуры достигается уверенность в том, что в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: по операциям по поступлению ТМЦ путем репрезентативной выборки с помощью случайного или систематического отбора, по операциям по приобретению работ, услуг путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур. После этого необходимо сверить полученные данные с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.
1.2. Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты.
1.3. Проверка законности первичной учетной документации (ПУД), оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Цель проведения данной процедуры - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями).
1.4. Проверка соблюдения графика документооборота. С помощью этой процедуры устанавливается наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности.
1.5. Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах. В результате данной процедуры аудитор получает достаточное количество доказательств того, что при принятии документов к учету соблюдены шесть основных принципов:
- было достаточно оснований для регистрации каждого документа;
- все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;
- все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
- все документы зарегистрированы своевременно;
- все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;
- каждый документ принят к учету единожды.
1.6. Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД. Если в организации нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, то присутствует большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это может привести как к утере документов, так и различного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией (приписки, исправления в документах, уничтожение или подлог документов и т.п.). Организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет согласно п. 98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н.
2. Организация бухгалтерского учета:
2.1. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности. Цель этой процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и заказчиками, так как операции с кредиторской и дебиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности.
2.2. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. С помощью этой процедуры проверяется отражение на счетах учета операций по получению ТМЦ (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо принимать во внимание, что аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам и что материальные ценности (работы, услуги) по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором. Аудитору надлежит убедиться в том, что истребование документов по неотфактурованным поставкам производится в организации в разумные сроки. В случае неотфактурованных поставок, по которым подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов - налоговых и финансовых - документы еще не поступили), аудитору надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. Если же подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, то аудитору следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода.
2.3. Проверка расчетов по векселям выданным и расчетов по коммерческим кредитам. Если в организации практикуется проведение расчетов собственными векселями, то аудитору необходимо обратить внимание на то, что аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям. Кроме того, по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности следует проверить своевременность списания кредиторской задолженности на прочие доходы организации.
2.4. Проверка расчетов по претензиям. Претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск.
2.5. Проверка учета курсовых и суммовых разниц. Если у проверяемой организации есть поставщики-нерезиденты или расчеты между контрагентами-резидентами производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, то в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на прочие доходы и расходы организации.
2.6. Проверка правильности списания дебиторской задолженности за счет прочих расходов или за счет резервов по сомнительным долгам. В ходе этой процедуры аудитору необходимо выяснить, создаются ли в организации резервы по сомнительным долгам и были ли в течение проверяемого периода случаи списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Значение внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками состоит в том, что каждое предприятие в ходе осуществления своей деятельности ежедневно производит расчеты с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами.
Основная цель – установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и заказчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Источниками информации для указанных расчетов служат договоры поставки продукции (работ, услуг), акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книги покупок и продаж, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счету 60, 62, 76, Главная книга и т.д.).
Для внутреннего аудита учета расчетов с поставщиками и заказчиками аудитору необходимо составить план и программу аудита.
План аудита должен содержать цель и направление проверки, ответственных лиц за проведение проверки, период проведения проверки, а также рассчитать уровень существенности и уровень аудиторского риска.
Программа аудита должна содержать перечень аудиторских процедур по разделам аудита, период проведения, ФИО исполнителя и рабочие документы аудитора.
3
ООО «Тиллев» - издательско-полиграфическая фирма, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью. Выполняет консалтинговые услуги; издает и печатает книги, журналы, занимается оперативной полиграфией.
Фирма имеет 17–летний опыт работы, квалифицированный инженерный и технический персонал, производственный комплекс, оснащенный современной техникой, который обеспечивает выполнение заказов с уровнем качества, соответствующем высоким мировым стандартам. В арсенале предприятия имеется оборудование для офсетной печати (Хайдельберг, Айбидик), цифровые цветные и однокрасочные машины. На предприятии выполняется полный цикл полиграфических услуг от выполнения оригинал - макета, до полной отделки.
Функциональная структура ООО «Тиллев» подразумевает деление издательства на отдельные функциональные блоки, имеющие свои конкретные задачи и обязанности: редакционный, производственный, маркетинговый, финансово-экономический, кадровый. Организационная структура состоит из трех частей: редакционной, производственной и службы реализации. Также на предприятии имеются и вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, компьютерная служба, отдел художественного оформления. Возглавляет организацию Генеральный директор. В общем виде структура управления организации представлена на рис.1.
Рис.1. Структура управления ООО «Тиллев»
Характеристика ООО «Тиллев» будет неполной без анализа его основных показателей деятельности.
Рассмотрим основные показатели деятельности организации.
Основные показатели деятельности ООО «Тиллев» за 2006 - 9 мес. 2007 гг.
Таблица 3
Наименование показателей | Ед. изм. | Годы | Отклоне-ние (+;-) | Темп роста,% | |
2006 | 9 мес. 2007 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1) Выручка от продажи товаров | тыс.руб. | 5913 | 7334 | +1421 | 124,0 |
2) Численность персонала | чел. | 16 | 20 | +4 | 125,0 |
3) Среднегодовой объем продаж на одного работающего | тыс.руб. | 369,6 | 366,7 | -2,9 | 99,2 |
4) Фонд зарплаты труда всего персонала | тыс.руб. | 1380,3 | 1425,1 | +44,8 | 103,2 |
5) Зарплата на 1 рубль реализованных товаров | руб. | 23,3 | 19,4 | -3,9 | 83,3 |
6) Себестоимость проданных товаров | тыс.руб. | 4325 | 5556 | +1231 | 128,5 |
7) Себестоимость на 1 рубль выручки | руб. | 73,1 | 75,8 | +2,7 | 103,7 |
8) Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | тыс.руб. | 54 | 39 | -15 | 72,2 |
9) Фондоотдача | руб. | 109,5 | 188,1 | +78,6 | 171,8 |