Внутрихозяйственная отчётность в системе управленческого учёта (на примере ООО "Тамерлан")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание

В настоящее время российским предприятиям предоставлена полная юридическая, экономическая и предпринимательская самостоятельность, которая при относительной неразвитости рыночных механизмов и методов управления привела к снижению эффективности их хозяйственной деятельности. Это требует усиления функции организации, регулирования и управления на уровне субъектов предпринимательства.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что грамотно составленная внутрихозяйственная отчётность необходима предприятию

Содержание

ЗАДАНИЕ……………………………………………………………………….3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТЧЁТНОСТИ………………………………………………..……………………...6
1.1. Понятие, виды, цели составления внутрихозяйственной отчётности. Пользователи внутрихозяйственной отчётности ….…………………………..….6
1.2. Отчётность по сегментам бизнеса………………………...……………….9
1.3. Отчётность по уровням управления……………………………………...12
1.3.1. Отчёт об исполнении сметы центром затрат………………………….12
1.3.2. Отчёт центра прибыли…………………………………………………..14
1.3.3. Отчёт центра инвестиций……………………………………………….16
2. СОСТАВЛЕНИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТЧЁТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………..……………..18
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………18
2.2. Перечень и порядок составления внутрихозяйственной отчётности на предприятии………………………………………………………………….……..21
2.3. Решения, принимаемые на основе отчётности…………………………..24
2.4. Бюджетирование и внутренний контроль в системе управленческого учёта…………………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Maha.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

   Поскольку управляющие ЦП несут ответственность  и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчёты, используемые в системе учёта по ЦО для оценки ЦП, обычно имеют форму отчёта о прибыли. Эти отчёты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.

   Валовая прибыль от реализации определяется по формуле (1.1):

    ,                                                                                    (1.1)

   где - валовая прибыль от реализации центра прибыли;

    - чистая выручка от продаж;

    - производственная себестоимость  реализованной продукции.

   В свою очередь чистая выручка от продаж определяется по формуле (1.2):

    ,                                                                             (1.2)

   где - выручка от продаж на сторону;

    - выручка от продаж другим  ЦР по трансфертным ценам;

    - скидки и возврат.

   Производственная  себестоимость реализованной продукции определяется по формуле (1.3):

    ,                                                                                      (1.3)

   где - прямые затраты по оплате труда;

    - прямые материальные затраты;

    - накладные расходы данного  ЦО.

   Отчётность ЦП может быть расширена до показателя операционной прибыли.

   Операционная  прибыль – валовая прибыль, уменьшенная на величину операционных расходов.
   Операционные  расходы - расходы по реализации (коммерческие) и административные (общехозяйственные) расходы, но не включающие выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль (эти расходы осуществляет предприятие в целом). Операционные расходы, относимые на ЦП можно разделить на прямые и косвенные (нельзя непосредственно увязать с ЦП). Тогда в отчёт о прибыли можно ввести промежуточный показатель - остаточный доход.
   Отчеты  о прибыли, где сопоставляются соответствующие  величины затрат и поступлений центров  прибыли - второй уровень внутрифирменной управленческой отчётности.
   1.3.3. Отчёт центра инвестиций
   Центр инвестиций - подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку  и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить дочернее предприятие, имеющее право инвестировать собственную прибыль. Цель ЦИ - не только получение максимальной прибыли, но и достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, максимальной доходности инвестиций, увеличение акционерной стоимости.
   ЦИ  можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли. Поэтому к нему в равной мере применимы те же учётно-аналитические инструменты, что и к центрам ответственности других видов.
   Управление  затратами ЦИ осуществляют при помощи операционного бюджета, отчёта о его исполнении, баланса и отчёта о денежных потоках. Оценка эффективности функционирования ЦИ осуществляется путём расчёта аналитических показателей: традиционных (рентабельность капиталовложений, окупаемость вложенного капитала) и дисконтированием денежных потоков (внутренняя норма рентабельности, чистая приведённая стоимость).
   Поскольку обычно центром инвестиций является предприятие, то отчётность представляет собой традиционную финансовую отчётность предприятия. По абсолютным величинам прибыли нельзя сравнить деятельность подразделений. Относительную эффективность подразделения определяют при помощи специального аналитического показателя - рентабельности активов, определяемой по формуле (1.4):
    ,                                                                                                    (1.4)
   где - рентабельность активов;
    - сумма прибыли;
    - сумма активов.
   В качестве базы активов можно принять:
   1) суммарные активы, непосредственно идентифицируемые с отделением;
   2) операционные (используемые) активы - суммарные активы за вычетом незанятых активов, купленных для будущего использования;
   3) оборотный капитал – сумма текущих активов и других активов (ОС) за вычетом текущих обязательств (при этом исключается часть текущих активов, финансируемых краткосрочными кредитами).
   Для оценки и сравнения результатов  деятельности отделений показатель прибыли в формуле (1.4) можно определять как:
   1) операционную прибыль отделения, учитывающую распределенные на отделения операционные расходы предприятия в целом;
   2) остаточный доход.
   Другие  показатели деятельности центров инвестиций - рентабельность вложения капитала, абсолютные величины продаж, прибыли, оценка движения денежных средств.
   Специальные плановые и фактические аналитические  показатели, рассчитываемые для оценки деятельности центров инвестиций, составляют третий уровень внутренней управленческой отчётности.

 

   

   2. СОСТАВЛЕНИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТЧЁТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

   2.1. Краткая характеристика предприятия, его организационная структура

   Общество  с ограниченной ответственностью «Тамерлан» организовано 22.04.1999 г.

   Юридический и фактический адрес: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Кожзаводская 9. ИНН организации: 7722080343, КПП организации: 7722080456.

   Основной  вид экономической деятельности – оптово-розничная торговля, в  которой универсальным  ассортиментом  продаваемых товаров является косметическая и парфюмерная продукция, как отечественных производителей, так и зарубежных.

   Дополнительный  вид деятельности: сдача в аренду торговых площадей.

   ООО «Тамерлан» включает в себя:

   1. Оптовые склады и базы, на которых  осуществляется оптовая торговля, преимущественно с другими организациями по сопряженной отрасли;

   2. Места розничной торговли (магазины, торговые площади данной организации в крупных супермаркетах города Иркутска).

   Численность работающих составляет 53 человека, значит, ООО «Тамерлан» относится к малым предприятиям. К административно - управленческому персоналу относится четыре человека: генеральный директор, два заместителя директора и главный бухгалтер.

   Генеральный директор и два его заместителя  являются учредителями данной организации, имеют каждый свою долю в уставном капитале и несут совместную ответственность.

   На предприятии на основании решения председателя учреждена бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером.

   Основными задачами службы бухгалтерского учёта являются:

   1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении;

   2) применение прогрессивных форм и методов бухгалтерского учёта для обеспечения оперативности, достоверности, аналитичности и экономичности учетных данных.

   Аппарат бухгалтерии ООО «Тамерлан» состоит из 3 штатных работников, в том числе:

   1) главный бухгалтер;

   2) бухгалтер расчётной группы;

   3) бухгалтер по сбыту товаров.

   Функциональные  обязанности между сотрудниками бухгалтерии распределены нижеследующим  образом:

   1) главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, подписывает совместно с руководителем предприятия документы, служащие основанием для приемки и выдачи материалов и денежных средств, а также расчётных, кредитных, финансовых объектов. Несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности;

   2) бухгалтер расчётной группы подчиняется непосредственно главному бухгалтеру и осуществляет приём и контроль первичной документации для начисления заработной платы, обрабатывает их, производит начисление платежей налога на доходы физических лиц, формирует налоговые декларации и производит отчисления по страховым взносам в ПФР, расчётные ведомости в фонд социального страхования;

   3) бухгалтер по сбыту товаров подчиняется непосредственно главному бухгалтеру и осуществляет организацию сбыта продукции предприятия в соответствии с заключенными договорами, её отгрузки потребителям в сроки и объёме, установленные планом реализации. Обеспечивает учёт выполнения договоров, отгрузки и остатков нереализованных товаров, своевременное оформление транспортных, расчётных и платежных документов.

   Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учёте и отчётности, за достоверность содержащихся в документах данных несут генеральный директор предприятия и главный бухгалтер ООО «Тамерлан». Контроль за соблюдением использования графика документооборота осуществляет главный бухгалтер предприятия.

   Все рабочие места в бухгалтерии  снабжены компьютерами, поэтому бухгалтерский  учет ООО «Тамерлан» автоматизирован. Используется программный продукт «1С: Бухгалтерия 8».

   С самого начала своей работы и затем  в начале каждого календарного года предприятие заявляет в налоговые  органы и органы, ведающие его регистрацией, так называемую учётную политику на текущий год.

   Учётная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается генеральным директором.

   В ООО «Тамерлан» линейно-штабная организационная структура. Данной организационной структуру соответствует следующая схема (Рисунок 2.1):

   

   Рисунок 2.1. Схема линейно-штабной организационной структуры 

   Такой вид организационной структуры  является развитием линейной и призван  ликвидировать её важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.

   Как указывалось выше, самое высшее положение  в ООО «Тамерлан» занимает генеральный директор (руководитель организации). У него имеется два заместителя, которые являются руководителями каждый своего подразделения: первый заместитель является руководителем подразделения программного обеспечения, а второй - руководит маркетинговым подразделением. Каждый из них имеет в своём подчинении определенное количество работников, которые помогают принимать различного рода решения (штаб руководителя подразделения).

   Достоинства линейно-штабной структуры: некоторая  разгрузка руководителей, возможность  привлечения внешних консультантов и экспертов.

   2.2. Перечень и порядок составления внутрихозяйственной отчётности

   Внутрихозяйственная отчётность в ООО «Тамерлан» основывается на следующих первичных документах:

   1. Товарная накладная (форма ТОРГ-12): утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Эта форма составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остаётся в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Информация о работе Внутрихозяйственная отчётность в системе управленческого учёта (на примере ООО "Тамерлан")