Аспекты специальных налоговых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России идет активный процесс развития малого бизнеса, который начался еще в 1987 году, когда с принятием соответствующего законодательства в России стали активно развиваться производственные кооперативы, число которых составило на 1 января 1991года 132 тысячи. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» появились организационно-экономические и правовые условия развития малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………3

Теоретические аспекты специальных налоговых режимов……………………..5
1.1 Основные элементы УСН……………………………………………………...5

1.2 Основные элементы ЕНВД…………………………………………………...10

2. Влияние специального налогового режима на бюджет…………………………15

2.1 Анализ поступлений по УСН в бюджет ХМАО-Югры……………………..15

2.1 Анализ поступлений по ЕНВД в бюджет ХМАО-Югры……………………19

3. Пути развития……….………………………………………………………….......25

3.1 Последние изменения по УСН согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»……………………………….25

3.2 Последние изменения по ЕНВД согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»…………………………..……33

Заключение…………………………………………………………………………….….44

Список использованной литературы…………………………………………………....45

Приложение……………………………………………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 803.00 Кб (Скачать документ)

  • Характеристика  основных элементов единого налога на вмененный доход  
  •  Основные понятия, используемые главой 26.3, изложены в статье 346.27 НК. Данная статья дает понятие вмененному доходу.  Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

     Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности  может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ.

     Нормативными  правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются:

    1. виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД;
    2. значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

       Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД.

    Уплата  организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога:

    • на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    • налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    • ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    • НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

    Уплата  индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога:

    • на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    • ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    • НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

     Организации и индивидуальные предприниматели также уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

     При осуществлении нескольких видов  предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

     Объект  налогообложения - вмененный доход налогоплательщика

     Налоговая база - величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

     Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. Данные показатели представлены в таблице в статье 346.29 НК РФ. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

       При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, на корректирующий коэффициент К2 (Приложение 1). Этот коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 НК. При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние факторов, указанных в статье 346.27 НК на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода. Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

     Налоговый период – квартал.

     Налоговая ставка - устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.

     Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.

     Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Суммы ЕНВД зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. [11]

       Подводя итог, можно сказать, что современная система налогов и сборов РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием. Кроме того, ее использование требует наличия специального профессионального штата, имеющего образование и знания в области теории и практики налогового и бухгалтерского учета. [1, 604] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Влияние специального  налогового режима  на бюджет

         2.1 Анализ поступлений  по УСН в бюджет  ХМАО-Югры 

       Для начала необходимо выявить количество субъектов малого предпринимательства (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей), применяющих специальные налоговые режимы (рис. 1).

    Рисунок 1 – Динамика количества субъектов  малого бизнеса, применяющих УСН [8]

       По  данным рисунка 1, наблюдается положительная динамика роста количества малых предприятий, применяющих УСН. С 2005 по 2007гг. их количество увеличилось:

      • ИП – на 2368;
      • ЮЛ – на 2677.

       Это может быть обусловлено:

      • проведенной в 2003-2004гг. государственной политикой, которая привела к позитивным результатам;
      • совершенствованием законодательства РФ в отношении малого бизнеса:
      • Федеральный закон № 134-ФЗ от 14.01.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 № 132-ФЗ, от 10.01.2003 № 17-ФЗ, от 01.10.2003 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 02.07.2005 № 80-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ);
      • Федеральный закон № 128-ФЗ от 13.07.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» ((в ред. Федеральных законов от 13.03.2002 № 28-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 09.12.2002 № 164-ФЗ, от 10.01.2003 № 17-ФЗ, от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 11.03.2003 № 32-ФЗ, от 26.03.2003 № 36-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.03.2005 № 20-ФЗ, от 02.07.2005 № 80-ФЗ, от 31.12.2005 № 200-ФЗ, от 27.07.2006 № 156-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 29.12.2006 № 244-ФЗ, от 29.12.2006 № 252-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 134-ФЗ, от 19.07.2007 № 135-ФЗ, от 19.07.2007 № 136-ФЗ, от 04.11.2007 № 250-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ);
      • Федеральный закон № 129-ФЗ от 13.07.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ). По ним пересмотрены подходы к контролю над деятельностью предприятий, сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
      • Федеральный закон № 74-ФЗ от 11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ);
      • Постановление Правительства РФ от 22.04.2005г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2006г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;
      • Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
      • Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Рисунок 2 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры от субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения [8]

       Анализ  рисунка 2 показывает положительную динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. Общая сумма поступлений с 2005 по 2007гг. увеличилась в 2,1 раза. Это в первую очередь связано с увеличением количества субъектов малого предпринимательства. Во вторую – с изменениями в законодательстве РФ, которые благоприятствуют развитию малого бизнеса, и в связи с этим увеличивают налоговые поступления в бюджет.

       Таблица 1 – Доля объектов налогообложения  при УСН в общей сумме налоговых поступлений по годам

        Год    % в  общей сумме поступлений объекта  «доходы»    % в  общей сумме поступлений объекта  «доходы, уменьшенные на величину расходов»
           2005    78,35    21,65
           2006    78,66    21,34
           2007    78,37    21,63

       Как видно из таблицы 1 доля объектов в общей сумме налоговых поступлений в разрезе трех лет почти неизменна и колеблется лишь в сотых долях процента.  

          

    Рисунок 3 – Доля налога в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры (%) [8]

     Отталкиваясь от данных рисунка 3 можно сказать, что доля налога в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры очень низка.

      Вообще  статистика налоговых органов не дифференцирована по категориям предприятий различных размеров: все поступления от хозяйствующих субъектов идут в «общий котел» и подразделяются только в отраслевом разрезе и по видам налогов (хотя разделение по категориям предприятий было бы целесообразно, в том числе с точки зрения измеримости эффекта налоговых новаций). В этих условиях методики определения доли малых предприятий в налоговых поступлениях, естественно, отсутствуют, а соответствующие имеющиеся оценки отправляются от представлений о роли малых предприятий в занятости и производстве, об их выручке, в том числе от тезиса о более низкой их фондоемкости в сравнении со средними и крупными предприятиями. Эти оценки (по мнению ряда авторитетных экспертов, - 10-12%) дают только примерный порядок цифр, и проводить полноценный мониторинг динамики налоговых поступлений от сектора малого предпринимательства нельзя. Что касается налоговой статистики, то она отслеживает ситуацию лишь по двум налогам, собираемым с малого бизнеса: 1)единому, взимаемому по УСН; 2)единому налогу на вмененный доход для ряда видов деятельности. 1

    Информация о работе Аспекты специальных налоговых режимов