Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 21:14, курсовая работа
В настоящее время в России идет активный процесс развития малого бизнеса, который начался еще в 1987 году, когда с принятием соответствующего законодательства в России стали активно развиваться производственные кооперативы, число которых составило на 1 января 1991года 132 тысячи. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» появились организационно-экономические и правовые условия развития малого и среднего предпринимательства.
Введение……………………………………………………………………...……………3
Теоретические аспекты специальных налоговых режимов……………………..5
1.1 Основные элементы УСН……………………………………………………...5
1.2 Основные элементы ЕНВД…………………………………………………...10
2. Влияние специального налогового режима на бюджет…………………………15
2.1 Анализ поступлений по УСН в бюджет ХМАО-Югры……………………..15
2.1 Анализ поступлений по ЕНВД в бюджет ХМАО-Югры……………………19
3. Пути развития……….………………………………………………………….......25
3.1 Последние изменения по УСН согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»……………………………….25
3.2 Последние изменения по ЕНВД согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»…………………………..……33
Заключение…………………………………………………………………………….….44
Список использованной литературы…………………………………………………....45
Приложение……………………………………………………………………………....
Роль
единых налогов, собираемых с субъектов
малого предпринимательства, для бюджета,
пока невелика. Их удельный вес составляет
менее 1%. И это понятно, ибо основная часть
субъектов малого бизнеса (2/3 индивидуальных
предпринимателей и до 80% малых предприятий)
продолжает работать по общепринятой
системе налогообложения. [10]
2.2
Анализ поступлений
по ЕНВД в бюджет
ХМАО-Югры
В первую очередь необходимо определить какое количество субъектов малого предпринимательства, применяет ЕНВД (рис. 4).
Рисунок 4 – Динамика количества субъектов малого бизнеса, применяющих ЕНВД [8]
Исходя из данных рисунка 4, наблюдается положительная динамика роста количества малых предприятий, применяющих ЕНВД. С 2005 по 2007гг. их количество увеличилось:
Данная положительная динамика
может быть обусловлена теми
же составляющими, которыми
При этом заметна большая разница в количестве отдельных субъектов, применяющих ЕНВД. В 2005г. количество ИП в 7,4 раза больше количества юридических лиц, применяющих ЕНВД; в 2006г. - в 5,53 раза, в 2007г. – в 4,44 раза соответственно. Но данная разница между ИП и юридическими лицами сокращается, хотя и небольшими темпами.
Рисунок 5 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры от субъектов предпринимательства, применяющих ЕНВД [8]
Анализ рисунка 5 показывает положительную динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. Общая сумма поступлений с 2005 по 2007гг. увеличилась в 1,33 раза. Это также в первую очередь связано с увеличением количества субъектов малого предпринимательства. Но по сравнению с данными динамики налоговых поступлений в связи с применением УСН, числовые данные динамики налоговых поступлений в связи с применением ЕНВД выше.
Таблица 2 – Налоговые поступления в консолидированный бюджет ХМАО-Югры от субъектов предпринимательства при применении УСН и ЕНВД
2005 | 2006 | 2007 | |
При УСН (тыс. руб.) | 446 360 | 623 641 | 943 665 |
При ЕНВД (тыс. руб.) | 840 460 | 1 056 140 | 1 124 140 |
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что доля поступлений по ЕНВД намного выше доли поступлений по УСН в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. В 2005г. доля по ЕНВД больше доли по УСН в 1,88 раза, в 2006г. – в 1,69 раза, в 2007г. – в 1,19 раза соответственно. Получившиеся значения говорят о постепенном снижении разрыва между налоговыми поступлениями при применении УСН и ЕНВД.
Рисунок 6 – Доля налога в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры (%)[8]
Несмотря на то, что ранее в ходе анализа была выявлена большая доля поступлений от применения ЕНВД в отличие от применения УСН субъектами предпринимательства, на общем фоне общая доля налоговых поступлений от этих режимов невелика и составляет менее 1 % (см. табл. 3).
2005 | 2006 | 2007 | |
Доля УСН, % | 0,18 | 0,44 | 0,54 |
Доля ЕНВД, % | 0,33 | 0,63 | 0,64 |
Рисунок 7 дает представление об общем количестве субъектов малого предпринимательства и о тех субъектах из этого общего количества, которые применяют специальные налоговые режимы. Но для более наглядного изображения необходимо составить сводную таблицу (см. табл. 4).
2005 | 2006 | 2007 | |
Общее количество субъектов малого предпринимательства | 38 876 | 44 981 | 53 749 |
Количество субъектов малого предпринимательства, применяющих СНР | 32 760 | 41 631 | 45 513 |
Количество субъектов МП, принимающих УСН, в том числе: | 9356 | 12 267 | 14 401 |
Индивидуальные предприниматели | 5120 | 6653 | 7488 |
Юридические лица | 4236 | 5614 | 6913 |
Количество субъектов МП, принимающих ЕНВД, в том числе: | 23 404 | 29 364 | 31 112 |
Индивидуальные предприниматели | 20 617 | 24 866 | 25 400 |
Юридические лица | 2787 | 4498 | 5712 |
По
данным таблицы 4 можно сказать, что
количество субъектов малого предпринимательства,
применяющих специальные
Если
рассматривать конкретно
По диаграммам можно отметить, что субъекты предпринимательства в наибольшей степени применяют ЕНВД, нежели УСН.
Рисунок 8 – Поступление единого налога в консолидированный бюджет ХМАО-Югры [8]
Проводя
анализ рисунка 8, можно отметить то,
что поступления единого
По получившимся данным, можно отметить положительную тенденцию увеличения процента по единому налогу, поступающему в консолидированный бюджет ХМАО-Югры.
Исходя из всех представленных данных, можно сделать вывод, что необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса, т.к.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Малый бизнес может дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
3.1 Перспективы развития УСН
Федеральный закон от 22.07.2008г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» вносит поправки в главу 26.2, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.
Это порадует всех бухгалтеров: благодаря поправкам к статье 346.23 НК РФ декларацию потребуется сдавать лишь по итогам налогового периода. Налоговый период при УСН был и остается равным календарному году. Сроки прежние: для организаций – не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом, для предпринимателей – не позднее 30 апреля. За квартал, полугодие, девять месяцев отчитываться больше не придется.
Значительно переработано содержание статей 346.11 и 346.15 НК РФ. Если сейчас при УСН организации не являются плательщиками налога на прибыль, а ИП – плательщиками НДФЛ в отношении доходов от предпринимательской деятельности, то в связи с Законом № 155-ФЗ в статью 346.11 внесены изменения:
Из статьи 346.15 удалены два последних абзаца, согласно которым в налоговую базу не включались доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, а также дивиденды, налогообложение которых производит налоговый агент. Однако это не означает, что с доходов, указанных в статье 251, стает уплачиваться единый налог. Появился новый пункт 1.1, вобравший все виды поступлений, не учитываемых в налоговой базе при УСН. К ним относятся доходы:
Таим образом, с нового года «упрощенцы» должны будут уплачивать налог на прибыль и НДФЛ с некоторых доходов.
Ясность, внесенная Законом № 155-ФЗ в статьи 346.11 и 346.15 НК РФ, поставит, наконец, точку в спорах, перечислять ли налог на прибыль или НДФЛ с доходов от долевого участия, если получатель применяет УСН. В чем, собственно, состояла проблема? Статья 346.15 НК РФ давала повод заключить следующее. При УСН не учитываются в доходах дивиденды, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом исходя из статей 214 и 275 НК РФ. На основании этого Минфин России в письме от 10.04.2008 № 03-04-06-01/79 пришел к следующему выводу. Организации, выплачивающие дивиденды после 1 января 2008 года, должны удерживать налог на прибыль и НДФЛ (в зависимости от того, кому предназначены дивиденды) с доходов всех участников и акционеров, в том числе находящихся на УСН. Между тем согласно действующей статье 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не являются плательщиками налога на прибыль, а ИП не перечисляют НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности. То есть дивиденды, как и другие доходы налогоплательщиков данной категории, вообще не должны были облагаться этими налогами. Поправками снимают противоречие, и организации – источники выплаты дивидендов будут с 2009 года удерживать налог на прибыль или НДФЛ, руководствуясь четко сформулированным законом. Ставки налогов, начисляемых на дивиденды, указаны в пункте 3 статьи 284 и пункте 4 статьи 224 НК РФ.