Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание понятия «налог»;
2) охарактеризовать структуру и принципы действующей налоговой системы в российской федерации;
3) проанализировать перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение
Глава I. Налогообложение
Сущность налогов и их функции
Виды классификации налогов
Глава II. Характеристика налоговой системы РФ
Основные принципы построения налоговой системы
Структура действующей налоговой системы РФ
Глава III. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Экономическая эффективность налогов в общественном секторе
3.2 Особенности современной налоговой политики
3.3 Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

научная работа.docx

— 76.64 Кб (Скачать документ)

«Ежегодная Всероссийская Олимпиада  развития Народного хозяйства России»

Содержание

Введение

Глава I. Налогообложение

  1. Сущность налогов и их функции
  2. Виды классификации налогов

Глава II. Характеристика налоговой системы РФ

  1. Основные принципы построения налоговой системы
  2. Структура действующей налоговой системы РФ

Глава III. Налоговая политика Российской Федерации

3.1. Экономическая  эффективность налогов в общественном  секторе

3.2 Особенности современной налоговой политики

3.3 Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятий. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно- директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств  и ликвидации убыточных предприятий.

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные  законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере  и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются  по набору, способом взимания, ставкам  налогов, финансовым полномочиям различных  уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в  федеративных и унитарных государствах.

Осуществляемый в России переход  к рыночным отношениям потребовал выработки  новой фискальной политики, играющей ведущую роль в системе мер  государственного воздействия на экономические  процессы в стране. Ведущее место  при этом отводится налоговой  системе, отвечающей требованиям рыночной экономики, то есть стимулирующей, а  не подавляющей экономический рост. В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов  доли ВВП) в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система  является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов  построения налоговой системы применительно  к особенностям развития государства  федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение  проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности  состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались  для расширения сферы налоговых  изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.

Объектом исследования является действующие налоги в РФ.

Предмет исследования – налоговая система Российской Федерации.

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ.

Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:

1) раскрыть  сущность и содержание понятия  «налог»; 

2) охарактеризовать  структуру и принципы действующей  налоговой системы в российской  федерации;

3) проанализировать  перспективы развития налоговой  системы РФ.

 

1.1 Сущность налогов и  их функции

Налог - это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.1

В налоговом кодексе РФ дается следующее  понятие налога и сбора:

под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организацией и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части  валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта (ВВП):

- работники, своим трудом создающие  материальные и нематериальные  блага и получающие определенный  доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы  капитала.

Функция налога – это проявление сущности в действии, способ выражения его свойств.  Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

В экономической литературе разные авторы приводят две, три и четыре выполняемых налогом функций. На наш взгляд, в условиях рыночных отношения налогам присущи три  функции: фискальная, контрольная и  распределительная. В свою очередь  через распределительную функцию  путем налогового регулирования  осуществляются: стимулирующая, сдерживающая подфункции и подфункции производственного  назначения.

Таблица 1

Функции налогов

Фискальная функция

Распределительная функция

Контрольная функция

 

Формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах

Государственное регулирование в  организации хозяйственной жизни  в стране

Оценивается эффективность каждого  налогового канала, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  политику.

Стимулирующая подфункция

Сдерживающая подфункция

Подфункция воспроизводственного назначения

 

Реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения

Является обратной по отношению к  стимулирующей;

направлена на сдерживание  развития отдельных отраслей экономики

Плата за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды и  т.п.


 

В книге «Экономика»2 П.Самуэльсон отмечает, что фискальная политика – это политика налогообложения и государственных расходов, а также методов финансирования этих расходов. Без фискальной и кредитно – денежной политики экономическая система в отдельные годы может подвергаться опасности дефляционного разрыва. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику независимо от того, сознает оно или нет. Вопрос о том, является ли эта политика конструктивной или неосознанной и непоследовательной?

Под конструктивной фискальной политикой  при этом понимается установление такого государственного налогообложения и таких государственных расходов, которые, во-первых, помогали бы гасить колебания экономического цикла и, во-вторых, вели бы к поддержанию развивающейся экономики высокой занятости, свободной от чрезмерной инфляции или дефляции.

Таким образом, фискальная политика –  это совокупность финансовых мероприятий  государства по регулированию государственных  доходов и расходов для достижения определенных социально – экономических  целей. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных  стратегических задач.

Распределительная функция  налогов. Изначально эта функция носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем – и финансировать социальную сферу (образование, здравоохранение и т.д.)

По мере дальнейшего развития, увеличения масштабов народного хозяйства  расширились границы государственного регулирования в организации  хозяйственной жизни в стране. Появились регулирующие функции, осуществляемые через налоговый механизм. Кроме  того, в налоговом регулировании  появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также  подфункции воспроизводственного назначения.

Контрольная функция налогов. Эта функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их составления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимости внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Осуществление контрольной функции  налогов, ее полнота и глубина  в известной мере зависят от налоговой  дисциплины. Суть ее в том, чтобы  налогоплательщики (юридические и  физические лица) своевременно и в  полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги.

Контрольная функция налогов направлена на осуществление  контроля со стороны государства  за финансово-хозяйственной и предпринимательской  деятельностью хозяйствующих субъектов  и граждан, а также за источниками  доходов и направлениями их расходования.  В результате этого принимаются  меры по обеспечению поступления  налогов и сборов в бюджетную  систему страны в запланированных  объемах.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе: плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями; платежи за пользование природными ресурсами; отчисления в дорожные фонды; отчисления на воспроизводство минерально–сырьевой базы, лесные подати. Эти налоги отличает четкая отраслевая принадлежность.

1.2. Виды классификации налогов

Государство использует для косвенного воздействия  на экономику и формирования своих  доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки  налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать  различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий  налоги, порядок введения налога, уровень  бюджета, в который зачисляется  налог, целевая направленность налога и др.

В зависимости  от метода установления налогов и  способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.3

Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно  облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических  лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс  извлечения прибыли (дохода). Косвенные  налоги связаны с экономическим  потенциалом налогоплательщика  лишь косвенно, они взимаются через  цену товара и вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования  прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.

Внутри  этой классификации тоже имеются  подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного  дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся  налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.

Информация о работе Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России