Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание понятия «налог»;
2) охарактеризовать структуру и принципы действующей налоговой системы в российской федерации;
3) проанализировать перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение
Глава I. Налогообложение
Сущность налогов и их функции
Виды классификации налогов
Глава II. Характеристика налоговой системы РФ
Основные принципы построения налоговой системы
Структура действующей налоговой системы РФ
Глава III. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Экономическая эффективность налогов в общественном секторе
3.2 Особенности современной налоговой политики
3.3 Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы
Заключение
Список использованной литературы
«Ежегодная Всероссийская
Содержание
Введение
Глава I. Налогообложение
Глава II. Характеристика налоговой системы РФ
Глава III. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Экономическая
эффективность налогов в
3.2 Особенности современной налоговой политики
3.3 Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Среди экономических рычагов, при
помощи которых государство
Применение налогов является одним
из экономических методов
В условиях перехода от административно- директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоги представляют собой обязательные
и безвозмездные платежи, установленные
законодательством и
Осуществляемый в России переход
к рыночным отношениям потребовал выработки
новой фискальной политики, играющей
ведущую роль в системе мер
государственного воздействия на экономические
процессы в стране. Ведущее место
при этом отводится налоговой
системе, отвечающей требованиям рыночной
экономики, то есть стимулирующей, а
не подавляющей экономический
Для современной России особо важное
значение имеет отработка принципов
построения налоговой системы
Объектом исследования является действующие налоги в РФ.
Предмет исследования – налоговая система Российской Федерации.
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание понятия «налог»;
2) охарактеризовать
структуру и принципы
3) проанализировать
перспективы развития
1.1 Сущность налогов и их функции
Налог - это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.1
В налоговом кодексе РФ дается следующее понятие налога и сбора:
под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организацией и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.
Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта (ВВП):
- работники, своим трудом
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
Функция налога – это проявление сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
В экономической литературе разные
авторы приводят две, три и четыре
выполняемых налогом функций. На
наш взгляд, в условиях рыночных
отношения налогам присущи три
функции: фискальная, контрольная и
распределительная. В свою очередь
через распределительную
Таблица 1
Функции налогов | |||
Фискальная функция |
Распределительная функция |
Контрольная функция | |
Формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах |
Государственное регулирование в
организации хозяйственной |
Оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. | |
| |||
Стимулирующая подфункция |
Сдерживающая подфункция |
Подфункция | |
Реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения |
Является обратной по отношению к стимулирующей; направлена на сдерживание развития отдельных отраслей экономики |
Плата за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды и т.п. |
В книге «Экономика»2 П.Самуэльсон отмечает, что фискальная политика – это политика налогообложения и государственных расходов, а также методов финансирования этих расходов. Без фискальной и кредитно – денежной политики экономическая система в отдельные годы может подвергаться опасности дефляционного разрыва. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику независимо от того, сознает оно или нет. Вопрос о том, является ли эта политика конструктивной или неосознанной и непоследовательной?
Под конструктивной фискальной политикой при этом понимается установление такого государственного налогообложения и таких государственных расходов, которые, во-первых, помогали бы гасить колебания экономического цикла и, во-вторых, вели бы к поддержанию развивающейся экономики высокой занятости, свободной от чрезмерной инфляции или дефляции.
Таким образом, фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных доходов и расходов для достижения определенных социально – экономических целей. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач.
Распределительная функция налогов. Изначально эта функция носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем – и финансировать социальную сферу (образование, здравоохранение и т.д.)
По мере дальнейшего развития, увеличения
масштабов народного хозяйства
расширились границы
Контрольная функция налогов. Эта функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их составления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимости внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Контрольная
функция налогов направлена на осуществление
контроля со стороны государства
за финансово-хозяйственной и
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.
Подфункцию
1.2. Виды классификации налогов
Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др.
В зависимости от метода установления налогов и способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.3
Прямые
налоги взимаются в процессе накопления
материальных благ, ими непосредственно
облагаются трудоспособность физических
лиц или экономический
Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.
Информация о работе Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России