Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание понятия «налог»;
2) охарактеризовать структуру и принципы действующей налоговой системы в российской федерации;
3) проанализировать перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение
Глава I. Налогообложение
Сущность налогов и их функции
Виды классификации налогов
Глава II. Характеристика налоговой системы РФ
Основные принципы построения налоговой системы
Структура действующей налоговой системы РФ
Глава III. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Экономическая эффективность налогов в общественном секторе
3.2 Особенности современной налоговой политики
3.3 Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

научная работа.docx

— 76.64 Кб (Скачать документ)

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных  территорий, проценты отчислений могут  меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. 

Таким образом, можно  сделать вывод, что с экономических  позиций налоги представляют главный  инструмент перераспределения доходов  и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами. Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания  прямого и косвенного обложения  можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства  и экономическим интересам налогоплательщиков.

Основная задача налогового регулирования - сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем  социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Налоговая система Российской Федерации8                            Таблица 2

Федеральные налоги

Региональные налоги

налог на добавленную стоимость 

налог на имущество организаций

акцизы 

налог на игорный бизнес

налог на доходы физических лиц 

транспортный налог

единый социальный налог 

 

налог на прибыль организаций 

 

налог на добычу полезных ископаемых

 

водный налог

 

сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов

 

государственная пошлина

 

Местные налоги

земельный налог

налог на имущество физических лиц


 

Ставки  налогов устанавливаются законодательными актами РФ, законами республик и  решениями органов власти  краев, областей, автономных образований, органами местного самоуправления.

Ключевое  место в системе  налогового законодательства занимает Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1, в котором определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, республиканских в составе РФ, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обязанность и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

К базовым  относится Закон РФ «О Государственной  налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г. №943-1, в котором дается определение  государственной налоговой службы как единой системы контроля за соблюдением  требований налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления  налогов в бюджетную систему  РФ и платежей в государственные  внебюджетные фонды.

В 1998 г. была принята  и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса РФ, последняя редакция от 28.09.2010 года.

Вторая  часть Кодекса принята Государственной  Думой 19 июля 2002 г.; одобрена Советом  Федерации 26 июля 2002 г. и подписана  Президентом РФ 5 августа 2002 г., последняя редакция от 28.09.2010 года.

 

Глава III. Налоговая политика Российской Федерации

3.1. Экономическая эффективность  налогов в общественном секторе

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет  возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров  и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги — основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Как говорит  А.А. Горшков «доходы общественного  сектора складываются из налоговых  поступлений, а также доходов  принадлежащих государству предприятий  и организаций. Налоги в данном случае понимаются широко. Они включают все  виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство  и путей оптимизации налоговой  системы относится к числу  важнейших задач экономики общественного  сектора».

Коренной  признак налогов — их принудительный характер. С этой точки зрения к  ним относятся «не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в  государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему».

Широкое понимание налогов помогает уяснить  единую природу и взаимозаменяемость многих из них. Так, «общественное финансирование здравоохранения может осуществляться из бюджета за счет разнообразных  налоговых поступлений либо из специально созданного государственного фонда  за счет целевых платежей в этот фонд. Каждый из вариантов имеет  свои преимущества и недостатки».

В целом  ряде стран важнейшим источником средств для общественного сектора  выступает прямое налогообложение  личных доходов граждан и прибыли  предприятий.

В России наибольшее место в совокупных доходах  общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и платежи в  различные внебюджетные фонды. Для  федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог  на добавленную стоимость.

Как утверждает А.А. Горшков, «в идеале первичным должно быть выявление готовности платить  за каждое из общественных благ. Суммарное  налоговое бремя выступало бы в этом случае лишь некоторой итоговой характеристикой процесса, подобно  тому как, например, определение суммарных потребительских расходов на продовольствие не предшествует конкретным покупкам хлеба, молока, мяса или овощей, а всего лишь помогает составить обобщенное представление о результатах множества конкретных актов потребительского выбора».

Размеры и структура налогообложения  должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое  целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

Увязка  налога с конкретным направлением расходования средств, например с конкретным видом  общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой  налога. Если налог имеет целевой  характер и соответствующие поступления, не могут расходоваться ни на какие  иные цели, кроме той, ради которой  он введен, он называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью  немаркированных налогов, могут  использоваться для решения самых  разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет. В обществе маркированные  налоги, в принципе, способны служить  наиболее адекватным выражением спроса на конкретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования  средств для последующих индивидуальных выплат.

Так, в  государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты  пенсий, в фондах медицинского страхования  — для покрытия расходов на лечение  и т.д. Выплаты из подобного рода фондов представляют собой частные  блага. Общественными благами в  данном случае являются те организации  и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.

C точки зрения А.А. Горшкова «именно стремление обеспечить общенациональный охват и элементы перераспределения оправдывают принудительный (налоговый) характер платежей, а значит, и участие государства в формировании и расходовании соответствующих фондов. Однако, будучи по своему назначению близкими к взносам в частные страховые компании и пенсионные фонды, эти платежи, как правило, естественным образом приобретают маркированный характер и не растворяются в бюджете.

Типичный  налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения  средств между разными оборонными программами, в то же время склонен  держать под контролем связь  между пенсионными взносами и  пенсией, которую предстоит получать ему лично».

В ряде случаев  «маркированными бывают и иные налоги, которые в отличие от пенсионных и других подобных платежей целиком  предназначены для финансирования производства общественных, а не частных  благ. Так, в ряде стран средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую  долю расходов по их финансированию. Однако большая часть общественных благ, поставляемых государством, финансируется  за счет немаркированных налогов».

Единственный  смысл и оправдание налогов в  обществе — служить выражением спроса налогоплательщиков на общественные блага  и признанных гражданами принципов  перераспределения доходов.

В то же время в силу изъянов государства  налоговые системы на практике не способны вполне безукоризненно выполнять  данную миссию.

Коль  скоро принудительное изъятие средств  налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение  должно в равной степени применяться  ко всем гражданам.

Вывод: налоги рассматриваются не как способ мобилизовать средства на содержание неких надэкономических структур, а скорее в качестве формы, которую приобретают затраты  на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим  гражданам.

По сути, предполагается, что государство  и его органы, подобно другим производителям товаров и услуг, получают (или  должны получать) ресурсы лишь постольку, поскольку им удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы  лучше потенциальных конкурентов  из числа частных фирм.

При этом даже бесспорный успех в удовлетворении той или иной потребности не дает государству оснований для безграничной экспансии так же, как, например, способность корпорации эффективнее  других производить автомобили не гарантирует  ей завоевание рынка пищевых продуктов.

Кроме того, за потребителями, в роли которых  выступают избиратели, остается бесспорное право добиваться минимизации своих  затрат (налогов).

По мнению Рыманова А. Ю. «влияние системы налогообложения  на хозяйственную деятельность предприятий  в условиях развитой экономики можно  оценивать с точки зрения эффекта  дохода и эффекта замещения. Поскольку  любые налоги уменьшают доход  налогоплательщиков, они влияют на принятие экономических решений, планирование их деятельности. Например, в связи  с уменьшением доходов в результате прогрессивного налогообложения производители могут сократить объём выпуска продукции. Такое воздействие налогообложения можно характеризовать как эффект дохода».

Эффект  замещения связан с поиском таких  видов деятельности, за счёт осуществления  которых можно уменьшить воздействие  налогов. Например, если под налогообложение  попадают инвестиции, то теряется стимул для развития производства. Налоги, вызванные подобным эффектом замещения, являются искажающими: они побуждают  налогоплательщиков, инвесторов принимать  менее эффективные решения, чем  те, которые были бы приняты при  их отсутствии. Не оказывающие такого действия налоги являются неискажающими  или нейтральными, именно они характеризуют  экономическую нейтральность налогообложения.

По мнению Горшкова А. А. «проблема экономической  эффективности налогов может  рассматриваться в двух разных плоскостях. С одной стороны, встает вопрос об эффективности аллокации ресурсов внутри общественного сектора. Повышение  эффективности в данном случае предполагает увязку налогового бремени с потребностями  в общественных благах».

Однако, существует и другая сторона данной проблемы. Коль скоро налог введен, он влияет на аллокацию ресурсов за пределами общественного сектора. Если, например, инвестиции в промышленность облагаются большими налогами, у предпринимателей теряется заинтересованность в развитии промышленного производства. Если очень  высок уровень импортных и  экспортных пошлин, нет особого стимула  заботиться о производстве продукции, конкурентоспособной на мировом  рынке. Если прогрессивный подоходный налог построен таким образом, что  средняя норма налогообложения  возрастает очень быстро, он тормозит повышение эффективности.

Информация о работе Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России