Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание понятия «налог»;
2) охарактеризовать структуру и принципы действующей налоговой системы в российской федерации;
3) проанализировать перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение
Глава I. Налогообложение
Сущность налогов и их функции
Виды классификации налогов
Глава II. Характеристика налоговой системы РФ
Основные принципы построения налоговой системы
Структура действующей налоговой системы РФ
Глава III. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Экономическая эффективность налогов в общественном секторе
3.2 Особенности современной налоговой политики
3.3 Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

научная работа.docx

— 76.64 Кб (Скачать документ)

 

 

3.2. Особенности современной налоговой политики

Налоговое регулирование процесса воспроизводства осуществляется в  ходе проведения системы особых мероприятий  в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование затрагивает не только отдельные отрасли и сферы производства, но и всю экономику во всем многообразии ее форм.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего  продукта (ВВП) и валового национального  дохода (ВНД) страны.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Налоги как  инструмент перераспределения ВВП  и ВНД оказывают влияние с  некоторым опозданием от действующих  тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи здесь  эффективен только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (стимулирование в период депрессии  и ограничение в период предельного  экономического подъема).

Так как налоговые поступления  следуют за объемами и темпами  производства с некоторым опозданием, то автоматический рост налогов может  привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации с целью повышения стимулов к  инвестированию необходимо снижать  налоги.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного  воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает  необходимые условия для ускоренного  накопления капитала в наиболее перспективных  отраслях, определяющих научно-технический  прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. Нередки случаи, когда  налоговые льготы предоставляются  преимущественно тем фирмам, которые  действуют в рамках принятой государственной  экономической программы.

Налоговый механизм используется для  выравнивания уровня развития страны по регионам, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах  путем частичного или полного  освобождения от налогов находящихся  там предприятий, предоставления им возможности ускоренной амортизации  основных средств, и т.д.

Налоговая система должна содержать  в качестве составной части эффективный  механизм стимулирования капиталовложений в развитие экономики.

Основными инструментами налогового регулирования выступаю налоговые  льготы, скидки и кредиты. Увеличивая или уменьшая их размер, государство  регулирует масштабы и темпы накопления капитала, сообразуясь с реальными  экономическими тенденциями в стране. Своеобразной формой налоговой скидки, призванной стимулировать рост инвестиций и ускорение процесса обновления активной части основных производственных фондов, выступает ускоренная амортизация. Списание на себестоимость в течение одного года основной части первоначальной стоимости законодательно определенных видов производственного оборудования и техники позволяет предприятиям уменьшить суммы, облагаемой налогами прибыли. Это дает им возможность снизить как абсолютный размер налогов, так и их относительную величину – удельный вес в прибыли, цене товара.

Ставка НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2011 году.9

Ставка  НДС - 18%. Применяется чаще всего

Ставка  НДС на отдельные группы товаров - 10%

Ставка  НДС - 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, точнее смотрите подпункты с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФ

В определенных случаях применяются  так называемые расчетные ставки:

  • Производная от ставки НДС 10% - рассчитывается как (10/(100+10) ) * 100%
  • Производная от НДС 18% - рассчитывается как ( 18 / (100 + 18) ) * 100%10

Ставка налога на прибыль.11

С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль в размере 20%, при этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Кроме основной ставки налога на прибыль установлены  так называемые специальные ставки:

  • Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%
  • Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов - 0%, 9%, 15%
  • Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства - 10%, 20%
  • Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%

Ставка налога на доходы физических лиц.12

Основная  ставка НДФЛ в 2011 году - 13%.

Применяется для любых доходов, за исключением  тех для которых установлены  специальные ставки НДФЛ - 9%, 15%, 30%.

Ставкой НДФЛ 30% облагаются:

доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия  в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Ставка  НДФЛ 15% действует в отношении:

доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  РФ, в виде дивидендов от долевого участия  в деятельности российских организаций 

Ставка  НДФЛ 9% применяется для:

  • доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ
  • доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Ставки налогов в 2011 году при применении специальных налоговых режимов:13

Ставка  ЕСХН в 2011 году (единого сельскохозяйственного налога) - 6%

Ставка  ЕНВД в 2011 году (единый налог на вмененный доход) - 15% от вмененного дохода

Ставка  УСНО в 2011 году с объектом обложения доходы (упрощенная система налогообложения) - 6%

Ставка  УСНО в 2011 году с объектом обложения доходы минус расходы - 15%

Законами  субъектов Российской Федерации  могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости  от категорий налогоплательщиков.

Таким образом, налоговая политика во многом определяет ход и направления  хозяйственно-финансовых процессов, поэтому  государство должно учитывать реакцию  экономических институтов на те или  иные налоговые воздействия. Совершенствуя  систему налогов и налоговых  льгот, оно сдерживает или стимулирует  определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства  или отдельных товаропроизводителей, что, в конечном счете, сказывается  на состоянии экономики и жизненном  уровне населения.

 

3.3. Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы

Одним из важнейших направлений налоговой  политики в долгосрочной перспективе  является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.

В Бюджетном  послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной  политике в 2010-2012 годах» определено, что  налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач —  модернизацию российской экономики  и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. В  трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой  политики составлены с учетом преемственности  ранее поставленных базовых целей  и задач и направлены на создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

Важнейшее изменение коснется уплаты страховых  взносов. Напомним, что с января 2011 года страховые взносы уплачиваются по ставке 34 %, при этом льготные категории  уплачивают страховые взносы по ставке 26%.

С 2012 года планируется снижение совокупного  тарифа страховых взносов до 30 %, которым облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2012 год), с одновременным установлением  тарифа в размере 10 % от суммы выплат, превышающей установленный предел.

Что касается льготных категорий налогоплательщиков, то совокупный тариф предполагается снизить до 20 % от суммы выплат на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям  за 2012 год), и одновременно установить тариф в размере 7 % от суммы выплат, превышающий установленный предел. Льготный тариф в указанном размере  предполагается установить также и  в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных  организаций.

Большие изменения планируется провести в части налогообложения акцизами. Теперь налоговая ставка по акцизам  будет повышаться опережающими темпами  по сравнению с уровнем инфляции.

То же самое и коснется акцизов на сигареты, при этом планируется установить акцизы акциза в одинаковом размере  на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра (папиросы).

С 2012 г. планируется  введение в действие новой глава 26 «Патентная система налогообложения» части второй Кодекса. Указанный  режим налогообложения будет  предназначен для применения индивидуальными  предпринимателями.

Изменения в области специальных режимов  налогообложения коснутся лишь единого  налога на вмененный доход, а именно планируется сократить некоторые  сферы его применения. Пока разговор только идет об исключения из перечня  видов деятельности следующих:

- розничная  торговля, осуществляемая через  магазины и павильоны с площадью  торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому  объекту организации торговли;

- оказание  услуг общественного питания,  осуществляемых через объекты  организации общественного питания  с площадью зала обслуживания  посетителей не более 150 квадратных  метров по каждому объекту  организации общественного питания. 

В дальнейшем планируется отменить систему налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.

Одним из важнейших планируемых изменений  налогового законодательства в 2012 году является введение налога на недвижимость. Данный налог должен заменить собой  три уже существующих статьи –  налог на имущество физических, юридических  лиц и на землю. При этом, как  полагается, поступления в бюджет должны будут оставаться на том же уровне, что и раньше. То есть, предприятия  станут платить меньше, а граждане – больше. Это связано с тем, что начисление налогов сейчас основывается на стоимости недвижимости, которую  представляет БТИ. Новый проект будет  основываться на кадастровой (рыночной) цене. Не сложно сделать вывод, что  стоимость какого-нибудь завода будет  оценена в меньшую сумму, чем  домик в престижном районе.

Таким образом, для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой  базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость  объектов недвижимости. Поэтому для  реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному  наполнению государственного кадастра недвижимости.

В настоящее  время основные элементы налогообложения  по налогу на недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения  налоговой базы при исчислении налога на недвижимость. Как показывают предварительные расчеты при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость, физическим лицам - собственникам жилой недвижимости целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.

Информация о работе Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России