Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том ( актульность должна быть в начале вывода) что в сложившейся ситуации, при которой доходные источники федеральных, региональных и местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на органы всех уровней власти, возникает необходимость повышения качества системы налогового контроля. В частности, стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 3
Сущность, основные формы и методы налогового контроля 3
Информационная база проведения налогового контроля 10
Методика проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 24
2.1. Характеристика деятельности ИФНС по городу Новороссийск Краснодарского края 24
2.2. Характеристика и анализ контрольно-проверочной работы ИФНС по г. Новороссийску 27
2.3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки 34
2.4 Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки 42
ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 48
3.1. Направления совершенствования организации и проведения налогового контроля 48
3.2. Повышение эффективности контрольной работы налогового контроля 53
3.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа состоит из  1 файл

формы и методы налоговой проверки (курсовая) Н-1299 Мамулашвили.docx

— 181.18 Кб (Скачать документ)

Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Е. В. Поролло различает методы налогового контроля в зависимости от того, является он документальным или фактическим[21, c.280].

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая  операция находит отражение в  аналогичных документах организации  — контрагента и в других документах и учетных записях; экономический  анализ.

Фактический налоговый контроль предусматривает использование  таких методов, как: учет налогоплательщиков; исследование документов; получение  объяснений (допрос свидетелей); осмотр помещений и предметов; инвентаризация; привлечение специалиста; сопоставление  данных о расходах физических лиц  их доходам; экспертиза; экстраполяция.

Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов обязанных и уполномоченных лиц при осуществлении налогового контроля.

Тем не менее, эффективность отдельных мероприятий налогового контроля во многом будет зависеть от последовательности и сочетания применяемых при их проведении методов налогового контроля. 
Поэтому налоговые органы разрабатывают различного рода методические рекомендации, содержащие указания по наиболее эффективному осуществлению тех или иных видов контрольных мероприятий.

Таким образом, формы и  методы налогового контроля — это  неразрывные и дополняющие друг друга элементы налогового контроля, от которых на практике зависит обеспечение  контроля над соблюдением всеми  участниками налоговых правоотношений норм законодательства о налогах  и сборах.

 

 

1.2. Информационная база проведения налогового контроля

 

Современная система управления, как сложная система, может эффективно функционировать только при наличии  достаточного информационного обеспечения. Интегрированный информационный источник системы управления — учетно-аналитическая  информация, позволяющая оценить  финансовые возможности, принять эффективные  управленческие решения при достижении целей управления. От того, как будет  построена информационная система, зависит достижение цели и выполнение задач управления, а значит, и  эффективность управления.

При этом важно обеспечить комплексный подход к управлению с позиций эффективной организационно-управленческой структуры налоговых органов, качественного  изменения содержания функций управления, а также реализации всех форм и  методов налогового администрирования  и контроля.

Больший эффект достигается  при создании многопользовательских  банков информационных данных с выделением приоритет и разграничением прав доступа по подразделениям и индивидуальным пользователям. В этом случае производится накопление и обработка данных, поступающих  от подразделений организаций в  соответствии с установленными функциями, и передача информации для оценки и принятия решений на рабочие  места уполномоченных на это специалистов и руководства, обеспечивает полнота  и актуальность информационного  банка данных без нарушения традиционных и отлаженных взаимосвязей.

Понятие информации является одним из ключевых в современной  науке, её значение и ценность стремительно растут, меняются методы работы с ней. Важное практическое значение имеют  качество и оперативность реализации информации. 

В целях целенаправленного  отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые  органы используют информационные ресурсы  МНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников. 

Работа налогового органа по формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям[23, c.27]:

- непрерывность - обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках; 
     -     систематизация - создание информационных баз данных в разрезе каждого налогоплательщика (досье налогоплательщика);

- актуализация - своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;

-      полнота - наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;

- достоверность - предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел. В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников, направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы, истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений, получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; 
     - организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС "Налог").

В целях осуществления проверки потоков поступающей в налоговые инспекции информации на условие выполнения этих критериев производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений); получение объяснений и документов, подтверждающих правильности исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включении имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов[27, c.32].

Вся поступающая в налоговые инспекции информация, по мнению О.А. Мироновой, может быть разделена на следующие потоки:

  1. Сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории.
  2. Информация о поступлении и возврате налогов и других платежей.
  3. Сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками.
  4. Информация, необходимая для организации работы инспекции[16, c.408].

Информационное обеспечение включает в себя: систему классификации и кодирования; унифицированную систему документации; иерархическую систему банков данных; систему защиты данных.

По способу получения  учетно-аналитическая информация, используемая в налоговом контроле, может быть разделена на: информацию, собираемую самой налоговой инспекции в ходе контрольной работы; информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов  на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено  НК РФ. Налоговые органы имеют право: получать от банков по мотивированному  запросу справки по операциям  и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность; проводить встречные  проверки, если при проведении камеральных  и выездных налоговых проверок возникает  необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с  иными лицами.

Информация, поступающая  от сторонних организаций, весьма объемна  и разнообразна и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам («поставщикам») информации можно выделить информацию, поступающую: от налогоплательщиков (плательщиков сборов); налоговых агентов; банков и органов казначейства; органов  власти и управления; других налоговых  органов; других источников[9, c.144].

От банков и органов  казначейства в налоговую инспекцию  поступают сведения об уплаченных налогах  и сборах, о возвратах и зачетах  излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов. По запросу налоговых  органов банки обязаны представить  развернутую информацию о движении средств по счетам неплательщиков.

От других налоговых органов  в налоговую инспекцию поступает  весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов  поступают законодательные и  нормативные акты, письма и разъяснения  по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней  идет поток информации о выявленных неправомерных действиях налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и  нарушениях ими бухгалтерского и  налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; поступают материалы  встречных проверок, выполненных по заказу инспекции.

По периодичности поступления  информацию, представляемую сторонними источниками, можно разделить на периодическую и нерегулярную.

По результатам проведенных  в ходе налогового контроля проверок информация систематизируется налоговыми органами для отражения в системе  внутренней отчетности. Учетно-аналитическую  информацию внутреннего характера, формирующуюся в системе налогового администрирования в результате функционирования всех элементов системы (налогового планирования, налогового контроля, налогового регулирования  и особенно налогового учета), О.А. Миронова предлагает условно систематизировать  на четыре блока:

  1. Учет налогоплательщиков;
  2. Учет данных камеральных и выездных проверок;
  3. Оперативный учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
  4. Прием и обработка сведений о доходах физических лиц.

Информационной базой  для анализа результатов эффективности  контрольно-проверочной деятельности налоговых органов служит налоговая  отчетность, разрабатываемая налоговыми органами. Поскольку для полноты  анализа налоговых поступлений  невозможно обойтись без соответствующих  статистических показателей, то необходимо также использовать и данные государственной  статистической отчетности.

В том виде, в котором  информация представлена в установленных  формах оперативного учета и внутренней отчетности налоговой инспекции, она  не отвечает требованиям реализации всех функций налогового администрирования. Поэтому во всей совокупности учетно-аналитической  информации, по мнению О.А. Мироновой, целесообразно  выделить три ее вида: информация для составления внутренней отчетности о налогоплательщиках, налоговых поступлениях и т. д.; информация для оценки эффективности деятельности налоговых органов; информация для оценки потенциала налоговой системы региона[16, c.408].

Развитие информационного  взаимодействия между участниками  налоговых правоотношений и информационного  обмена в налоговой сфере становятся всё более важной фактором модернизации деятельности налоговых органов  и совершенствования налоговой  системы в целом. Наличие только системы государственного контроля, само по себе не является этому гарантией. Для получения максимального  эффекта требуется соответствующее  нормативное правовое регулирование  информационных потоков в налоговой  сфере, наличие действенного механизма  его реализации и ответственности, а также наличие системы мотивации  всех её публичных и частных субъектов.

Анализ отечественной  нормативно-правовой базы, направленной на регулирование отношений в  сфере качественного информационного  обмена в налоговой сфере, показал, что она находится в стадии становления, а пробелы в нормативном регулировании зачастую компенсируются многосторонними соглашениями либо подзаконными актами.

Совершенствование методов  обработки информации, наличие автоматизированных информационных систем и эффективный  обмен информационными ресурсами  между участниками налоговых  правоотношений приводит к совершенно иному уровню аналитической работы.

 

 

1.3 Методика проведения  налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц

 

Одной из основных и наиболее эффективных форм проведения контроля за поступлением налогов с юридических лиц со стороны налоговых органов является налоговая проверка. В то же время проведение налоговой проверки и выводы по ее результатам являются наиболее сложным и конфликтным моментом взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Налоговая проверка - это  процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Целью налоговой проверки является установление фактического уровня соблюдения налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом  законодательства о налогах и  сборах.

Исходя из обозначенной цели, можно выделить следующие задачи налоговой проверки:

- обеспечение правильности  исчисления, полноты и своевременности  уплаты налогов и сборов;

- выявление и устранение  нарушений в сфере налогообложения  и предотвращение их совершения  в будущем;

Информация о работе Формы и методы налогового контроля