Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том ( актульность должна быть в начале вывода) что в сложившейся ситуации, при которой доходные источники федеральных, региональных и местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на органы всех уровней власти, возникает необходимость повышения качества системы налогового контроля. В частности, стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 3
Сущность, основные формы и методы налогового контроля 3
Информационная база проведения налогового контроля 10
Методика проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 24
2.1. Характеристика деятельности ИФНС по городу Новороссийск Краснодарского края 24
2.2. Характеристика и анализ контрольно-проверочной работы ИФНС по г. Новороссийску 27
2.3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки 34
2.4 Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки 42
ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 48
3.1. Направления совершенствования организации и проведения налогового контроля 48
3.2. Повышение эффективности контрольной работы налогового контроля 53
3.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа состоит из  1 файл

формы и методы налоговой проверки (курсовая) Н-1299 Мамулашвили.docx

— 181.18 Кб (Скачать документ)

Камеральная налоговая проверка может являться основанием для проведения еще одной основной формы налогового контроля над юридическими лицами - выездной налоговой проверки, в случае обнаружения каких-либо несоответствий в отчетности и иных документах, предоставленных в налоговый  орган.

 

2.4 Порядок назначения  и проведения выездной налоговой  проверки

 

Выездная проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и назначается только в  тех случаях, когда возможности  камеральных проверок исчерпаны, а  в отношении налогоплательщика  должны быть проведены контрольные  мероприятия, требующие присутствия  налогового инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Характеристика контрольной  работы Инспекции федеральной налоговой службы в части проведения выездных налоговых проверок представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 - Динамика показателей контрольной работы ИФНС г. Новороссийска в части проведения выездных налоговых проверок за 2009-2011 гг.

Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

Количество результативных и безрезультативных проверок в  расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего выездные налоговые  проверки

Количество результативных выездных налоговых проверок

6

12

14

Количество безрезультативных  выездных налоговых проверок

4

13

12


 

 

Из данных таблицы 7 можно сделать  вывод о том, что за анализируемый  период значительными темпами возросло количество результативных выездных налоговых  проверок в расчете на одного налогового инспектора: в 2010 и 2011 годах их численность возросла на 6 и 2 выездные налоговые проверки соответственно.

Аналогичная ситуация произошла и  с показателем безрезультативных  выездных налоговых проверок в расчете  на одного налогового инспектора за период 2009-2010 гг. Так, в 2010 году по сравнению с 2009 число проверок возросло более чем в 3 раза, однако затем в 2011 году по сравнению с 2010 наблюдался спад на 8%. Однако в целом сохраняется положительная динамика эффективности проведения выездных налоговых проверок.

Вопрос о порядке  проведения выездной налоговой проверки имеет очень важное значение, поскольку  любое несоответствие в порядке  проведения проверки и оформлении ее результатов требованиям налогового законодательства позволяет организации  ставить вопрос о признании фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе такой проверки, недействительными. Этапы осуществления выездной налоговой проверки являются в высокой степени зависимыми и во многом предопределяют эффективность друг друга.
Можно выделить следующий  порядок осуществления выездной налоговой проверки: планирование выездной налоговой проверки; предпроверочный анализ; проведение выездной налоговой проверки; оформление результатов выездной налоговой проверки; вынесение решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вступление его в силу.

Поведению выездной налоговой проверки предшествует определенная подготовка, основанная на многочисленных источниках информации, относительно конкретной организации. Подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок является процесс планирование выездных налоговых проверок. Он состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале; сроков их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Перечисленные процедуры проводятся с целью обеспечения оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения  законодательства о налогах и  сборах и обеспечить поступление  в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.

Для более подробного изучения порядка проведения выездной налоговой  проверки, рассмотрим проверку, проведенную  ИФНС г. Новороссийска на ОАО «Автомаш» с 05.03.2011 г. по 04.04.2011 г., описанную в акте №22 выездной налоговой проверки Открытого Акционерного Общества «Автомаш».

В ходе проведенной ИФНС камеральной проверки ОАО «Автомаш» были выявлены следующие Основания для проведения выездной налоговой проверки: факты, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика, несоответствие данных налоговых деклараций данным бухгалтерской отчетности, а также другим документам о деятельности налогоплательщика, имеющимся у налогового органа.

Акт выездной налоговой проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть акта выездной налоговой проверки содержит общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, в частности: номер акта проверки (акт №22); указание на вопросы проверки (проведена проверка ОАО «Автомаш» по соблюдению законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания) налогов и сборов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога, единого социального налога, транспортного налога, единого налога на вмененный доход, налога на доходы физических лиц, водного налога за период, а также ряда других, указанных в акте); наименование места проведения проверки (г. Новороссийск, помещение проверяемого лица); период, за который проводится проверка (проверка начата 05.03.2011 года, окончена 04.05.2011 года); Ф.И.О., должности, классные чины проверяющих лиц с указанием наименования налогового органа; дату акта проверки (дату подписания акта лицами, проводившими проверку - 29 мая 2011 года); наименование проверяемой организации, ее ИНН/КПП (ОАО «Автомаш»); Ф.И.О. всех руководителей и главных бухгалтеров организации; иные сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 100 НК РФ.

В описательной части акта содержится изложение выявленных документально подтвержденных фактов налоговых правонарушении пли указание на их отсутствие.

Налогоплательщик уплачивает налоги по общему режиму налогообложения  и ЕНВД. Некоторые показатели финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика, а  также расхождение в данных бухгалтерского и налогового учета были выявлены по результатам проведения выездной налоговой проверки.

За 2010 год доходы от реализации занижены на сумму 232190 рублей, что составляет разницу между доходами от реализации товаров по данным общества и по данным налоговой проверки. В результате нарушения пункта 20 статьи 250 НК РФ во внереализационные доходы не включена стоимость излишков в сумме – 364932 рублей товарно-материальных ценностей и готовой продукции, которые были выявлены в результате инвентаризации.

Расходы, уменьшающие сумму  доходов от реализации продукции (работ, услуг) по данным ОАО «Автомаш» за 2005 год составили - 446212549 рублей. По данным проверки расходы составили – 446146159 рублей

Расхождения произошли в  результате нарушения пункта 1 статьи 252 главы 25 НК РФ. ОАО «Автомаш» относило на расходы проживание в гостиницах и услуги автостоянок согласно документам, полученным от предприятий, не зарегистрированных на территории РФ. За 2010 год расходы от реализации завышены на 349677 рублей по аналогичной причине. Величина внереализационных расходов за период 2009-2010 гг., приведенная по данным ОАО «Автомаш» соответствует данным проверки.

Таким образом, в результате выездной налоговой проверки налога на прибыль за период 2009-2010 гг. было выявлено, что ОАО «Автомаш» неправомерно занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль за проверяемый период на 1013189 рублей (в 2009 году на 66390рублей, в 2010 - на 946799 рублей соответственно).

При проведении камеральных проверок за период 2009-2010 гг. доначислена сумма налога на имущество за проверяемый период в размере 2225 рублей. В нарушение пункта 1 статьи 210 НК РФ ОАО «Автомаш» не включало в налоговую базу для начисления НДФЛ суммы, полученные физическими лицами по счетам за проживание в гостиницах, которые не состоят на учете в ЕГРЮЛ. В результате сумма не исчисленного и не удержанного налога на доходы физических лиц за 2009,2010,2011гг. составляет 53630 рублей с 50 человек, в том числе за 2009 год 13681 рублей с 26 человек, за 2010 год 35814 рублей с 40 человек, за 2011 год 4135 рублей с 12 человек.

Итоговая часть содержит обобщение фактов, изложенных в описательной части акта проверки, в частности: сведения об общих суммах неуплаченных или уплаченных не полностью налогов и сборов, а также переплаты налогов с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам; обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений; выводы проверяющих о наличии в действиях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений и предложения по привлечению фискально-обязанного лица к ответственности; предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием мер, направленных на полное возмещение понесенного государством ущерба. Акт вручается налогоплательщику.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой  проверки, а также с выводами и  предложениями проверяющих, лицо, в  отношении которого проводилась  налоговая проверка (его представитель), в течение 15 дней со дня получения  акта налоговой проверки вправе представить  в соответствующий налоговый  орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным  положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений[15, c.19].

Итоговым действием по окончанию выездной налоговой проверки является составление решения о  привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности. В  этом решении указываются основания  по привлечению к ответственности  организацию или индивидуального  предпринимателя, с предоставлением  фактов нарушений им налогового законодательства.

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении его прав, в УФНС России или в Арбитражный суд путем подачи жалобы в письменной форме в настоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), искового заявления в суд, арбитражный суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Выездные налоговые проверки, как  в целом, так и по отдельно взятому  налогу характеризуются рядом особенностей, что позволяет глубоко изучить  проблемы функционирования организации  – налогоплательщика, дать сравнительный  анализ состояния расчетов с бюджетом по отдельно взятому налогу, выявить  и устранить нарушения и недостатки.

ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

 

3.1. Направления  совершенствования организации  и проведения налогового контроля

 

Налоговая система Российской Федерации, основы которой были заложены еще в начале 90-х годов, имела  ряд серьезных недостатков, ведущих  к сокрытию доходов от налогообложения, развитию теневой экономики и  вывозу капиталов за границу.

В связи с этим Правительство РФ считает одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, ликвидации теневой экономики, возврата в Российскую Федерацию вывезенных капиталов осуществление мер по расширению налоговой базы в основном за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения и повышения эффективности работы контролирующих органов[19, c.15].

Для определения направлений  совершенствования форм и методов  налогового контроля необходимо выявление  причин уклонения от уплаты налогов. Результаты опросов налогоплательщиков, позволили определить основные причины уклонения от уплаты налогов. В результате получены следующие ответы:

- если не будешь уклоняться, то прибыльную деятельность осуществлять  просто не сможешь (69,9% опрошенных);

- налогоплательщики не  желают отдавать деньги, не видя  реальной отдачи от государства  (65,9%);

- никто не желает ухудшать  свое материальное положение  (32,9%);

-наличие законодательных  и организационных нестыковок (38,6%);

- сложность налогового  законодательства (39,6%);

- налогоплательщики не  желают афишировать своё имущественное  положение, когда кругом разгул  преступности (48,6%)[25, c.20].

Очевидно, что важнейшей  причиной уклонения от уплаты налогов  и сборов выступают экономические  мотивы. Решением этой проблемы может  стать определение оптимального размера налоговой нагрузки, при  которой в определенной степени  будут удовлетворяться потребности  государства в финансовых ресурсах, и не подрывать финансовое состояние налогоплательщика.

Для повышения эффективности  налогового контроля, сокращения продолжительности  выездных налоговых проверок особенно актуальной становится предпроверочный налоговый контроль, под которым понимается автоматизированный процесс анализа первичной информации о налогоплательщике и отбора налогоплательщиков для выездных проверок.

Цель предроверочного контроля - подготовка максимально результативного проведения выездных проверок. Основу предпроверочного контроля должны составлять следующие принципы:

- принцип обеспечения  законности, состоящий в том, что  все, на кого распространяется  закон о данном налоге, обязаны  правильно и своевременно уплатить  налоги;

- принцип целенаправленности - предпроверочный контроль должен быть направлен на оперативное получение и использование при выездных проверках максимума полезной информации;

- принцип системности  предусматривает комплексный подход  к решению проблемы;

-принцип объективности  обеспечивает обоснованность и  достоверность аналитических оценок  для целенаправленного контроля, а также снижает степень субъективизма  при принятии решений налоговым  инспектором;

- принцип соответствия  предполагает максимальное соответствие  результатов предпроверочного контроля с потребностями и механизмами принятия решений их пользователей, т.е. должна быть обеспечена выработка и обоснование вариантов всей иерархии решений, принимаемых инспектором, на основе методологии предпроверочного контроля;

Информация о работе Формы и методы налогового контроля