Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том ( актульность должна быть в начале вывода) что в сложившейся ситуации, при которой доходные источники федеральных, региональных и местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на органы всех уровней власти, возникает необходимость повышения качества системы налогового контроля. В частности, стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 3
Сущность, основные формы и методы налогового контроля 3
Информационная база проведения налогового контроля 10
Методика проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 24
2.1. Характеристика деятельности ИФНС по городу Новороссийск Краснодарского края 24
2.2. Характеристика и анализ контрольно-проверочной работы ИФНС по г. Новороссийску 27
2.3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки 34
2.4 Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки 42
ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 48
3.1. Направления совершенствования организации и проведения налогового контроля 48
3.2. Повышение эффективности контрольной работы налогового контроля 53
3.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа состоит из  1 файл

формы и методы налоговой проверки (курсовая) Н-1299 Мамулашвили.docx

— 181.18 Кб (Скачать документ)

 

Сделайте таблицу на одной  страницу. Сделайте таблицу красиво.

Из данных таблицы 3 следует, что темп прироста недоимки в 2011 г. по отношению к 2010 г. составил 30%, или 5392 тыс. руб., в предыдущий же период наблюдалось снижение суммы недоимки на 5%, т.е. на 934 тыс. руб. Можно сделать вывод о том, что величина недоимки растет незначительными темпами по сравнению с ростом величины общей задолженности.

Сумма списанной недоимки и задолженности  по федеральным, региональным и местным  налогам имеет положительную  динамику. На протяжении всего анализируемого периода наблюдался непрерывный  рост суммы списанной недоимки и  задолженности по региональным и местным налогам: в 2010 г. по сравнению с 2009 г. темп прироста составил 183% (6942 тыс. руб.), в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – 41% (4410 тыс. руб.).

Сумма списанной недоимки и задолженности  по федеральным налогам за период 2009-2010 гг. сократилась на 27578 тыс. руб., или на 95%, но уже в 2011 г. это значение увеличилось в 30,5 раз, составив к концу исследуемого периода 49587 тыс. руб.

На основе приведенного выше анализа  поступлений налогов в бюджет как в целом по налоговому органу, так и в разрезе отраслей народного  хозяйства, а также коэффициентов  организации контрольной работы налоговых органов, можно сделать вывод о том, что за исследуемый период работа налогового органа была в целом очень эффективной. Причем наилучшие показатели деятельности ИФНС наблюдались, в основном, в 2011 г., что говорит о тенденции к улучшению эффективности работы исследуемого объекта.

 

 

 

2.3 Порядок проведения  камеральной налоговой проверки

 

Камеральная налоговая проверка как она из основных форм налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, в отличие от выездной налоговой проверки, исходя из действующего законодательства, ограничивается представленными проверяемым лицом документами и информацией, полученной из иных источников. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения. Налоговый орган также проводит камеральную проверку автоматизированном режиме с использованием программного средства, установленного в налоговом органе.

Характеристика контрольной  работы ИФНС в части проведения камеральных налоговых проверок представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 - Динамика показателей контрольной работы ИФНС г. Новороссийска в части проведения камеральных налоговых проверок за период 2009-2011 гг.

Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

Количество результативных и безрезультативных проверок в  расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего камеральные налоговые  проверки

Количество результативных камеральных налоговых проверок

25

63

93

Количество безрезультативных  камеральных налоговых проверок

585

1017

902


 

Из данных таблицы 4 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период наблюдался непрерывный рост количества результативных камеральных налоговых проверок в расчете на одного налогового инспектора. Так, в 2010 году по сравнению с 2009 их число увеличилось более чем в 2 раза и составило 63. Темп роста результативных камеральных налоговых проверок в 2011 году по сравнению с 2010 составил 47,6% (30 проверок). В то же количество безрезультативных камеральных налоговых проверок в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросло в 1,7 раз, тогда как к 2011 г. снизилось на 11%, что говорит о наметившейся тенденции повышения эффективности проведения ИФНС камеральных проверок.

Процедуру осуществления камеральных налоговых проверок можно условно разделить на следующие этапы: предпроверочный анализ; проведение камеральной налоговой проверки; оформление результатов камеральной налоговой проверки; вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и вступление его в силу.

Предпроверочный анализ является своеобразным подготовительным этапом в ходе осуществления камеральной налоговой проверки, в рамках которого проводится сбор и изучение информации (сведений), которые будут использованы после представления налогоплательщиком соответствующей налоговой декларации (расчета). По аналогии с выездными налоговыми проверками этап предпроверочного анализа не обладает должной законодательной регламентацией.

Непосредственно в самом  процессе проведения камеральной налоговой  проверки, осуществляемом ИФНС, можно выделить ряд процедур, наглядно представленных на рисунке 3[30]. (Ссылки не правильно оформлены (номер литературы, стр.)

Налоговый орган обязан проводить  камеральные налоговые проверки в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками. Камеральная проверка налоговых  деклараций по налогам, налоговая база по которым определяется в централизованном порядке головной организацией, проводится налоговым органом по месту постановки на учет головной организации.

Информация об арифметических ошибках, выявленных при вводе данных налоговой отчетности (протоколы  ошибок, содержащиеся в автоматизированных информационных системах), используется отделом камеральных проверок при  проведении камеральных налоговых  проверок.

 

 

Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых  реквизитов, четкости их заполнения и  т.д.).

Арифметический контроль данных налоговой отчетности

Проверка своевременности  представления налоговой отчетности

Проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот

Проверка правильности исчисления налоговой базы

Проводятся отделом работы с налогоплательщиками в соответствии с положениями Регламента ввода

Осуществляется отделом, ответственным за ввод налоговой  отчетности в соответствии с положениями  Регламента ввода

Проводятся отделом камеральных  проверок

Проверка полноты представления  налогоплательщиком документов налоговой  отчетности, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах

Рисунок 3 – Основные этапы  проведения камеральной налоговой  проверки.

Поднять рисунок

После принятия налоговой  декларации от налогоплательщика ИФНС, в первую очередь, вводит полученные данные в Автоматизированную Информационную Систему. При обработке поданной налоговой отчетности ИФНС осуществляет проверку:

  • наличия всех необходимых реквизитов налогоплательщика (полное наименование налогоплательщика; ИНН, КПП налогоплательщика; подписи должностных лиц налогоплательщика и печать налогоплательщика);
  • полноты и своевременности представления комплекта отчетности по налогу;
  • правильности арифметических подсчетов итоговых сумм, подлежащих уплате в бюджет или возмещению из бюджета;

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган в обязательном порядке проводит:

  • проверку сопоставимости отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • проверку обоснованности применения налоговых ставок, льгот;
  • сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • оценку достоверности показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученной;
  • анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов;
  • анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе сравнительный анализ со средними показателями финансово-хозяйственной деятельности по группе аналогичных налогоплательщиков

При проведении камеральной проверки инспекция может также истребовать  у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов. Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении  необходимых для проверки документов, обязан представить их в пятидневный  срок в виде заверенных должным образом  копий - ксерокопий документов, скрепленных  печатью и подписанных руководителем[28, c.18].

В ходе проверки налоговый орган  имеет право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Если при проведении камеральных налоговых проверок у инспекции возникает необходимость  получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с  иными лицами (контрагентами), налоговый  орган имеют право истребовать  у этих лиц документы, относящиеся  к деятельности проверяемого налогоплательщика.

В пункте 5 статьи 88 НК РФ содержится норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и  документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика  налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то должностные  лица налогового органа обязаны составить  акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

До 1 января 2007 года НК РФ не обязывал составлять акты камеральных налоговых проверок. Однако с 2007 года одним из основных нововведений в процедуру камеральной  проверки явилось установление требования к должностным лицам налогового органа составлять акт проверки.

В качестве примера оформления результатов проверки рассмотрим акт камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за полугодие 2012 года, проведенной ИФНС г. Новороссийска.

Декларация предприятия  «Автомаш» была предоставлена своевременно. (Автомаш где данное предприятие зарегистрирована) Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 100 НК РФ установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны  в акте камеральной налоговой  проверки:

  • дата акта камеральной налоговой проверки – 29 октября 2012 года;
  • полное и сокращенное наименование налогоплательщика – Открытое Акционерное Общество «Автомаш» (ОАО «Автомаш»);
  • дата предоставления в налоговый орган декларации – 24 июля 2012 года;
  • период, за который проведена проверка - проверка начата 24 июля 2012 года, окончена 24 октября 2012 года;
  • период, за который проведена проверка – полугодие 2012 года;
  • иные сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 100 НК РФ.

В результате проведения ИФНС города Новороссийска камеральной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты в бюджет налога на прибыль было выявлено занижение суммы налога на прибыль на 6858 рублей.

В налоговой декларации по налогу на прибыль за полугодие 2012 года выручка организации составила 70120324 рублей, расходы – 70034025 руб. Налоговая база определена в размере 86299 рублей. Сумма исчисленного налога – 20711 рублей.

По строке 210 налоговой  декларации по налогу на прибыль за полугодие 2012 года сумма ранее начисленных авансовых платежей за отчетные периоды определена в размере 9027 рублей.

Однако по данным налоговой  декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2012 г., а также данных лицевого счета налогоплательщика было установлено, что фактически организацией ООО «Мигмо» за 6 месяцев 2012 г. начислено авансовых платежей в сумме 2169 рублей, а не 9027 рублей, как было отражено налогоплательщиком в налоговой декларации за полугодие 2012 г.

Материалы камеральной налоговой  проверки, в ходе которой установлено  налоговое правонарушение, а именно неуплата налога на прибыль за полугодие 2012 г. в сумме 6858 рублей, были рассмотрены заместителем руководителя налогового органа. В результате было вынесено решение доначислить ОАО «Автомаш»:

  1. Неуплаченный налог на прибыль за полугодие 2012 г. в размере 6858.00 рублей;
  2. Авансовые платежи по налогу на прибыль на 3 квартал 2012 г. в сумме 9515 рублей;
  3. Пени, исчисленные в соответствии со ст.75 НК РФ, за несвоевременную уплату налогов (сборов), доначисленных по настоящему акту.

Налогоплательщик  также обязан внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.

Согласно  пункту 2 статьи 100 НК РФ акт налоговой  проверки должен быть подписан лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его  представителем). Об отказе лица, в отношении  которого проводилась налоговая  проверка, или его представителя  подписать акт делается соответствующая  запись в акте налоговой проверки.

В пункте 5 статьи 100 НК РФ установлено, что акт  налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась  проверка, или его представителю  под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с  выводами и предложениями проверяющих  в течение 15 дней со дня получения  акта налоговой проверки вправе представить  в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом  или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля