Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том ( актульность должна быть в начале вывода) что в сложившейся ситуации, при которой доходные источники федеральных, региональных и местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на органы всех уровней власти, возникает необходимость повышения качества системы налогового контроля. В частности, стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 3
Сущность, основные формы и методы налогового контроля 3
Информационная база проведения налогового контроля 10
Методика проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 24
2.1. Характеристика деятельности ИФНС по городу Новороссийск Краснодарского края 24
2.2. Характеристика и анализ контрольно-проверочной работы ИФНС по г. Новороссийску 27
2.3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки 34
2.4 Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки 42
ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 48
3.1. Направления совершенствования организации и проведения налогового контроля 48
3.2. Повышение эффективности контрольной работы налогового контроля 53
3.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа состоит из  1 файл

формы и методы налоговой проверки (курсовая) Н-1299 Мамулашвили.docx

— 181.18 Кб (Скачать документ)

Помимо руководителя и  его замов, структура ИФНС г. Новороссийска по Краснодарскому краю включает в себя следующие отделы, общей численностью 87 человек: отдел урегулирования задолженности и обеспечения процесса банкротства; юридический отдел аудита; общий отдел; отдел физического объединения.

Положения об Отделах утверждаются руководителем Инспекции. Все специалисты, принятые на работу отвечают квалификационным требованиям, имеют высшее профильное образование.

Первый заместитель начальника курирует следующие отделы: отдел работы с налогоплательщиками, отдел выездной проверки; отдел камеральной проверки №1; отдел камеральной проверки №2; отдел оперативного контроля.

В подчинении у второго  заместителя находятся такие  отделы как: отдел учета и отчетности; отдел по работе с налогоплательщиками, их регистрации; отдел ввода и обработки данных; отдел регистрации налогоплательщика; отдел информационных технологий.

Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на территории органов  Службы по разделу «Государственное управление и местное самоуправление», целевого бюджетного фонда ФНС РФ, а также за счет иных источников, предусмотренных федеральными законами.

Объём налоговых поступлений  в целом в сопоставлении с  плановыми значениями на уровне ИФНС по г. Новороссийску Краснодарского края за 2009-2011 гг. представим в таблице 1.

 

Таблица 1 - Объём налоговых поступлений и задолженности по ним за 2009-2011 гг.

 

Наименование показателя

План, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2009 год

2010 год

2011 год

2009 год

2010 год

2011 год

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2009

Налоговые поступления

579849

743972

641152

779005

838626

891487

97,1

96,9

- 2,9

- 3,1


 

Сделайте таблицу красиво.

Из данных таблицы 1 следует, что  за исследуемый период объем поступлений  налогов в целом по налоговому органу возрос. Так, в 2011 году общая величина поступлений налогов в бюджет составила 891487 тыс. руб., что на 52861 тыс. руб. (на 6%) больше, чем в предыдущем периоде и на 250335 тыс. руб. (на 39%) больше запланированной суммы. Темп прироста в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 8% (59621 тыс. руб.). Однако с учетом значений коэффициентов инфляции за исследуемый период динамика роста поступлений налогов целом по налоговому органу в 2011 и 2010 гг. имеет отрицательные значения –2,9 и –3,1% соответственно. В целом, величина темпов роста поступлений налогов в бюджет изменяется незначительно, что говорит о стабильной работе налогового органа.

Итак, в целом по налоговому органу на протяжении всего исследуемого периода объем поступления налогов по факту превышает уровень планового показателя, при этом сохраняется стабильной динамика роста фактического поступления налогов и сборов. В 2009 году величина планового поступления меньше суммы фактических поступлений налогов и сборов на 199156 тыс. руб., в 2010 году ИФНС по г. Новороссийску Краснодарского края перевыполнила план на 94654 тыс. руб. и уже в 2011 году налоговой инспекцией фактически по налогам и сборам было мобилизировано в бюджет в 1,3 раза больше запланированной величины.

ИФНС по городу Новороссийску  Краснодарского края обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданами РФ, а также поступление этих платежей в бюджет; контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога, сборов и иных обязательных платежей; проводит осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения.

К компетенции Инспекции  относятся применение финансовых санкций, предусмотренных законодательством  РФ и ее субъектов за нарушение  обязательств перед бюджетом; административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами организаций и  гражданами; возврат излишне взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в бюджет через банки  и иные кредитно – финансовые учреждения.

 

 

2.2 Характеристика и анализ контрольно-проверочной работы ИФНС по г. Новороссийску

 

Для оценки деятельности ИФНС рассчитаем основные показатели деятельности исследуемого объекта за 2009-2011 гг., проследим динамику их изменения за исследуемый период. Расчет величины темпа роста показателей, характеризующих работу налогового органа, произведем с учетом значений коэффициента инфляции за 2009 и 2011 гг. (1,11 и 1,09 соответственно).

Итак, в ходе исследования было выяснено, что на протяжении всего периода 2009-2011 гг. наблюдался непрерывный рост налоговых поступлений по следующим налогам: поступления налога на доходы физических лиц в 2010 году по сравнению с 2009 г. выросли на 9%, или на 13558 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 г. – на 27%, или на 43651 тыс. руб.; величина поступлений налога на игорный бизнес в 2010 г. по сравнению с 2005 годом выросли на 298%, или на 5321 тыс. руб., в 2011 году – на 105%, или 7434 тыс. руб.; величина поступлений по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли на 27%, или на 2211 тыс. руб., в 2010 году по сравнению с 2009 г. – на 81%, или на 3716 тыс. руб.; поступления ЕНВД в бюджет в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросли на 56%, или на 12275 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 г. – на 8%, или на 2764 тыс. руб..

Величина поступлений налога на прибыль организаций в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 43%, или на 27375 тыс. руб. и в 2011 г. осталась на том же уровне. В то же время поступления по налогу на имущество физических лиц в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросли в 1,8 раз, тогда как к 2011 г. снизились на 11%.

При этом за исследуемый период произошло  снижение поступлений в бюджет по таким налогам как акцизы (поступления в 2010 г. по сравнению с 2009 годом, а также в 2011 году по сравнению с 2010 г. снизились на 4%); налог на добычу полезных ископаемых (поступления в 2011 г. по сравнению с 2010 г. снизились на 74%, или на 44 тыс. руб., в 2011 г. по сравнению с 2009 г. снизились на 61%, т.е. на 22 тыс. руб.); единый социальный налог (поступления в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизились на 35%, или на 64072 тыс. руб., в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 31%, т.е. на 57838 тыс. руб.).

С учетом данных, представленных территориальным органом федеральной  службы государственной статистики по краснодарскому краю, среднемесячная оплата труда работников, занятых в экономике, за период 2009-2010 гг. возросла с 6300 рублей до 7250, а к концу 2011 г. ее значение составило 7858 руб. Абсолютная величина роста среднемесячной оплаты труда в исследуемом периоде определена темпом изменений объемов производства и производительности труда вместе с уровнем инфляции, размером индексации заработной платы работников бюджетной сферы, ростом оплаты труда в отраслях материального производства и рядом других обстоятельств. Кроме того, рядом организаций погашена задолженность по налоговым платежам за предыдущие налоговые периоды.

В результате улучшения социально-экономических  показателей развития краснодарского края, роста среднемесячной начисленной заработной платы, снижения объема просроченной задолженности по заработной плате растет налоговая база для исчисления единого социального налога, и соответственно суммы поступлений.

Рост налога на прибыль  обусловлен улучшением результатов  финансово-хозяйственной деятельности крупнейших предприятий-налогоплательщиков, в результате сохраняющейся тенденции  роста объемов производства и  цен на основную продукцию, а также  ростом прибыли предприятий (в 2010 году по сравнению с 2009 годом величина роста прибыли составила 114063 тысячи рублей, в 2011 году абсолютный прирост налоговой базы по налогу на прибыль составил 1108 тысяч рублей), ростом объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.

За период 2009-2011 гг. наблюдался значительный рост поступлений по налогу на имущество физических лиц. Фактическое поступление налога за период 2009-2010 гг. возросло в 1,8 раз. Это связано с поступлением платежей по декларациям за 2010 год, а также с увеличением налоговой базы у отдельных налогоплательщиков. Но уже к концу 2011 г. произошел небольшой спад величины мобилизованного налога на имущество физических лиц в размере 10,57%.

В 2010 году доля акцизов в общем объеме платежей имела тенденцию к снижению, в первую очередь за счет акцизов на алкогольную продукцию. В 2010 году изменился порядок исчисления и уплаты «алкогольных акцизов» (начисление с производителей, а не через акцизные склады, как это было в 2009 году), вследствие чего уменьшилось количество плательщиков и объем поступлений.

Рост поступлений земельного налога за период 2009-2011 гг. достигнут в основном за счет увеличения налоговой базы в результате идентификации правообладателей земельных участков, а также погашения задолженности за 2010 год организациями бюджетной сферы, финансируемыми из федерального бюджета.

Однако вследствие законодательно неурегулированных правовых норм применения повышающих коэффициентов к ставкам налога в 2011 году снизилась собираемость по данному налогу, в результате не были исполнены плановые бюджетные показатели по земельному налогу в большинстве муниципальных образований области. Динамика изменения поступлений остальных налогов за 2009-2011 гг. в целом остается постоянной, сохраняя стабильным уровень поступления доходов в бюджет.

Для оценки эффективности контрольной  работы налогового органа рассчитаем следующие показатели: коэффициент  сокрытия (занижения) налогов, коэффициент  начисления пеней, коэффициент выявленных ошибок при заполнении налоговых  деклараций, коэффициент применения санкций за нарушение налогового законодательства.

Коэффициент сокрытия (занижения) налогов в 2009 г. имел довольно низкое значение ( ), данный показатель ведь за 2005 год, вы хоть верхний регистр поменяйте на соотвествующий год что говорит о значительных усилиях налоговых органов по выявлению заниженных (неучтенных) объектов налогообложения. В 2010 г. данный показатель увеличился в 20 раз в связи с ростом сумм дополнительно начисленных налогов по результатам выездных налоговых проверок. При этом уже к началу 2012 г. усилилась эффективность работы налоговых органов, в результате величина коэффициента сокрытия налогов в 2011 г. стала равна 0,2.

Значение коэффициента начисления пеней на протяжении всего исследуемого периода сохранялось на низком уровне. Так с 2009 по 2010 гг. величина коэффициента начисления пеней возросла с 0,01 до 0,03 (на 300%). Однако уже к 2011 г. его значение снизилось до уровня 2009 г. Данный показатель говорит о довольно низкой доле суммы начисленных пеней за несвоевременное перечисление платежей в бюджет в общей сумме начисленных налогов, а также о том, что подавляющее число налогоплательщиков своевременно перечисляют обязательные платежи в бюджет.

Коэффициент выявленных ошибок при  заполнении налоговых деклараций в 2009 и 2010 гг. сохранялось на одном уровне ( ), верхний регистр поменяйте, года стоят 2005, 2006 что говорит о значительной доле усилий налоговых органов по выявлению допущенных налогоплательщиками ошибок при заполнении налоговых деклараций налоговых органов. С 2010 г. наблюдался рост значения данного коэффициента с 0,02 до 0,05, однако это изменение является незначительным.

Коэффициент применения санкций за нарушение налогового законодательства возрос за период 2009-2011 гг. в 1,4 раза (с 0,5 в 2009 г. до 0,7 – в 2007 соответственно), что является результатом увеличения степени привлечения налоговыми органами к ответственности за нарушение законодательства.

Динамику задолженности  по налогам и сборам на уровне ИФНС по г. Новороссийску по Краснодарскому краю, а также объём налоговых поступлений в целом в сопоставлении с плановыми значениями за период 2009-2011 гг. представим в таблице 2.

 

Таблица 2 - Объём налоговых поступлений и задолженности по ним за период 2009-2011 гг.

 

Наименование показателя

План, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2009 год

2010

год

2011 год

2009 год

2010 год

2011 год

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2010

Налоговые поступления

579849

743972

641152

779005

838626

891487

97,1

96,9

- 2,9

- 3,1

Задолженность по налогам

____

____

____

56814

89277

145341

142

148

42

48


 

Сделайте таблицу красиво

Из данных таблицы 2 следует, что за анализируемый период сумма задолженности в целом по налоговому органу растет значительными темпами: темп прироста задолженности в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 57%, или 32443 тыс. руб., в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – 63%, или 56064 тыс. руб. Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам за период 2009-2011 гг. увеличилась в 2,5 раза.

Таким образом, темп прироста задолженности по налоговому органу перед бюджетом в целом значительно превышает аналогичный показатель уровня поступлений налогов и сборов, что выявляет тенденцию к увеличению случаев сокрытия налогов.

Для анализа структуры  и динамики задолженности по ИФНС за период 2009-2011 гг. рассчитаем уровень задолженности в целом и задолженность по видам налогов и сборов в частности, определим сумму списанной недоимки и задолженности по федеральным, региональным и местным налогам, а также величину реструктуризированной задолженности. Расчет данных показателей произведем с учетом значений коэффициента инфляции за 2010 и 2011 гг. Полученный результат представим в таблице 3.

 

Таблица 3 - Структура задолженности по налогам и сборам за период 2009-2011 гг.

Наименование показателя

Факт, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2009 год

2010год

2011 год

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2009

В целом по налоговому органу

56814

89277

145341

142

148

42

48

Недоимка

18742

17808

23200

85

118

-15

18

Реструктурированная задолженность

4027

1350

9712

30

665

-70

565

Отсроченные (рассроченные) платежи

9

0

-

-

-

-

-

Приостановленные к взысканию  платежи

34036

70119

1654

185

2,2

85

- 97,8

Задолженность по акцизам

680

0

0

-

-

-

-

Задолженность по взносам  в пенсионный фонд

11576

2605

17579

20

615

-80

515

Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций

30745

113251

151203

332

121

232

21

Платежи за пользование природными ресурсами

584

187

34

83

6

-17

-94

Задолженность по Единому  социальному налогу

24487

25895

31140

95

109

-5

9

Сумма списанной недоимки и задолженности по федеральным  налогам

29201

1623

49587

5

2785

-95

2685

Сумма списанной недоимки и задолженности по региональным и местным налогам

3767

10678

15088

255,5

91

155,5

-9

Информация о работе Формы и методы налогового контроля