Экономическая сущность НДС и методы его исчисления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является решение поиск путей совершенствования НДС как условия повышения эффективности механизма исчисления данного налога и увеличения поступлений НДС в бюджетную систему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 4
1 Налог на добавленную стоимость……...………………………………………..6
1.1 Плательщики НДС ………………………………………………………………6
1.2 Объекты налогообложения ……………………………………………………..8
1.3 Определение налоговой базы ………………………………………………..16
1.4 Ставки налога на добавленную стоимость ………………………………….22
1.4.1 Ставка налога на добавленную стоимость в размере 0%............................22
1.4.2 Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%..........................26
1.5 Налоговые вычеты...............................................................................................28
1.5.1 Порядок применения налоговых вычетов......................................................29
1.6 Исчисление налога на добавленную стоимость...............................................30
2. Общая характеристика налога на добавленную стоимость ............................32
2.1 Динамика изменения НДС.................................................................................33
3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость..........................37
Заключение ................................................................................................................44
Список использованных источников ......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Курсач(НО1).doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, некоторыми  налогоплательщиками, сумма НДС, причитающаяся к уплате в марте 2009 года, была досрочно уплачена в январе-феврале 2009 года.

     Рассмотрим  динамику поступления налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь.

     Рассчитаем  цепные и базисные темпы роста:

       Т  к  2007 году  р =34,3 / 27,2 * 100 =126,1 %

       Т  к 2008 году  р = 40,3  / 27,2 * 100 =148,1 %

     Т  ц  р    = 34,3  / 27,2 * 100 =126,1 %

     Т  ц  р    = 40,3  /  34,3 * 100 =117,5 %

     Данные  расчетов представим в таблице 2

     Таблица 2 – Динамика поступления налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь (Приложение Б).

 
Год
Поступления НДС на товары, ввозимые на территорию РФ из РБ, млрд. рубл Темпы роста, %
 
Базисные
 
Цепные
2006 27,2 100 100
2007 34,3 126,1 126,1
2008 40,3 148,1 117,5
 

     Из  таблицы 2 видно, что поступления  НДС на  товары, ввозимые на территорию РФ из РБ изменяются равномерно. За два  года они увеличились на 48,1%.

     Рассматривая  темпы роста, видим, что в 2007 году наблюдается увеличение на 26,1%, а в 2008 году снижение на 8,6%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Пути совершенствования  налога на добавленную  стоимость

     В среднесрочной перспективе одним  из основных направлений совершенствования  законодательства о налогах и  сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных  мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения. Особое значение имеет реализация комплекса мер, связанных с администрированием НДС, являющегося одним из основных налоговых источников федерального бюджета, и, соответственно, одним из наиболее обременительных налогов для налогоплательщиков.

     В первом полугодии 2007 года по сравнению  с соответствующим периодом 2006 года начисления НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации увеличились на 47,4%, что опережает сложившуюся динамику темпов роста начислений по этому налогу.

     В первом полугодии 2007 года поступления  НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, составили 467,4 млрд руб., что на 47,1 млрд руб. или на 9,2% меньше плановых поступлений. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (без учета поступления налога от одного из крупнейших налогоплательщиков по результатам контрольной работы) поступления налога увеличились на 3,9%.

     Указанные тенденции в отношении объемов  начислений НДС сохраняются по итогам 8 месяцев и прогнозируются до конца  года. На изменение поступлений налога в федеральный бюджет оказали влияние следующие факторы:

     - с 1 января т.г. к вычету принимаются  суммы НДС по товарам (работам,  услугам) без их оплаты поставщикам;

     - с 1 января т.г. принципиально  изменен порядок вычетов по  объектам капитального строительства,  согласно которому к вычету принимаются суммы налога по подрядным работам, по оборудованию и материалам в течение всего периода строительства объектов, а не после окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию. При этом согласно переходным положениям, предусмотренным в законодательстве, в течение 2007 года к вычету дополнительно принимаются равными долями по налоговым периодам суммы налога по подрядным работам, выполненным в 2006 году;

     - согласно переходным положениям  налогоплательщики налога, определяющие момент определения налоговой базы до 1 января 2007 года как день отгрузки товаров (работ, услуг), производили вычеты не оплаченных сумм налога по товарам (работам, услугам), принятых к учету до 1 января 2007 года, в первом полугодии 2007 года равными долями;

     -  увеличение за 9 месяцев 2007 года  по сравнению с аналогичным  периодом 2006 года объема импорта,  в том числе технологического  оборудования, соответственно на 36 и 48%.

     Действие  указанных факторов оказало влияние  на уровень поступлений налога в  доходах бюджета до 2008 года, то есть до окончания переходного периода, законодательно установленного для налогоплательщиков.

     Кроме того, к числу факторов, повлиявших на снижение темпов роста поступлений  НДС, относится увеличение фактически возмещенных сумм налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%.

     Так, в первом полугодии 2007 года возмещение налога увеличилось более чем  в 1,6 раза по сравнению с соответствующим  периодом 2006 года. При этом на увеличение сумм налога, заявленного к возмещению по нулевой ставке, наряду с ростом объема экспорта повлиял рост цен на нефть, газ, черные и цветные металлы.

     Таким образом, вступившие в действие с 1 января 2007 года принципиально новые нормы  законодательства по НДС, направленные на сокращение отвлечения оборотных средств налогоплательщиков, в том числе на уплату этого налога, а также на стимулирование инвестиционной, инновационной деятельности и поддержку отечественных товаропроизводителей и экспортеров, в свою очередь, отражаются в отрицательной динамике поступлений НДС в доход бюджета, что не является неожиданным явлением.

     В 2007-2008 годах вступили в действие нормы по совершенствованию механизма  применения НДС, направленные как на упрощение исчисления и уплаты этого  налога налогоплательщиками, так и  на стимулирование положительной динамики налоговых поступлений.

     Так, с 1 января 2007 года отменяется отдельная  декларация для экспортеров и  возмещение налога будет производиться  в заявительном порядке, что будет  способствовать экономии оборотных  средств налогоплательщиков.

     При этом вступает в действие норма об обязательном перечислении НДС денежными  средствами при совершении бартерных  операций, при расчетах ценными бумагами и при других формах неденежных расчетов, что позволит получить более целостный  информационный массив о суммах НДС, перечисляемых налогоплательщиками. [6]

     С 1 января 2008 года для всех налогоплательщиков НДС устанавливается квартальный  налоговый период, что не только сэкономит затраты налогоплательщиков на представление отчетности, но и  в какой-то мере будет сдерживающим фактором в отношении имеющихся темпов роста сумм возмещаемого налога. При этом вступление в действие норм первой части Налогового кодекса Российской Федерации в отношении упорядочения проведения налоговых проверок и возмещения налога позитивно повлияют на ситуацию с возмещением налога экспортерам даже при условии квартальной отчетности.

     Как известно, несмотря на предпринимаемые  меры, продолжают оставаться высокими масштабы уклонения от уплаты НДС, в  том числе за счет лжеэкспорта (от 10 до 30 млрд руб. в год). Поэтому необходимо введение дополнительных механизмов, направленных на улучшение администрирования этого налога и одновременно позволяющих пресечь случаи злоупотреблений при его уплате.

     Принимая  во внимание необходимость упрощения администрирования этого налога как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, наиболее оптимальными в современных условиях представляются следующие меры:

     - специальная регистрация налогоплательщиков  НДС;

     - введение системы "НДС-платеж";

     - введение системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС (СКВВ).

     Рассматривая  проблему уклонения от уплаты НДС  с помощью фирм-однодневок, необходимо отметить, что во всех схемах уклонения  от налогообложения фирмы-однодневки являются зарегистрированными налогоплательщиками НДС.

     Поэтому в целях сокращения возможностей для исчезновения таких организаций, в первую очередь, необходимо принять  меры по совершенствованию процедур регистрации налогоплательщиков НДС. В частности, регистрационные процедуры  должны содержать:

     - механизмы, противодействующие получению  статуса налогоплательщика подставными  лицами (то есть регистрации налогоплательщиков  с помощью недействующих документов, по несуществующим адресам и  т.д.);

     - жесткие требования к информации, предоставляемой лицами при регистрации (наименование и фактический адрес налогоплательщика, по которому предполагается ведение деятельности; наименование (имена) и фактический адрес руководителя организации, основных владельцев или акционеров налогоплательщика; информация о виде деятельности налогоплательщика в целях выявления участия данных лиц в схемах уклонения от уплаты НДС и неправомерного возмещения НДС; наименование и фактические адреса организаций, аффилированных с регистрируемым налогоплательщиком).

     Перечисленные требования о предоставлении информации должны быть обязательными для всех лиц, обратившихся в налоговые органы с целью регистрации в качестве налогоплательщиков НДС.

     С целью упрощения процедур проверки представленных сведений следует поддержать предложение ФНС России о создании системы информационного обмена, объединенной в единую всероссийскую сеть базы данных различных ведомств, имеющих отношение к перечисленным сведениям (прежде всего, территориальные объединения органов внутренних дел, налоговых органов и органов таможенного контроля). [7]

     Для получения свидетельства налогоплательщика  НДС организации и индивидуальные предприниматели должны:

     - осуществлять в течение определенного  периода (например, года) операции  по реализации товаров (работ,  услуг), облагаемых НДС;

     - стоимость отгруженных товаров  (работ, услуг), облагаемых налогом  за указанный период должна  превышать установленный порог.

     Согласно  действующей международной практике, для того чтобы получить регистрационный  номер налогоплательщика НДС  в Европейском Союзе, должна осуществляться экономическая деятельность до признания компании налогооблагаемым лицом. Размер выручки для постановки на учет для уплаты НДС в большинстве стран увязан с налогообложением малого бизнеса.

     Принятие  решения об особой процедуре регистрации налогоплательщиков НДС позволит сосредоточить усилия налоговых органов на администрировании меньшего количества налогоплательщиков, что при прочих равных условиях может привести к росту эффективности налогового администрирования.

     Предполагается ввести указанную систему регистрации налогоплательщиков НДС с 2008 г., предварительно установив процедуру регистрации в законодательном порядке.

     Одновременно, другой эффективной мерой борьбы с фирмами-однодневками, создаваемыми, в том числе в целях существенной минимизации налоговых обязательств через трансфертное ценообразование, будет принятие решений в отношении правил и механизма определения рыночных цен в целях налогообложения.

     Создание  информационной системы о движении сумм НДС по счетам налогоплательщиков позволит выявлять организации, не представляющие в налоговые органы декларации по налогу или представляющие декларации, содержащие недостоверную информацию. Данная система должна предусматривать:

     - выделение для налога специального  поля в платежных поручениях;

     - передачу информации о суммах  НДС в ФНС России. Практическое  внедрение системы может происходить  поэтапно.

     При этом первоначальное внимание необходимо сосредоточить на организациях, которые  оперируют крупными суммами налога.

     Указанные предложения рассматриваются в настоящее время Минфином России, Минэкономразвития России, ФНС России и Банком России.

Информация о работе Экономическая сущность НДС и методы его исчисления