Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение эволюции налога на прибыль организаций в России и определение его роли в системе доходов консолидированного бюджета. Для дости-жения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику налогообложения прибыли организаций в дореволюционной России;
- проанализировать основные положения закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
- рассмотреть основные элементы налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;
- оценить динамику сбора в бюджет налога на прибыль;
- охарактеризовать удельный вес налога на прибыль в структуре доходов консолидированного бюджета;
- изучить проблемы взимания и перспективы налога на прибыль организаций.
Введение 3
1. Развитие законодательства о налогообложении прибыли в России 5
1.1. Налогообложение прибыли в дореволюционной России 5
1.2. Взимание налога на прибыль в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 7
1.3. Элементы налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса 13
2. Роль налога на прибыль организаций в системе доходов бюджета 20
2.1. Динамики сбора налога на прибыль организаций 20
2.3. Налог на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета 24
3. Проблемы взимания и перспективы развития налога на прибыль организаций 28
3.1. Проблемы взимания налога на прибыль организаций 28
3.3. Совершенствование поступления налога на прибыль организаций в систему доходов бюджета 29
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Курсовая работа
Эволюция налога на прибыль в РФ
Содержание
Налог на прибыль в отличие от ряда других налогов существовал все годы советской власти, перестройки и существует в настоящее время. Естественно, что объектом обложения всегда была прибыль. В то же время определение объекта налогообложения постоянно меняется.
Налог на прибыль самый надежный на протяжении многих лет источник бюджета, самый изученный и понятный из всех видов налогов. Построение этого налога показывает не только фискальную функцию налогов, но и стимулирующую, о которой так много говорят теоретики и которая так слабо просматривается на практике.
Процесс
формирования норм налогового
законодательства выявил
Насколько взвешена и выверена политика законодателя в отношении налогообложения прибыли, настолько успешно (или неуспешно) будет развиваться наш промышленный потенциал. Доля налога на прибыль в общем объеме налоговых поступлений высока, именно поэтому государство напрямую заинтересовано в адекватной налоговой нагрузке на производителя. При этом следует отметить, что именно налог на прибыль стимулирует привлечение иностранных инвестиций во многие сектора российской экономики.
Налогообложение
фирмы является важнейшим
Администрирование
налога на прибыль организаций
находится в стадии формировани
Меняются ставки налога на прибыль организаций, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогу на прибыль организаций. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят некоторый элемент новизны.
Целью данной работы является изучение эволюции налога на прибыль организаций в России и определение его роли в системе доходов консолидированного бюджета. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику налогообложения прибыли организаций в дореволюционной России;
- проанализировать основные положения закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
- рассмотреть основные элементы налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;
- оценить динамику сбора в бюджет налога на прибыль;
- охарактеризовать удельный вес налога на прибыль в структуре доходов консолидированного бюджета;
- изучить проблемы взимания
и перспективы налога на
Объектом исследования в данной работе является налог на прибыль организаций, как важный элемент налоговой системы РФ, предметом – конкретные показатели динамики налога на прибыль за 1991-2005 г.г.
Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение в РФ, статистическая отчетность Министерства по налогам и сборам РФ и публикации в периодической печати.
Налог
на прибыль предприятий и
- предприятия, обязанные
- подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;
- лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.
Не подлежали налогообложению налогом отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.
Необходимо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры даже в условиях военного времени обеспечивали полный контроль за прибылью юридических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было невозможно.
Владельцы
торговых и промышленных
В действовавшем
на 1916-17 годы Положении о промысловом
налоге не содержалось
Новыми
правилами, принятыми 13 мая 1916
года, для неотчетных предприятий
был установлен особый порядок
уплаты налога на прирост
1. с
предприятий, не обязанных
2. с
предприятий, обязанных
Из вышесказанного
можно сделать вывод, что
Подобный налог действовал и в 20-е годы в форме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий. Начиная с 30-х налогообложение юридических лиц было упразднено и заменено «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет.
Налог на прибыль предприятий и организаций в современном виде взимается с юридических лиц с 1992 года.
Принятые в 1990 году Закон СССР «О налогах с предприятий» и Закон «О порядке его применения на территории» предполагали, что предприятия всех отраслей народного хозяйства за исключением отдельных видов плательщиков, имеющих другие размеры ставок, при рентабельности, не превышающей установленный предельный уровень, уплачивали налог на прибыль в союзный бюджет в размере 22% прибыли, а в государственные бюджеты союзных и автономных республик и в местные бюджеты - в пределах не выше 23% прибыли (включая плату за трудовые и природные ресурсы). При этом распределение налогов, зачисляемых в бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, устанавливалось на основе соглашения между республиками.1
В законе о налогах с предприятий предусматривалась резкая прогрессивность шкалы налоговых ставок. Прибыль, обусловливающую превышение рентабельности предприятия над установленным предельным уровнем, предполагалось облагать налогом в следующем порядке: по ставкам 80% при превышении этого уровня до 10 пунктов и 90% при превышении свыше 10 пунктов. В 1991 году предельный уровень рентабельности принимался в удвоенном размере по отношению к фактическому среднеотраслевому уровню. Средние фактические размеры рентабельности в процентах к себестоимости были установлены в размере от 20% - 25% (промышленность) до 40% (связь, издательская деятельность). Торговле и общественному питанию была установлена средняя рентабельность 4% по отношению к товарообороту. Легкой и пищевой промышленности средняя рентабельность устанавливалась республиканскими органами власти.
Для отдельных плательщиков законом устанавливались специальные ставки налога на прибыль. Для совместных предприятий с участием иностранного капитала устанавливались пониженные налоговые ставки (при доле иностранного участника более 30%). Пониженная ставка (35%) была установлена для предприятий потребительской кооперации, объединяемых Центросоюзом, общественных и религиозных организаций, а также их предприятий. Для производственных кооперативов ставки налога устанавливались Верховными Советами союзных республик (не выше 45%).
27.12.1991 был принят Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». По нему налог на прибыль уплачивался всеми предприятиями, которые являются юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями и бюджетные предприятия (по действовавшему в 1991 году союзному законодательству последние не платили налог на прибыль), а также подpазделения пpедпpиятий, имеющие отдельный баланс и pасчетный счет.
База налогообложения. Налогообложению подлежала прибыль предприятий, которая складывается из прибыли от реализации продукции предприятия, основных фондов и иного имущества и доходов от внереализационных операций за вычетом расходов на эти операции. Прибыль от реализации продукции равна выручке от реализации продукции (без НДС и акцизов), уменьшенной на величину затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат, утвержденном постановлением Правительства от 5.08.92 № 552.2
В 1992 году происходило активное формирование основ российской налоговой системы, заложенных законами Российской Федерации, принятыми в конце 1991 года. Важным элементом совершенствования налоговой системы явилось принятие 5 августа 1992 года «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», введенное в действие с 1 июля 1992 года.
Порядок отнесения затрат на себестоимость является важным элементом исчисления налога на прибыль. Излишние ограничения в этом вопросе увеличивают налогооблагаемую базу и могут искажать результаты деятельности предприятия. В соответствии с принятым Положением затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
Рассмотрим ставки налога. В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32%, за исключением прибыли от посреднических операций, а также прибыли бирж и брокерских контор, для которых была установлена ставка 45%. Сельскохозяйственные производители не платили налог на прибыль. Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам облагаются у источника выплаты по ставке 15%. Доля налога на прибыль, зачисляемая в бюджеты субъектов Российской Федерации на основании Закона “Об основах налоговой системы в Российской федерации”, определялась при утверждении закона о федеральном бюджете на соответствующие годы.