Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение эволюции налога на прибыль организаций в России и определение его роли в системе доходов консолидированного бюджета. Для дости-жения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику налогообложения прибыли организаций в дореволюционной России;
- проанализировать основные положения закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
- рассмотреть основные элементы налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;
- оценить динамику сбора в бюджет налога на прибыль;
- охарактеризовать удельный вес налога на прибыль в структуре доходов консолидированного бюджета;
- изучить проблемы взимания и перспективы налога на прибыль организаций.
Введение 3
1. Развитие законодательства о налогообложении прибыли в России 5
1.1. Налогообложение прибыли в дореволюционной России 5
1.2. Взимание налога на прибыль в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 7
1.3. Элементы налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса 13
2. Роль налога на прибыль организаций в системе доходов бюджета 20
2.1. Динамики сбора налога на прибыль организаций 20
2.3. Налог на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета 24
3. Проблемы взимания и перспективы развития налога на прибыль организаций 28
3.1. Проблемы взимания налога на прибыль организаций 28
3.3. Совершенствование поступления налога на прибыль организаций в систему доходов бюджета 29
Заключение 33
Список использованной литературы 34
В ст.270 Налогового кодекса РФ содержится закрытый исчерпывающий перечень расходов, которые не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли. Если конкретная разновидность затрат не обнаружена в данном «запрещенном» перечне, то можно переходить на следующий уровень проверки.
В ст.252 Налогового кодекса РФ сформулированы формальные признаки, при соблюдении которых можно квалифицировать затраты как расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Если же данные критерии не выполнены, то такие расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Содержательные требования по элементам и отдельным разновидностям расходов установлены ст.253-269 Налогового кодекса РФ. Если они соблюдены, данные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль; если содержательные требования не соблюдены, то данные расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Статьями 318-320 Налогового кодекса РФ установлен порядок деления расходов на прямые и косвенные, при котором часть прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства и переходит на следующий отчетный период, в то время как оставшаяся часть прямых расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль отчетного периода. К прямым расходам согласно ст.318 Налогового кодекса РФ относятся:
Таким образом, прямые расходы делятся на две части:
- частично распределяются на
остатки незавершенного
- в оставшейся части уменьшают
налогооблагаемую прибыль
Все остальные расходы являются косвенными. Они должны уменьшать налогооблагаемую прибыль исходя из:
- срока действия конкретного «затратного» договора - это касается всех без исключения косвенных расходов;
- взаимосвязи с признанием доходов - это касается только той части косвенных расходов, которые осуществляются налогоплательщиком по «затратным» договорам, заключенным в связи с исполнением данным налогоплательщиком условий "доходных" договоров, согласно которым доходы признаются в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов.5
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций согласно ст.240 Налогового кодекса РФ является календарный год. Ставки налога на прибыль установлены в ст.284 Налогового кодекса РФ (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Ставки налога на прибыль
Плательщики налога |
Вид дохода |
Ставка налога | ||
в феде-ральный бюджет |
в регио-нальный бюджет |
в мест-ный бюджет | ||
Предприятия и организации (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянное представительство |
Дивиденды, полученные от российских организаций |
до 2005 г. | ||
6 |
- |
- | ||
после 2005 г. | ||||
9 |
- |
- | ||
Дивиденды, полученные от иностранных организаций |
15 |
- |
- | |
по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ипотечным ценным бумагам эмитированным после 1 января 2007 года, |
15 |
- |
- | |
по доходам в виде процентов по ипотечным муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года |
9 |
- |
- | |
по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года вкл. |
0 |
- |
- | |
Прибыль от всех остальных видов деятельности |
в 2003 году | |||
6 |
16 |
2 | ||
в 2004 году | ||||
5 |
17 |
2 | ||
в 2005 году | ||||
6.5 |
17.5 |
- | ||
в 2006 году | ||||
6.5 |
17.5 |
- |
С 1 января 2005 года изменилась ставка налога на прибыль, установленная пунктом 1 статьи 284 НК РФ. В соответствии с поправками, внесенными в эту статью Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ, изменился размер и соотношение налоговых ставок налога на прибыль при его уплате в бюджеты разных уровней. Теперь местные бюджеты налог на прибыль больше поступать не будет. Отныне налог на прибыль будет распределяться между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ в следующем порядке:
- в федеральный бюджет направляется 6,5 % налога на прибыль организаций;
- в бюджет соответствующего субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность налогоплательщик, перечисляется17,5 % налога.6
Льготы по налогам не являются обязательным элементом налогообложения, однако в необходимых случаях в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготы по налогу – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными).
В частности, улучшению инвестиционного климата способствуют следующие льготы, предусмотренные главой 25 Налогового кодекса РФ:
- механизм ускоренной
- новый порядок налогообложения капитала, ценных бумаг, других финансовых инструментов;
- освобождение от
- включение расходов на
- включение в состав внереализационных расходов процентов по долговым обязательствам инвестиционного характера;
- ряд положений, влияющих на
повышение финансовой
Все фирмы
в обязательном порядке должны
составить учетную политику
Таблица 1.3
Формирование учетной политики для целей налогообложения налогом на прибыль организаций
Элементы учетной политики |
Способы налогового учета |
Основание |
Порядок ведения налогового учета и налоговых регистров |
В учетной политике указывается порядок ведения и формы регистров налогового учета |
Ст. 313-314 НК РФ |
Метод признания доходов / расходов |
1. Метод начисления 2. Кассовый метод |
Ст. 271-273 НК РФ |
Метод оценки сырья и материалов для определения размеров материальных расходов |
1. Метод оценки по стоимости единицы запасов 2. Метод оценки по средней стоимости 3. Метод ФИФО 4. Метод ЛИФО |
П. 8 ст. 254 НК РФ |
Метод оценки покупных товаров при их реализации для определения стоимости их приобретения |
1. Метод оценки по стоимости единицы товаров 2. Метод оценки по средней стоимости 3. Метод ФИФО 4. Метод ЛИФО |
П.1 ст. 268 НК РФ |
Резервы по сомнительным долгам |
Налогоплательщик вправе создавать или не создавать резерв. При создании резерва об этом делается запись в учетной политике |
Ст. 266 НК РФ |
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию |
Налогоплательщик вправе создавать или не создавать резерв. При создании резерва в учетной политике прописывается предельный размер отчислений в этот резерв |
Ст. 267 НК РФ |
Резерв расходов на ремонт основных средств |
Налогоплательщик вправе создавать или не создавать резерв. При создании резерва в учетной политике указываются нормативы отчислений в этот резерв, которые утверждаются организацией самостоятельно |
Ст. 324 НК РФ |
Резерв предстоящих рас-ходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год |
Налогоплательщик вправе создавать
или не создавать эти резервы.
При создании резерва в учетной
политике указываются способы |
Ст. 324.1 НК РФ |
Порядок признания рас-ходов в виде процентов по долговым обязательствам |
1. В расходы включаются проценты
только по сопоставимым 2. В расходы включаются проценты в пределах 1.1 ставки рефинансирования ЦБ РФ (в рублях), 15 % (в иностранной валюте) |
Ст. 269 НК РФ |
Порядок уплаты авансовых платежей |
1. Ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли 2. Ежеквартально (с уплатой 3. Ежеквартально без уплаты ежемесячного авансового платежа (этот вариант возможен, если по итогам отчетного периода за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 млн.руб. за каждый квартал |
Ст. 287 НК РФ |
Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что логика построения налога на прибыль в Налоговом кодексе РФ может быть увязана в значительной степени, с продекларированными государством принципами стратегии проведения налоговой реформы, заключающимися в упрощении налоговых законов, либерализации ставок и усилении ответственности налогоплательщиков. Главные изменения в налоге на прибыль связаны с тем, что в Налоговом кодексе собраны все основные документы, необходимые для исчисления налога, в первую очередь это касается отмены ранее действующего Положения о составе затрат, которое заменяется системой расходов в виде вычетов, уменьшающих полученные доходы.
Факторы, влияющие на величину налоговой базы в связи с введением гл.25 НК РФ, могут быть поделены на две группы (таблица 1.4).
Таблица 1.4
Факторы влияющие на величину налоговой базы в связи с введением гл.25 Налогового кодекса РФ
В сторону увеличения |
В сторону уменьшения |
1. Отмена налоговых льгот на: |
1. Либерализация налоговых вычетов: 1.2. увеличение количества вычитаемых расходов и лимитов по лимитируемым расходам (реклама, представительские расходы, расходы на образование, на страхование, проценты по кредитным договорам) 1.3. новые правила образования резервов,
нормативов и лимитов 2. Снижение ставки налога и введение единой
ставки |