Эволюция налога на прибыль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение эволюции налога на прибыль организаций в России и определение его роли в системе доходов консолидированного бюджета. Для дости-жения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику налогообложения прибыли организаций в дореволюционной России;
- проанализировать основные положения закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
- рассмотреть основные элементы налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;
- оценить динамику сбора в бюджет налога на прибыль;
- охарактеризовать удельный вес налога на прибыль в структуре доходов консолидированного бюджета;
- изучить проблемы взимания и перспективы налога на прибыль организаций.

Содержание

Введение 3
1. Развитие законодательства о налогообложении прибыли в России 5
1.1. Налогообложение прибыли в дореволюционной России 5
1.2. Взимание налога на прибыль в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 7
1.3. Элементы налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса 13
2. Роль налога на прибыль организаций в системе доходов бюджета 20
2.1. Динамики сбора налога на прибыль организаций 20
2.3. Налог на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета 24
3. Проблемы взимания и перспективы развития налога на прибыль организаций 28
3.1. Проблемы взимания налога на прибыль организаций 28
3.3. Совершенствование поступления налога на прибыль организаций в систему доходов бюджета 29
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Эволюция налога на прибыль в РФ.doc

— 585.00 Кб (Скачать документ)

 

         

          Важное значение гл. 25 Налогового кодекса РФ состоит и в том, что впервые на законодательном уровне дано определение налогового учета как системы обращения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с определенным порядком. Указанный порядок учета, пришедший на смену ранее действовавшему и связанного с формированием затрат в соответствии с Положением о составе затрат и формированием финансовых результатов, в определенной мере ослабляет государственное влияние на процесс формирования налоговой базы.

          В результате нововведений, связанных с появлением налогового учета, у плательщиков возникли серьезные проблемы - расхождение между бухгалтерским и налоговым учетом. Так, разнятся методы учета доходов и расходов, определения амортизации, резервов и так далее. При этом налоговый учет во многом отдан на откуп налогоплательщикам. В частности, в соответствии с Налоговым кодексом, формы регистров налогового учета, порядок отражения в них аналитических данных, данных первичного учета разрабатываются налогоплательщиками самостоятельно, что создает определенные трудности для налоговых инспекторов, а потому представляется, что в современных условиях придание формам налоговых регистров официального статуса выглядело бы вполне логично.

          К основным новациям по налогу на прибыль можно отнести снижение ставки налога и либерализацию налоговых вычетов, ликвидацию льгот, перенос убытков, изменение методов исчисления амортизации. Однако представляется, что эти меры не смогут явиться решающим фактором выхода предпринимательства из теневого оборота, поскольку остаются значительные противодействующие факторы налогового и неналогового характера, в частности, другие налоги, особенно НДС и акцизы, взносы в социальные фонды, имущественные налоги и рентные платежи и так далее.

          Подводя итоги, можно сделать вывод, что введение Налогового кодекса в значительно большей степени выполняет задачу снижения налоговой нагрузки плательщика, чем пополнения государственной казны. Указанный перекос необходимо срочно ликвидировать как путем совершенствования налогового законодательства, так и путем усиления контроля как за правильностью исчисления налога, так и за предпринимателями, находящимися в “теневом” бизнесе.

 

 

 

 

 

2. Роль налога на прибыль организаций в системе доходов  бюджета

2.1. Динамики сбора налога на прибыль организаций

 

         Анализ  налога на прибыль организаций   необходимо провести с двух позиций. Различают оценку эффективности налога на прибыль как обязательного платежа, администрируемого налоговыми органами, и оценку эффективности налога на прибыль как источника формирования доходной части бюджетов всех уровней.

         Если оценивать эффективность налога на прибыль организаций именно как налогового платежа, то следует использовать критерии полноты собираемости, роста задолженности по уплате, выполнения бюджетных заданий и другие критерии, характеризующие администрирование налогов. Поэтому анализ налога на прибыль организаций в системе доходов консолидированного бюджета  целесообразно начать с изучения динамики сбора данного налога (таблица 2.1 и рис. 2.1 и 2.2).

Таблица 2.1

Динамика поступления налога на прибыль организаций в консолидированный и федеральный бюджеты РФ в 2000-2004 г.г.

млрд.руб.

Год

Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет, млрд.руб.

Темпы роста, %

Поступление налога на прибыль в федеральный  бюджет, млрд.руб.

Темпы роста. %

Цепные

Базисные

Цепные

Базисные

2000

464.3

-

-

178.0

-

-

2001

511.15

110.1

110.1

214.3

120.4

120.4

2002

460.35

90.1

99.1

172.2

80.4

96.7

2003

522.48

113.5

112.5

170.9

99.2

96.0

2004

867.56

166.0

186.9

205.7

120.4

115.6

2005

1353.78

156.0

291.5

377.59

183.5

212.1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Динамика поступления налога на прибыль организаций в консолидированный  бюджет РФ

 

Рис. 2.1. Динамика поступления налога на прибыль организаций в федеральный  бюджет РФ

 

         Как видно из приведенных данных, в 2002 г. сборы налога на прибыль в консолидированный бюджет России сократились на 9.9 % по сравнению с уровнем прошлого года, что главным образом было обусловлено снижением ставки с 35% до 24% с отменой всех инвестиционных льгот.  Помимо этого, с 2002 г. наблюдается сокращение поступлений налога на прибыль на всех уровнях бюджетной системы (см. рис. 2.2).

         В 2003 г.  объем поступлений налога на  прибыль организаций в  консолидированный  бюджет субъектов РФ  составил 522,5 млрд. руб., что на 13,5% больше чем в 2002 г.

         Поступления  налога на прибыль организаций  в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2004 год составили 867.6 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 205.7 млрд. рублей. Темп роста поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет страны относительно поступлений за 2003 год составил 166.0 %, в федеральный бюджет – 120.4 %.

         За  2005 г. поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет страны составили 5.703.48 млн. рублей.  Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2005 год составили 1353.78 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 377.59 млн. рублей. Темп роста поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет относительно поступлений прошлого года составил 156.0 %, в федеральный бюджет – 183.5 %, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации – 147.5 %.

         Таким образом,  динамику поступлений налога  на прибыль в последние  годы, по макроэкономическим меркам, можно считать стабильной.   Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций в 2004 году по сравнению с 2003 годом, явилось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2003-2004 годах. На увеличение поступлений налога на прибыль в 2004 году оказало влияние также снижение в январе-октябре на 2.3 % доли убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2003 года.

         Однако следует отметить, что объем фактически поступивших средств  сопоставим с темпами роста инфляции. В таких условиях можно поставить под сомнение реальную эффективность налогового администрирования со стороны Министерства по налогам и сборам РФ. Собранный налог на прибыль едва компенсирует обесценение рублевых средств в результате роста цен.

         Отрицательное  воздействие на объем налоговых  поступлений по налогу на прибыль  оказало также перемещение доходов  из налоговой базы по налогу  на прибыль в налоговую базу  налогов, собираемых с организаций, перешедших на применение специальных режимов налогообложения, в случае, если на эти режимы перешли организации, ранее применявшие общий порядок налогообложения. Возможно также негативное воздействие роста числа и оборотов малых предприятий на базу налога на прибыль за счет применения организациями особых форм уклонения от налогообложения, связанных с использованием сделок между организациями с различной базой налогообложения доходов собственника.

        Также обратим внимание на динамику поступлений налога на прибыль в сравнении с изменениями финансовых результатов деятельности организаций, от которых напрямую зависит уровень сбора налогов (рис. 2.3 и 2.4).

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Динамика поступления в  бюджет налога на прибыль и финансовых результатов деятельности предприятий

Рис. 2.4. Темпы прироста прибыли и налога на прибыль организаций

 

          Из рис. 2.3 и 2.4 видно, что за последние несколько лет наблюдается неуклонное снижение темпов сбора налога на прибыль по сравнению с темпами прироста финансовых результатов. Можно предположить, что в 2002 г. данная тенденция объясняется предполагаемым, но еще не реализованным эффектом от вывода рядом предприятий прибыли из тени в результате снижения ставки по налогу на прибыль. Однако 2003 г. и 2004 г. показывают, что данного эффекта по-прежнему не наблюдается. Так, по данным Госкомстата РФ, сальдированный финансовый результат организаций вырос в 2003 г. на 42,6% по сравнению с предыдущим годом. В тоже время сборы налога на прибыль в консолидированный бюджет России, выросли всего на 13,5%.

         Уровень собираемости налога на прибыль достаточно высок. Так, в целом по России в 2003 году уровень собираемости налога на прибыль составил 97.3 %. Расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в 2005 году прогнозируется с учетом принятия мер по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования на уровне 97,7 процентов, при фактическом уровне 2004 года – 97.5 %.

2.3. Налог на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета

 

         Рассматривая  эффективность налога на прибыль  организаций  с позиции достаточности  получаемых средств для реализации  целей, определенных законодательством  РФ, необходимо изучить роль налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета и  доходах федерального бюджета (таблица 2.2 и рис. 2.5 и 2.6).

Таблица 2.2

Удельный вес ЕСН в налоговых  доходах консолидированного и федерального бюджета8

млрд.руб.

Год

Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд.руб.

Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет, млрд.руб.

Удельный вес налога на прибыль  в структуре консолидированного бюджета

Налоговые доходы федерального бюджета, млрд.руб.

Поступление налога на прибыль в федеральный  бюджет, млрд.руб.

Удельный вес налога на прибыль  в структуре федерального бюджета

2000

1437.0

464.3

32.3

623.7

178.0

28.5

2001

1955.8

511.15

26.1

961.65

214.3

22.3

2002

2877.2

460.35

16.0

1696.1

172.2

10.2

2003

3328.4

522.48

15.7

2029.6

170.9

7.7

2004

4936.2

867.56

17.6

3154.3

205.7

6.5

2005

5703.5

1353.8

23.7

3163.8

183.5

5.8


 

 

 

 

 

Рис. 2.5  Динамика налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета

 

 Рис. 2.6  Динамика налога на прибыль в доходах федерального бюджета

 

         Из данных, приведенных в таблице 2.2 и на рис. 2.5 и 2.6 видно, что в течение нескольких лет происходит смещение приоритетов относительно поступления налога на прибыль с федерального уровня на региональный уровень. Удельный вес налога на прибыль в структуре федерального бюджета снизился с 28.5 % в 2000 г. до 6.5 % в 2004 г. Таким образом, следует ожидать повышение доли субъектов и, соответственно, уменьшение доли федерального центра в общей массе сборов налога на прибыль в дальнейшем.

          Как видно из приведенных данных, в 2003 г. объем поступлений налога на прибыль организаций на федеральном уровне составил 7,7% от доходов федерального бюджета (170,82 млрд. руб.), что на 0,8 % в абсолютном значении меньше по сравнению с предыдущим годом. В консолидированный бюджет по налогу на прибыль в 2003 г. поступило 522,5 млрд. руб. (15.7 % налоговых доходов), что на 13,5% больше чем в 2002 г (рис. 2.7).

 

 

 

Рис. 2.7. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета в 2003 г.

 

          В 2004 году консолидированный бюджет Российской Федерации по доходам был исполнен на 5429,9 млрд. руб., из которых в федеральный бюджет поступило 3428,9 млрд. руб., в бюджеты субъектов Российской Федерации - 2403,2 млрд. руб. Общий объем доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 году превысил соответствующие доходы за 2003 год на 1291,2 млрд. руб., и составил 32,4% от объема ВВП на 2004 год против 31,4% в 2003 году.

         В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета Российской Федерации большая доля приходится на налоговые доходы (без учета поступлений Единого социального налога) - в 2004 году она составила 82,9% от общего объема поступлений по доходам; в 2003 году - 81,4%.   Объем налоговых доходов консолидированного бюджета в 2004 г. (с учетом ЕСН) составил 4936,2 млрд. руб. (рост на 33,3% в номинальном и на 19,3% в реальном выражении) или 68,8% от общей суммы доходов консолидированного бюджета.

 

Рис. 2.8 Структура доходов федерального бюджета в 2004 г. (без учета ЕСН)

 

Поступления налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет Российской Федерации в 2004 году составили 205,7 млрд. рублей (рис. 2.8). По сравнению с 2003 годом они выросли на 34,8 млрд. рублей, или на 20,3%, несмотря на снижение ставки с 6% до 5% с 1 января 2004 года. Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год», по налогу выполнено на 109,9%.

Информация о работе Эволюция налога на прибыль в РФ