Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель работы – исследование теоретических и практических основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В связи с поставленной целю необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы от Древнерусского государства до советского периода.
2. Провести сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных стран.
3. Исследовать состояние налоговой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.
4. Проанализировать налоговую систему на региональном уровне на примере Республики Мордовия.
5. Рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы
7
1.1 Возникновение и развитие налоговой системы от Древнерусского государства до Российской империи
7
1.2 Формирование налоговой системы в России в XVIII – XIX вв. 12
1.3 Исследование особенностей налоговой системы в советский период 17
1.4 Этапы формирования действующей налоговой системы в РФ 22
2 Анализ современного состояния и особенностей развития налоговой
системы в РФ
27
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных
стран
27
2.2 Налоговая система РФ в условиях мирового финансового кризиса 33
2.3 Анализ налоговой системы на региональном уровне (на примере РМ) 39
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 44
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в современных условиях
44
3.2 Перспективы и пути развития налоговой системы на региональном
уровне (на примере РМ)
49
3.3 Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и
практика его применения в России
55
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение А 79
Приложение Б 81
И
в итоги мы видим, что для совершенствования
налоговой системы необходимо пересмотреть
полностью налоговую нагрузку в РФ. Необходимо
не только понизить, но и отменить некоторые
изжившие себя налоги, и при необходимости
ввести более щадящие. Налоговая система
РФ на региональном уровне также не совершенна
и нуждается в существенных корректировках.
В зарубежных странах опыт налогообложения
более эффективный и российскую налоговую
системы можно реформировать аналогично
зарубежным странам.
Заключение
Современные налоговые системы сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру. В отличие от тех времен, когда налоги определялись по числу дымовых труб в доме или по головам скота, сейчас в правилах исчисления и уплаты налогов нельзя разобраться без специальной подготовки.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играют отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день − главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Обращу внимание на положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.
Общая
либерализация налоговой
Сегодня ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство. Действующая налоговая система со слабо проработанными теоретическими и экономическими ставками налогов вынуждают вводить новые виды изъятий.
Поэтому из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли, поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам. Нестабильность налогов, пересмотр ставок, количество налогов играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы:
а) улучшение правовой формы налоговой системы;
б) усовершенствование системы собирания налогов;
в)
ввод режима, при котором любые
льготы по налогообложению
На Западе сейчас обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на расходы, при которых обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан, и предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.
Однако
на пути этих проектов еще
остается слишком много препятствий
как административно-технического,
В России пока отсутствуют условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы налогообложения в западных странах.
Среди этих условий можно выделить, например, следующие:
− надежная банковская система и широкое применение безналичных расчетов
− выработанная веками законопослушность населения;
− отработанная система взыскания долгов, включая процедуру банкротства;
− разумные и соответствующие социально-экономическим условиям налоговые ставки.
Наконец, не следует забывать о тесной взаимосвязи налоговой и бюджетной политики. В демократической стране правительство всегда имеет ровно столько денег, сколько выделяет ему парламент, утверждающий налоговые законы. Но и парламент может предписать правительству только те расходы, которые покрываются поступлениями от утвержденных налогов. В результате достигается необходимая сбалансированность налоговой и бюджетной политики.
Общество платит только те налоги, которые оно само же и утверждает (в лице своих представителей в парламенте). В России отдельным слоям общества проще вовсе не платить налоги, чем добиваться защиты своих интересов через изменение налогового законодательства.
Мировой опыт должен использоваться в налоговом законодательстве и налоговой практике, но с учетом различий, связанных с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы и др. Накопленный западными странами опыт применения налоговых систем для обеспечения финансового благополучия и регулирования экономики имеет большое практическое значение.
Возможность
изучения достижений западной практики
в области налогообложения позволяет
налоговым служащим знакомится с новыми
идеями и укрепляет их уверенность в правильности
осуществляемых операций.
Список
использованных источников
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп.) // СПС «Гарант»
2 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Комментарии к последним изменениям / Под ред. Г. Ю. Касьянова. – М.: АБАК, 2009. – 832 с.
3 О бюджетной политики в 2010 – 2012 гг.: Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007г. // СПС «Гарант»
4 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 - 2012 гг.: Доклад Минфина России от 08.09.09 № 03-03-06/4/76// СПС «Гарант».
5 Акулин, Д. Ю. Оптимизация налоговых платежей: учеб. пособие для вузов / Д. Ю. Акулин. − М.: Соврем. экономика и право, 2008. − 179 с.
6 Андрющенко, С. Н. Повышение эффективности контрольной работы / С. Н. Андрющенко // Рос. нал. курьер. − 2009. − №3. − С.29-30.
7 Богатая, И. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И. Н. Богатая, И. Ю. Королева, Л. Н. Кузнецова. − Ростов-на-Дону. − «Феникс», 2007. – 326 с.
8 Брызгалин, А. В., Налоги и налоговое право: учеб. пособие для вузов / А. В. Брызгалин. − М.: Аналитик-пресс, 2007. – 608с.
9 Бюджетный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская. − М.: ИНФРА-М, 2008. − 222 с.
10 Валова, Л. А. Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации: автореферат магистерской диссертации / Л. А. Валова.– Новосибирск: НГАЭиУ, 2008. – 13 с.
11 Владимирова, Н. П. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / Н. П. Владимирова. – М.: КНОРУС., 2005
12 Данилевский, Ю. А. Налоги / учеб. пособие для вузов / Ю. А. Данилевский, С. М. Шапигузов. М.: Финансы и статистика. – 2008
13 Демин, А. В. Налоговая политика России на современном этапе / А. В. Демин // Вопросы экономики. − 2008. − № 7. − С. 54-82.
14 Дмитриева, Н. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов / Н. Г. Дмитриева, Д. Б. Дмитриев. М.: ИНФРА-М, 2007. – 451 с.
15 Дубов, В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования / В. В. Дубов // Финансы. − 2007. − № 4. – С. 35-37.
16 Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Л. В. Дуканич. Ростов на Дону: Феникс. – 2008.
17 Евстигнеев, Е. Н. Основы налогообложения и налогового законодательства: учебник для вузов / Е. Н. Евстигнеев. СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
18 Евстигнеев, Е. Н., Викторова Н. Г., Ткачева Е. Г. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и ответы. Практические задания и решения: учеб. пособие для вузов // Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова, Е. Г. Ткачева. М.: ИНФРА-М, 2006. – 217 с.
19 Егорова, Е. Н. Сравнительная оценка влияния налоговой системы России и зарубежных стран на инвестиционную деятельность предприятия: учеб. пособие для вузов / Е. Н. Егорова, Г. Б. Тернопольская, Н. Н. Тютюрюков. М.: ЦЭМИРАН, 2006. – 564 с.
20 Злобин, И. Д. Проблемы государственного бюджета СССР в новых условиях хозяйствования / И. Д Злобин, Л. А. Кадышев, А. М. Ляндо // Финансы СССР. − 1971. − № 9. − С. 89.
21 Злыгостев, Н. Н. Платить налоги – это выгодно / Н. Н. Злыгостев // Налоговый вестник. − 2006. − №7. − С. 138-140.
22 Иванова, Н. Г. Налоги и налогообложение, схемы и таблицы: учеб. пособие для вузов / Н. Г. Иванова, Е. А. Вайс, И. А. Кацюба. СПб.: Питер, 2007. – 211с.
23 История налогов России: важнейшие даты, факты и события: учеб. пособие для вузов / Г. И. Букаев. М.: Гелиос АРВ, 2007
24 Карасев, М. Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России: учеб. пособие для вузов / М. Н. Карасева. М.: Вершина, 2007. − 223 с.
25 Карбушев, Т. И. Совершенствование налоговой системы России / Т. И. Карбушев, В. Н. Зимин // ЭКО. – 2008. − № 2. – С. 19-21.
26 Киперман, Г. Я. Налоги в рыночной экономике: учеб. пособие для вузов / Г. Я. Киперман М.: Юристъ, 2007 – 412 с.
27 Малис, Н. И. Снижение бремени как приоритет налоговой политики / Н. И. Малис // Финансы. − № 6. − 2007. − С. 45 – 48.
28 Малис, Н. И. Кризис: налоги реформируются / Н. И. Малис // Налоговый вестник. − 2009. − № 5
29 Минаев, Б. А. О порядке проведения налоговых проверок / Б. А. Минаев // Налоговый вестник. − № 11. − 2006. – С. 3-5
30 Налоги и налогообложение : учеб. пособие для вузов / И. А. Майбуров. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007
31 Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. Романовский, О. Врублевская. М.: Питер, 2008
32 Налоговая политика России: проблемы и перспективы: учеб. пособие для вузов / И. В. Горский. М. : Финансы и статистика, 2008. − 287 с.
34 Основы налогового права: учеб. пособие для вузов / С. Пепеляев. М.: Юристъ, 2005 – 365 с.
35 Пансков, В. Г. О принципах налогообложения физических лиц / В. Г. Пансков // Финансы. − № 1. − 2008. – С. 89-91.