Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2008/ 2007% | 2009/ 2008% |
2009/ 2007% | |
всего | 7 360,20 | 8 455,7 | 6798,1 | 114,9 | 80,4 | 92,4 |
налог на прибыль организаций | 2 172,20 | 2 513,0 | 1 264,4 | 115,7 | 50,3 | 58,2 |
налог на доходы физических лиц | 1 266,10 | 1 665,6 | 1 665,0 | 131,6 | 100,0 | 131,5 |
НДС | 1424,7 | 1038,7 | 1 207,2 | 72,9 | 116,2 | 84,7 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), | 289,9 | 314,7 | 327,4 | 108,6 | 104,0 | 112,9 |
Продолжение таблицы 2.1.1.
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2008/ 2007% | 2009/ 2008% |
2009/ 2007% | |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 235,10 | 1 742,6 | 1 080,9 | 141,1 | 62,0 | 87,5 |
прочие | 567,2 | 674,3 | 743,2 | 118,9 | 110,2 | 131,0 |
ЕСН | 405 | 506,8 | 509,8 | 125,1 | 100,6 | 125,9 |
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (с учетом единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 6798,1 млрд. рублей, что на 1657,6 млрд. рублей или на 19,6 % меньше 2008 года и на 562,1 млрд. рублей или на 7,6% 2007 года.
Сокращение доходов произошло не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса.
Анализ поступлений доходов от НДС показал, что если в 2009 году по сравнению с 2008 годом доход увеличился на 165,5 млрд. рублей (на 16,2%), но по сравнению с 2007 годом уменьшился на 217,5 млрд. рублей (на 15,3%), в основном это произошло за счет уменьшения в 2008 году на 386 млрд. рублей (на 27,1%).
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 29,72 % (включая ЕСН), налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая налог на добычу полезных ископаемых) - 20,61%, налога на доходы физических лиц - 19,7%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 12,28%. (рис. 1)
Рис.1. Динамика и структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2007 – 2009гг.
По
данным рисунка видно, что по значимости
поступлений доходов налог на
добавленную стоимость в
Все
эти изменения происходили из-
На темпы роста начисленного НДС в 2007 г. негативное влияние оказали возросшие объемы жилищного строительства. Так, в 2007 г. было введено в действие жилых домов на 20,4% больше чем в 2006 г. (в 2005 г. было введено 43,6 млн. кв. метров, в 2006 г. – 50,2 млн., в 2007 г. – 60,4 млн.). Однако по экспертным оценкам, потери федерального бюджета от недополучения НДС по этой льготе крайне незначительны и не превысили по итогам 2007 г. рубеж в 3,5-3,7 млрд. руб.
Начисление налога на добавленную стоимость происходит на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь.
Таблица 2.1.2.
Состав налога на добавленную стоимость 2007-2009гг.6
2007 год | 2008 год | 2009 год | ||||
млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | |
Налог на добавленную стоимость | 1 424,7 | 100,0 | 1 038,7 | 100,0 | 1 207,2 | 100 |
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 390,4 | 97,6 | 998,4 | 96,1 | 1 176,6 | 97,5 |
на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь | 34,3 | 2,4 | 40,3 | 3,9 | 30,6 | 2,5 |
Основную долю (таблица 2.1.2) составляет доход от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в 2009г 97,5% и только 2,5% приходится на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, аналогичная ситуация была в 2007 году. В 2008 году удельный вес налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ незначительно сократился до 96,1%, одновременно повысилась доля налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, на 1,4 %.
Согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за 2009 года в федеральный бюджет поступило 3012,37 млрд. руб., что на 26,14% меньше, чем в 2008 году и на 19,62 % 2007 года (таблица 2.1.3).
Изменения законодательства по налогу на добавленную стоимость в 2008 году снизило доходы в федеральный бюджет в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 386,03 млрд. руб. (на 27,1%), в 2009 году положение улучшилось на 168,53 млрд. руб.(16,23%) и в сравнение с 2007 годом уменьшение на 217,5 млрд. руб.(15,27%).
Изменения налогового законодательства 2008 и 2009 годов изменили структуру налоговых поступлений ФНС. НДС остался главным российским налогом (кроме 2008 года), его доля в федеральном бюджете почти не изменилась — 40,07% против 38,02% в 2007 году. НДС в 2008 году на 13,87 п.п. меньше налога на добычу полезных ископаемых.
Таблица 2.1.3
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет РФ по видам, млрд. рублей7
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2008/ 2007% | 2009/ 2008% |
2009/ 2007% | |
всего | 3747,59 | 4078,69 | 3012,37 | 108,83 | 73,86 | 80,38 |
налог на прибыль организаций | 641,32 | 761,13 | 195,42 | 118,68 | 25,67 | 30,47 |
НДС | 1424,70 | 1038,67 | 1207,21 | 72,90 | 116,23 | 84,73 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 108,84 | 125,24 | 81,71 | 115,06 | 65,25 | 75,07 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1157,36 | 1637,52 | 1006,26 | 141,49 | 61,45 | 86,94 |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 1122,91 | 1604,65 | 981,53 | 142,90 | 61,17 | 87,41 |
прочие | 10,38 | 9,37 | 12,00 | 90,29 | 128,02 | 115,59 |
ЕСН | 404,98 | 506,77 | 509,77 | 125,13 | 100,59 | 125,88 |
Доходы от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году предусмотрены в размере 1 296,2 млрд. рублей, что ниже установленной на 2007 год суммы на 82,5 млрд. рублей, или на 6 %. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 495,0 млрд. рублей, или на 38,2 %, по прогнозу в 2010 году - на 281,1 млрд. рублей, или на 15,7 % соответственно.
С 1 января 2008 года вступила в силу норма Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая в качестве налогового периода по налогу на добавленную стоимость квартал, вследствие чего выпадающие доходы федерального бюджета в 2008 году в материалах, представленных с законопроектом, оценены в размере 228,7 млрд. рублей. В результате перехода на ежеквартальную уплату налога на добавленную стоимость в 2008 году в федеральный бюджет не поступили платежи, начисленные по налогооблагаемым объектам за октябрь и ноябрь 2008 года, которые в условиях законодательства о налогах и сборах поступили бы в федеральный бюджет в ноябре и декабре. По данным Федеральной налоговой службы, доля поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за ноябрь - декабрь 2008 года составила примерно 195 млрд. рублей.
Возмещение налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортной продукции, в расчете налога на 2008 год принято в размере 672,1 млрд. рублей (или 1,9 % к ВВП). В 2009 году сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая к вычету по экспортным товарам в сумме 673,3 млрд. рублей (1,7 % ВВП) и в 2010 году - 682,4 млрд. рублей (1,5% ВВП). Указанные суммы в соответствии с налоговым законодательством учтены в общей величине налоговых вычетов. В представленных расчетах наблюдается тенденция снижения сумм налога на добавленную стоимость возмещаемых экспортерам, в доле к ВВП, что требует дополнительного обоснования.
В расчетах налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, выявлены значительные дополнительные поступления в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины: в 2008 году - 329,0 млрд. рублей (25,4 % суммы налога), в 2009 году - 373,1 млрд. рублей (20,8 %), прогнозируемая в 2010 году - 421,1 млрд. рублей (20,3 %).
С начала 2007 года наметилась тенденция к уменьшению сумм доначислений по этому налогу (в январе - марте 2007 года таких доначислений произведено на сумму 50,2 млрд. рублей, что на 65,8 % меньше, чем в январе - марте 2006 года), что отразилось на сумме дополнительных поступлений.
Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития