Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из  1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)
  2007 год 2008 год 2009 год 2008/ 2007%  
2009/ 2008%
 
2009/ 2007%
всего 7 360,20 8 455,7 6798,1 114,9 80,4 92,4
налог на прибыль организаций 2 172,20 2 513,0 1 264,4 115,7 50,3 58,2
налог на доходы физических лиц 1 266,10 1 665,6 1 665,0 131,6 100,0 131,5
НДС 1424,7 1038,7 1 207,2 72,9 116,2 84,7
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), 289,9 314,7 327,4 108,6 104,0 112,9

     Продолжение таблицы 2.1.1.

  2007 год 2008 год 2009 год 2008/ 2007%  
2009/ 2008%
 
2009/ 2007%
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 235,10 1 742,6 1 080,9 141,1 62,0 87,5
прочие 567,2 674,3 743,2 118,9 110,2 131,0
ЕСН 405 506,8 509,8 125,1 100,6 125,9

    По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (с учетом единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 6798,1 млрд. рублей, что на 1657,6 млрд. рублей или на 19,6 %  меньше 2008 года и на 562,1 млрд. рублей или на 7,6% 2007 года.

    Сокращение  доходов произошло не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса.

    Анализ  поступлений доходов от НДС показал, что если в  2009 году по сравнению с 2008 годом доход увеличился на  165,5 млрд. рублей (на 16,2%), но по сравнению с 2007 годом уменьшился  на  217,5 млрд. рублей (на 15,3%), в основном это произошло за счет уменьшения в 2008 году на 386 млрд. рублей (на 27,1%).

    Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 29,72 % (включая ЕСН), налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая  налог на добычу полезных ископаемых) - 20,61%, налога на доходы физических лиц - 19,7%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 12,28%. (рис. 1)

    

     Рис.1. Динамика и структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2007 – 2009гг.

     По  данным рисунка видно, что по значимости поступлений доходов налог на добавленную стоимость в консолидированном  бюджете РФ в 2007 году занимал 2 место, его доля в бюджете составляла 19,36% после налога на прибыль 29,51%; в 2008 году – 4 место 12,28%, а в 2009 году – 3 место.

     Все эти изменения происходили из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса.

     На темпы роста начисленного НДС в 2007 г. негативное влияние оказали возросшие объемы жилищного строительства. Так, в 2007 г. было введено в действие жилых домов на 20,4% больше чем в 2006 г. (в 2005 г. было введено 43,6 млн. кв. метров, в 2006 г. – 50,2 млн., в 2007 г. – 60,4 млн.). Однако по экспертным оценкам, потери федерального бюджета от недополучения НДС по этой льготе крайне незначительны и не превысили по итогам 2007 г. рубеж в 3,5-3,7 млрд. руб.

     Начисление  налога на добавленную стоимость  происходит на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь.

     Таблица 2.1.2.

     Состав  налога на добавленную стоимость 2007-2009гг.6

  2007 год 2008 год 2009 год
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Налог на добавленную стоимость 1 424,7 100,0 1 038,7 100,0 1 207,2 100
     на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 390,4 97,6 998,4 96,1 1 176,6 97,5
      на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь 34,3 2,4 40,3 3,9 30,6 2,5

     Основную  долю (таблица 2.1.2) составляет доход от  налога на добавленную стоимость     на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в 2009г 97,5% и только 2,5% приходится на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, аналогичная ситуация была в 2007 году. В 2008 году удельный вес налога на добавленную стоимость     на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ незначительно сократился до 96,1%, одновременно повысилась доля налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, на 1,4 %.

     Согласно  данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за 2009 года в федеральный бюджет поступило 3012,37 млрд. руб., что на 26,14% меньше, чем в 2008 году и на 19,62 % 2007 года (таблица 2.1.3).

     Изменения законодательства по налогу на добавленную  стоимость в 2008 году снизило доходы в федеральный бюджет в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 386,03 млрд. руб. (на 27,1%), в 2009 году положение улучшилось на 168,53 млрд. руб.(16,23%) и в сравнение с 2007 годом уменьшение на 217,5 млрд. руб.(15,27%).

     Изменения налогового законодательства 2008 и 2009 годов изменили структуру налоговых поступлений ФНС. НДС остался главным российским налогом (кроме 2008 года), его доля в федеральном бюджете почти не изменилась — 40,07% против 38,02% в 2007 году. НДС в 2008 году на 13,87 п.п. меньше налога на добычу полезных ископаемых.

     Таблица 2.1.3

     Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет РФ по видам, млрд. рублей7

  2007 год 2008 год 2009 год 2008/ 2007%  
2009/ 2008%
 
2009/ 2007%
всего 3747,59 4078,69 3012,37 108,83 73,86 80,38
налог на прибыль организаций 641,32 761,13 195,42 118,68 25,67 30,47
НДС 1424,70 1038,67 1207,21 72,90 116,23 84,73
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 108,84 125,24 81,71 115,06 65,25 75,07
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1157,36 1637,52 1006,26 141,49 61,45 86,94
из  них налог на добычу полезных ископаемых 1122,91 1604,65 981,53 142,90 61,17 87,41
прочие 10,38 9,37 12,00 90,29 128,02 115,59
ЕСН 404,98 506,77 509,77 125,13 100,59 125,88

     Доходы от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году предусмотрены в размере 1 296,2  млрд. рублей, что ниже установленной на  2007 год суммы  на 82,5 млрд. рублей, или на 6 %.  В 2009 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 495,0 млрд. рублей, или на 38,2 %, по прогнозу в 2010 году - на 281,1 млрд. рублей, или на  15,7 % соответственно.

     С 1 января 2008 года  вступила в силу норма Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая в качестве налогового периода по налогу на добавленную стоимость квартал, вследствие чего  выпадающие доходы федерального бюджета  в 2008 году в материалах, представленных с законопроектом, оценены в размере  228,7 млрд. рублей. В результате перехода на ежеквартальную уплату налога на добавленную стоимость в 2008 году в федеральный бюджет не поступили платежи, начисленные по налогооблагаемым объектам за октябрь и ноябрь 2008 года, которые в условиях законодательства о налогах и сборах поступили бы в федеральный бюджет в ноябре и декабре. По данным Федеральной налоговой службы, доля поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за ноябрь - декабрь 2008 года составила примерно 195 млрд. рублей.

     Возмещение  налога, уплаченного поставщикам  товаров (работ, услуг), использованных при  производстве экспортной продукции, в расчете налога  на 2008 год принято в размере 672,1 млрд. рублей (или 1,9 % к ВВП). В  2009 году  сумма налога на  добавленную стоимость, предъявляемая к вычету по экспортным товарам в сумме 673,3 млрд. рублей (1,7 % ВВП) и в 2010 году - 682,4 млрд. рублей (1,5% ВВП). Указанные  суммы  в соответствии с налоговым законодательством учтены в общей величине налоговых вычетов. В представленных расчетах наблюдается  тенденция снижения  сумм  налога на добавленную стоимость возмещаемых  экспортерам,  в доле к ВВП,  что  требует дополнительного обоснования.

     В расчетах налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, выявлены значительные дополнительные поступления в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины: в 2008 году - 329,0 млрд. рублей (25,4  %  суммы налога), в 2009 году - 373,1 млрд. рублей (20,8 %), прогнозируемая в 2010 году - 421,1 млрд. рублей (20,3 %).

     С начала 2007 года наметилась тенденция  к уменьшению сумм доначислений по этому налогу (в январе - марте 2007 года таких доначислений произведено  на сумму 50,2 млрд. рублей, что на 65,8 % меньше, чем в январе - марте 2006 года), что отразилось на сумме дополнительных поступлений.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития