Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121
Продолжение таблицы 2.2.1
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
3.2. | % | 100,0 | 118,2 | 137,3 | 165,2 |
4. | Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм.) | ||||
4.1. | млрд. рублей | 0,04 | 2,64 | 5,80 | |
4.2. | % | 100,0 | 101,9 | 103,7 |
Счетная
палата отмечает, что представленные
расчеты поступлений в
В соответствии со статьей 174Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы федерального бюджета должны прогнозироваться на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 181) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов признается отдельным видом подакцизных товаров, однако показатели производства и реализации спиртосодержащей продукции в составе подакцизной продукции в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов не предусмотрены.
Средняя розничная цена пачки сигарет с фильтром в расчете поступлений акцизов в 2009 году принята на уровне 11,64 рубля. Исходя из розничной цены пачки отечественных сигарет с фильтром, сложившейся, по данным Федеральной службы государственной статистики, в декабре 2007 года (10,0 рубля) и в июле 2008 года (10,89 рубля), индекса потребительских цен, ожидаемого в 2008 году, и среднего индекса потребительских цен, прогнозируемого на 2009 год, средняя розничная цена пачки сигарет в 2009 году составит 12,20 рубля. Принятие в расчет этой цены пачки сигарет с фильтром увеличивает прогнозируемый на 2009 год объем поступлений акцизов на табачную продукцию на сумму порядка 0,6 млрд. рублей.
В
2008 году утвержден технический
При расчете поступлений в федеральный бюджет в 2009 году акциза на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, ставка налога принята в размере 2 657 рублей за тонну, в то время как Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» она установлена на 2009 год в размере 3 900 рублей за тонну.
Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, рассчитаны исходя из собираемости этих акцизов на уровне 60 %. Такой низкий уровень собираемости принимается в расчетах уже на протяжении ряда лет. По данным Федеральной налоговой службы, собираемость этих акцизов в 2007 году составила 76,1 %. Собираемость акцизов на все нефтепродукты при расчете их поступлений принята на уровне 96,0 %, в то время как, по данным Федеральной налоговой службы, в 2007 году фактически сложившийся уровень собираемости по автомобильному бензину составил 97,2 %, дизельному топливу - 96,8 %, моторным маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 92,1 %.
Зачисление акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 года) и акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 год, производится в полном объеме в федеральный бюджет, а зачисление акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 год в федеральный бюджет производится по нормативу 50 %. Однако при проектировании доходов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов дополнительные поступления в счет погашения имеющейся задолженности по указанным доходам не предусмотрены.
По данным налоговой отчетности Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 июля 2008 года имелась совокупная задолженность (с учетом пеней и налоговых санкций) по акцизам на алкогольную продукцию по расчетам за 2003 год, подлежащая взысканию (то есть без реструктурированных, отсроченных, приостановленных к взысканию платежей, а также задолженности организаций, признанных банкротами и ликвидированных), на сумму 0,9 млрд. рублей, в том числе недоимка на сумму 0,4 млрд. рублей. Подлежащая взысканию совокупная задолженность по акцизам на нефтепродукты, образовавшаяся до 1 января 2003 года, составляла на 1 июля т.г. 1,9 млрд. рублей, в том числе недоимка - 0,4 млрд. рублей.
Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2009 году могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации, которая по состоянию на 1 июля 2008 года составляла 904,8 млрд. рублей (без учета единого социального налога и задолженности ликвидированных и признанных банкротами организаций).
На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации поступило 3785,70 млрд. рублей налоговых доходов, что составляет 86,5% от объемов поступлений на 1 января 2009 года (104,79% от объемов поступлений на 1 января 2009 года). Рост поступлений налоговых доходов в 2009 году зафиксирован в 29 регионах, а сокращение поступлений налоговых доходов произошло в 54 регионах (таблица 2.2.2 ).9
Таблица 2.2.2
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированные бюджеты субъектов РФ по видам, млрд. рублей10
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2008/ 2007% | 2009/ 2008% |
2009/ 2007% | |
всего | 3612,61 | 4377,01 | 3785,70 | 121,16 | 86,49 | 104,79 |
Налог на прибыль организаций | 1530,86 | 1751,92 | 1069,03 | 114,44 | 61,02 | 69,83 |
Налог на доходы физических лиц | 1266,06 | 1665,60 | 1665,05 | 131,56 | 99,97 | 131,51 |
Акцизы | 181,04 | 189,45 | 245,70 | 104,65 | 129,69 | 135,72 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 74,49 | 103,36 | 72,31 | 138,76 | 69,96 | 97,07 |
Прочие | 560,17 | 666,69 | 733,61 | 119,02 | 110,04 | 130,96 |
Существенное снижение наблюдается почти по всем налогам, но обратная ситуация наблюдается по собираемости налогов по акцизам, на 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 245.7 млрд. рублей акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 129,69% от объемов поступлений на 1 января 2009 года и рост на 35,72% на 1,01.2008 года. В структуре налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2007году на акцизы приходилось 5,01% от общей суммы налогов, в 2008 году 4,33%, а 2009г – 6,49% (74). Рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в 81 регионе, а сокращение поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации произошло только в одном регионе Республике Северная Осетия-Алания.
Рис. 6. Структура налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2007-2009гг.
Поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в 2008 году составили 28,5 млрд. рублей, что выше показателей 2007 года, на 8,1 млрд. рублей, или на 39,9 %. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 4,1 млрд. рублей, или на 14,3 %.
Анализ
расчета поступлений в
Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2008 - 2012 годах приведена в приложении 5.
Значительное увеличение поступлений акцизов в 2010 году (на 32,8 %) по сравнению с уточненной оценкой 2009 года обусловлено индексацией специфических ставок акцизов на табачную продукцию, повышением средней розничной цены на сигареты и папиросы, а также незначительным ростом облагаемых объемов реализации легковых автомобилей и мотоциклов.
Доходы от уплаты акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья на 2010 год прогнозируются в объеме 4,3 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. рублей, или на 11,3 %, больше уточненной оценки 2009 года, на 2011 год- 4,8 млрд. рублей (на 0,5 млрд. рублей, или на 11,2 %, больше показателя 2010 года) и на 2012 год - 5,4 млрд. рублей (на 0,6 млрд. рублей, или на 13,3 % , больше показателя 2011 года).
Собираемость акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья и акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, при расчете их поступлений принята практически на одном и том же уровне на все годы планового периода: 77,9 % и 77,2 % соответственно. Принятие в расчетах коэффициента собираемости на таком уровне в пояснительной записке к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» не объясняется. По данным Федеральной налоговой службы, собираемость указанных акцизов в первом полугодии 2009 года составила 78,9 % и 96,1 % соответственно.
Поступление в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов на спиртосодержащую продукцию в 2010 - 2012 годах не предусматривается.
В
пояснительной записке к
Анализ, проведенный на основе данных Федерального казначейства, свидетельствует, что начиная с октября 2007 года акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступают в федеральный бюджет (отрицательная сумма поступлений) по причине превышения сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. В связи с изложенным представляется целесообразным рассмотреть вопрос о совершенствовании налогообложения спиртосодержащей продукции.
Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития