Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2009г. составила 559,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 2,8%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 2,7%.
где а)- недоимки;
б) - реструктурированная задолженность;
в) -задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства;
г) задолженность, взыскиваемая судебными приставами;
д) приостановленные к взысканию платежи.
Таблица 2.1.7
Структура задолженности по налоговым платежам и сборам
в бюджетную систему РФ, на 1 января 2009 года
Задолженность | Из нее, млрд. руб. | ||||||
млрд. руб. | % к итогу | а) | б) | в) | г) | д) | |
Всего | 559,1 | 100 | 223,5 | 38,7 | 145,2 | 85,1 | 65,8 |
в том
числе:
по федеральным |
467,1 | 83,6 | 165,7 | 36,3 | 127,7 | 73,3 | 63,7 |
в том числе: НДС | 242,9 | 43,4 | 85,4 | 9,9 | 79,8 | 42,0 | 25,3 |
Недоимка
по налоговым платежам на 1 января
2009г. составила 223,5 млрд.рублей (40,0% от общей
задолженности). По сравнению с 1 января
2008г. она снизилась на 1,7% , основная часть
недоимок по федеральным
налогам 165,7 млрд. руб., их доля от общего
числа составила 74,13%, в том числе по налогу
на добавленную стоимость -85,4 млрд. руб.,
их доля в составе недоимок по федеральным
налогам больше половины.
Реструктурированная задолженность по налогу на добавленную стоимость составила 9,9 млрд. руб.
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, по налогу на добавленную стоимость на 1 января 2009г. составила 79,8 млрд.рублей, или 55% от общей задолженности. Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, на 1 января 2009г. составила 42 млрд.рублей. Приостановленные к взысканию платежи по налогу на добавленную стоимость на 1 января 2009г. составили 25,3 млрд. рублей. Реструктурированная задолженность на 1 января 2009г. составила 9,9 млрд. рублей.
Структура задолженности по налогу на добавленную стоимость отражена на рис.2
Рис.2 Структура задолженности по налогу на добавленную стоимость на 01.01.2009 года.
Большую часть задолженности по налогу на добавленную стоимость на 01.01.2009 года составили недоимки 35,23%; по мере убывания задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства 32,9%, задолженность, взыскиваемая судебными приставами 17,33%, приостановленные к взысканию платежи 10,44% и меньше всего реструктурированная задолженность 4,08%.
Таким образом, основную долю составляет доход от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в 2009г 97,5% и только 2,5% приходится на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, аналогичная ситуация была в 2007 году. В 2008 году удельный вес налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ незначительно сократился до 96,1%, одновременно повысилась доля налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, на 1,4 %.
Согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за 2009 года в федеральный бюджет поступило 3012,37 млрд. руб., что на 26,14% меньше, чем в 2008 году и на 19,62 % 2007 года Изменения законодательства по налогу на добавленную стоимость в 2008 году снизило доходы в федеральный бюджет в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 386,03 млрд. руб. (на 27,1%), в 2009 году положение улучшилось на 168,53 млрд. руб.(16,23%) и в сравнение с 2007 годом уменьшение на 217,5 млрд. руб.(15,27%).
Изменения
налогового законодательства 2008 и 2009 годов
изменили структуру налоговых
В проекте федерального бюджета 2010 г. не учтены дополнительные поступления налога в связи с проведением мероприятий по укреплению платежной дисциплины. Вместе с тем, по данным отчета Федеральной налоговой службы по форме № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость», сумма налога, доначисленная по результатам контрольной работы, составила на 1 августа 2009 года 81,0 млрд. рублей.
По
оперативным данным Федеральной
налоговой службы, задолженность
по налогам и сборам, учитываемая
с момента ее возникновения (без
учета задолженности по уплате пеней
и налоговых санкций), в бюджетную
систему Российской Федерации на
1 января 2009г. составила 559,1 млрд.рублей.
По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась
на 2,8%, в том числе по налогу на добавленную
стоимость - на 2,7%.
2.2.Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей. Для повышение эффективности налоговой системы нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как табак и алкоголь. Необоснованное завышение ставок акцизов и нерациональные способы их индексирования приводят к росту контрафактной алкогольной продукции и снижению сбора акцизов. Мировой опыт свидетельствует, что при росте ставок акцизов в легальном секторе на 1%, теневой рынок увеличивается на 0,25-0,5%.
По
оперативным данным Федеральной
налоговой службы, в консолидированный
бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило
налогов, сборов и иных обязательных платежей,
администрируемых ФНС России, (с учетом
единого социального налога, зачисляемого
в федеральный бюджет) на сумму 6798,1 млрд.
рублей, что на 1657,6 млрд. рублей или на
19,6 % меньше 2008 года и на 562,1 млрд. рублей
или на 7,6% 2007 года (таблица 2.1.1), поступления
по акцизам занимает одно из последних
мест, а от НДС наблюдается другая картина.
Сокращение доходов произошло не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Анализ поступлений доходов от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, в консолидированный бюджет РФ показал рост доходов 2007-2009гг. от 289,9 млрд. рублей 2007 года, 314,7 млрд. рублей до 327,4 млрд. рублей 2010 года. Прирост в 2009 году по акцизам составил 37,8% в сравнении с 2007 годом и 12,7% с 2008году (рис. 3)
Рис. 3. Изменения в поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам, млрд. рублей
В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 314,7 млрд.рублей, что на 8,6% больше по сравнению с 2007 годом (приложение 4). Основную часть поступлений (84,5%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и дизельное топливо снизилась по сравнению с предыдущим годом соответственно на 2,1 и 0,8 процентного пункта, по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин - увеличилась на 3,3 и 0,2 процентного пункта.
В составе консолидированного бюджета акцизы занимают одно из последних мест, в 2009 их доля составила 4,82%; в 2008 году – 3,72%, а в 2007 году 3,94% (рис.4).
Рис. 4. Структура налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ 2007-2009гг.
Согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за 2009 года в федеральный бюджет поступило 3012,37 млрд. руб., что на 26,14% меньше, чем в 2008 году и на 19,62 % 2007 года (таблица 2.1.3).
Из-за
ухудшения макроэкономических условий
развития экономики, и в результате
реализации мер налогового стимулирования,
принятых в целях преодоления
последствий кризиса
Принятие изменений налогового законодательства по главе 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (изменение ставок акцизов и сокращение перечня спиртосодержащей продукции, которая в целях налогообложения акцизами не рассматривается как подакцизные товары) частично компенсировали потери федерального бюджета в 2008 году на 12,1 млрд. рублей.
Поступления акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья, спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого, в 2008 году в объеме 51,82 млн. дал, спирта этилового из всех видов сырья, кроме пищевого в объеме 4,2 млн. дал, ставке акциза 25,15 рубля за 1 литр безводного этилового спирта.
Аналогично и в составе федерального бюджета акцизы занимают одно из последних мест, в 2009 их доля составила 2,71%; в 2008 году – 3,07%, а в 2007 году 2,9% (56),как наблюдается по рис.5 доля налога на акцизы в 2009 году меньше, чем за другие годы, а на первом месте поступления от косвенного налога НДС в 2009 году - 40,08%, в 2007 году 38,02; в 2008 году на первом месте были поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – 40,15%, что связано с антикризисными поправками в Налоговый кодекс по налогу на добавленную стоимость и кризисными явлениями в мире.
Сумма
поступлений в федеральный
Поступления акцизов на легковые автомобили, исходя из налогооблагаемого объема реализации автомобилей, производимых в Российской Федерации - 360 тыс. штук и установленных главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации ставок акцизов: автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно – 19,26 руб. за 1 л.с., автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) – 194 руб. за 1 л.с.совместно с дополнительными доходами - 100 млн. рублей по реструктуризации задолженности по ранее принятым решениям составили 1,3 млрд. рублей.
Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2008 – 2011 годах приведена в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1
Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2008 – 2011 годах
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
1. | Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей | 119,05 | 140,63 | 163,46 | 196,57 |
1.1. | к предыдущему году, млрд. рублей | 10,21 | 21,58 | 22,83 | 33,11 |
1.2. | к предыдущему году, % | 109,4 | 118,1 | 116,2 | 120,3 |
1.3. | темпы роста к 2008 году | 100,0 | 118,1 | 137,3 | 165,1 |
2. | Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей | 119,01 | 137,99 | 157,66 | |
2.1. | к предыдущему году, млрд. рублей | 11,62 | 18,98 | 19,67 | |
2.2. | к предыдущему году, % | 110,8 | 115,9 | 114,3 | |
3. | Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм.) - 2008 год | ||||
3.1. | млрд. рублей | 0,04 | 21,62 | 44,45 | 77,56 |
Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития