Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121
Доходы от уплаты акцизов на табачную продукцию на 2010 год прогнозируются в объеме 101,2 млрд. рублей, что на 25,9 млрд. рублей, или на 34,5 %, больше уточненной оценки 2009 года, на 2011 год - 123,6 млрд. рублей (на 22,4 млрд. рублей, или на 22,2 %, больше показателей 2010 года) и на 2012 год - 151,3 млрд. рублей (на 27,7 млрд. рублей, или на 22,4 %, больше показателя 2011 года).
Проектируемый
объем поступлений в
В пояснительной записке к расчетам доходов федерального бюджета на 2010-2012 годы указано, что при расчете поступлений акцизов на табачные изделия розничные цены на табачную продукцию определены на основе фактически сложившихся цен за семь месяцев 2009 года (по данным Федеральной службы государственной статистики) с учетом инфляции, ожидаемой в 2009 году и прогнозируемой на 2010 год. Средняя розничная цена пачки сигарет с фильтром принята на уровне 15,28 рубля. По оценке Счетной палаты, произведенной на основании данных Федеральной службы государственной статистики о потребительских ценах на табачные изделия с учетом прогнозируемого на 2010 год индекса потребительских цен, средняя розничная цена пачки сигарет с фильтром в 2010 году может составить 17 рублей, что, в свою очередь, увеличивает прогнозируемый на 2010 год объем поступлений акцизов на табачную продукцию на сумму порядка 2 млрд. рублей.
Средняя розничная цена пачки сигарет без фильтра и папиросы принята в расчетах федерального бюджета на 2010 год на уровне 7,38 рубля. По оценке Счетной палаты, произведенной на основании данных Федеральной службы государственной статистики о потребительских ценах на табачные изделия с учетом прогнозируемого на 2010 год индекса потребительских цен, она может составить 8 рублей, а сумма акцизов на указанную табачную продукцию в этом случае может быть увеличена на 50 млн. рублей.
Кроме того, при расчете поступлений акцизов на сигареты без фильтра и папиросы не учтена сумма акциза, исчисленная по адвалорной ставке, что требует дополнительных обоснований.
Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в 2008 - 2012 годах приведена в приложении 6
Расчетные показатели для определения налоговой базы по отдельным видам подакцизной продукции по прогнозу на 2009 - 2012 годы не содержат данные об объемах импорта спита этилового из всех видов сырья, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением вин), бензина автомобильного и дизельного топлива, однако в расчетах поступлений в федеральный бюджет акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, указанные показатели присутствуют.
Расчет акциза на пиво, ввозимое на территорию Российской Федерации, произведен только применительно к пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 % и до 8,6 %. Однако в расчетных показателях для определения налоговой базы по отдельным видам подакцизной продукции по прогнозу на 2009 - 2012 годы этот же объем импорта фигурирует как общая агрегированная величина, без деления его по уровню крепости пива.
В расчетах поступлений акцизов по автомобилям легковым используется некоторая усредненная ставка акциза, однако в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ставки налога зависят от мощности двигателя автомобиля и мотоцикла. В расчетных показателях для определения налоговой базы по отдельным видам подакцизной продукции по прогнозу на 2009 - 2012 годы приводятся данные о количестве импортируемых автомобилей без разбивки по мощности двигателя.
Цена одной пачки импортных сигарет с фильтром в расчете поступлений акцизов в 2010 году принята на уровне 41,26 рубля. По оценке Счетной палаты, произведенной на основании данных Федеральной службы государственной статистики о потребительских ценах на табачные изделия с учетом прогнозируемого на 2010 год индекса потребительских цен, средняя розничная цена пачки сигарет с фильтром зарубежных торговых марок в 2010 году может составить 45 рублей, что увеличивает прогнозируемый объем акцизов на сумму порядка 85 млн. рублей.
Таким образом, анализ расчетов поступлений в федеральный бюджете акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на 2010 год и их сопоставление с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2012 года свидетельствует о расхождениях между указанными материалами в части показателей объема импорта подакцизной продукции и номенклатуры. Анализ расчетных показателей для определения налоговой базы по отдельным видам подакцизной продукции по прогнозу на 2009 - 2012 годы свидетельствует, что по ряду подакцизной продукции содержатся данные в агрегированном виде, без необходимой детализации.
Таким образом, в 2007 г. налоговые поступления от акцизов в долях ВВП продолжили понижательную тенденцию, начавшуюся еще в 2004 г., составив 0,95% ВВП против 1,01% ВВП в 2006 г. Значение акцизов как источников налоговых доходов за период 2004– 2007 гг. заметно снизилось: поступления от акцизов в бюджетную систему страны в 2007 г. составляли чуть более 36% уровня 2003 г.
Анализ поступлений доходов от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ показал рост доходов 2007-2009гг. от 289,9 млрд. рублей 2007 года, 314,7 млрд. рублей до 327,4 млрд. рублей 2010 года. Прирост в 2009 году по акцизам составил 37,8% в сравнении с 2007 годом и 12,7% с 2008году В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 314,7 млрд.рублей, что на 8,6% больше по сравнению с 2007 годом. Основную часть поступлений (84,5%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и дизельное топливо снизилась по сравнению с предыдущим годом соответственно на 2,1 и 0,8 процентного пункта, по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин - увеличилась на 3,3 и 0,2 процентного пункта.
В составе консолидированного бюджета акцизы занимают одно из последних мест, в 2009 их доля составила 4,82%; в 2008 году – 3,72%, а в 2007 году 3,94% Из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса поступления от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ сократились в 2009 году на 34,75% с предыдущим годом (на 24,93% с 2007 годом).
Существенное
снижение наблюдается почти по всем
налогам, но обратная ситуация наблюдается
по собираемости налогов по акцизам, на
1 января 2010 года в консолидированные бюджеты
Российской Федерации поступило 245.7 млрд.
рублей акцизов по подакцизным товарам
(продукции), произведенным на территории
Российской Федерации, что составляет
129,69% от объемов поступлений на 1 января
2009 года и рост на 35,72% на 1,01.2008 года. В структуре
налоговых доходов в консолидированные
бюджеты субъектов РФ в 2007году на акцизы
приходилось 5,01% от общей суммы налогов,
в 2008 году 4,33%, а 2009г – 6,49%
2.3. Оценка состояния поступлений косвенных налогов ХМАО, их динамика, и структура
Ухудшение
ценовой конъюнктуры на мировых
рынках нефти и замедление мировой
экономики в целом создавало
негативный фон для деятельности
российского нефтегазового
Основные регионы России, формирующие налоговые доходы консолидированного бюджета: г. Москва (22,9%), Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (12,9%), Московская область (5,1%), г. Санкт-Петербург (4,9%), Ямало-Ненецкий автономный округ (4,2%), республики Башкортостан (2,3%) и Татарстан (2,6%), Самарская (2,3%) и Свердловская (1,9%) области, Краснодарский (2,1%) и Пермский (1,8%) края. В 2009 году ими было собрано 63,0% всех налогов и сборов. Основной объем 817,1 млрд. рублей или 90,9% поступлений доходов приходится на налоговые доходы. Поступление почти 95,3% всех налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 году обеспечено следующими сборами:
налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья – 70,4% (574,9 млрд. рублей);
налог на прибыль организаций – 8,8% (71,5 млрд. рублей);
налог на добавленную стоимость - 10,2% (83,2 млрд. рублей);
налог на доходы физических лиц – 5,9% (48,5 млрд. рублей).
К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей относится:
падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физических объемов добычи и экспорта нефти. Цена нефти марки “Urals” в январе-ноябре 2009 года значительно снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2008 года и составила 59,9 долл. США за баррель (январь-ноябрь 2008 года - 99,4 долл. США за баррель);
налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, снижение ставки налога на прибыль организаций до 20 с 24%, изменение порядка исчисления экспортной пошлины на нефть, увеличения амортизационной премии и налогового вычета в случае приобретения жилья. Сборы НДС по сравнению с 2008 годом уменьшились на 22,7% и составили 83,2 млрд. рублей. По Российской Федерации поступления НДС в 2009 году возросли на 17,9%.
Поступление налогов и сборов в федеральный бюджет РФ в январе-сентябре 2008 года (с учетом крупнейших налогоплательщиков, администрируемых на федеральном уровне).
За январь-сентябрь 2008 года в федеральный бюджет поступление налогов и сборов налогоплательщиками Ханты-Мансийского автономного округа-Югры составило 860 379 млн.руб., темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 163% (таблица 2.3.1).
Структурный состав доходов федерального бюджета за отчетный период текущего года складывается следующим образом:
-
налог на добычу полезных
-
налог на добавленную
- налог на прибыль организаций 4,3%
- единый социальный налог в федеральный бюджет 1,5%.
Таблица 2.3.1
Динамика и структура доходов от уплаты налогов на добавленную стоимость налогоплательщиками Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2007 - 2008 годах (Млн.руб.)
Югры в 2007 - 2008 годах (Млн.руб.)
Налоги | Январь-сентябрь 2008 | Январь-сентябрь 2007 | Темп роста, |
Всего | 860 379 | 528 911 | 163 |
в том числе: | |||
Налог на прибыль организаций | 37 209 | 20 284 | 183 |
ЕСН в федеральный бюджет | 12 674 | 10 677 | 119 |
НДС | 69 932 | 68 492 | 102 |
НДПИ | 738 400 | 427 699 | 173 |
Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития