Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:34, курсовая работа
Практически все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов, в том числе и имущественных. Число налогоплательщиков, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, постоянно увеличивается. В связи с этим недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Это приводит к возникновению противоречий между интересами государства и налогоплательщиков.
Введение
1 Экономическая сущность налогообложения имущества физических лиц
1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество
1.2 Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой
1.3 Экономическая сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации
2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований
2.1 Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований
2.2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Самарской области
3 Перспективы развития налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации
3.1 Результаты эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери
3.2 Перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Гражданским законодательством регулируются права собственности у членов потребительских кооперативов (ЖСК, ДСК, ГСК). Так, п. 4 ст. 218 ГК РФ установлено, что члены ЖСК, ДСК, ГСК или иного потребительского кооператива автоматически становятся собственниками квартиры, дачи, гаража после полного внесения паевого взноса. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Право собственности на недвижимое имущество прекращается после добровольного изъявления воли собственника о прекращении права собственности на недвижимое имущество, утраты этого права по объективным причинам и принудительного изъятия у собственника его имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. ст. 235 - 240, 242 - 243 ГК РФ приведены все основания прекращения права собственности на недвижимое имущество.
В добровольном порядке прекращается право собственности на недвижимое имущество при его отчуждении другому лицу при исполнении договоров купли-продажи, мены, дарения и т.д., уничтожении имущества собственником по каким-либо обстоятельствам (снос строения), а также при отказе от права собственности на недвижимое имущество. Право собственности на недвижимое имущество по причинам, не зависящим от воли собственника, прекращается при гибели этого имущества (в результате стихийного бедствия), а также в связи со смертью собственника.
Принудительное изъятие имущества у собственника должно происходить в строгом соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Прекращение права собственности на имущество возможно также при его национализации государством согласно федеральному закону.
Право собственности на недвижимое имущество может принадлежать двум или нескольким лицам. Согласно ст. 244 ГК РФ собственность на недвижимое имущество может быть долевой.
Доля каждого собственника в совместной собственности недвижимого имущества может быть определена по их соглашению или судом. Если это не сделано, то обязательства, связанные с совместной собственностью на недвижимое имущество, предполагаются в равных долях каждого субъекта этой собственности в недвижимом имуществе. Право общей собственности на недвижимое имущество возникает и прекращается в порядке, определенном ГК РФ, Семейным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно гражданскому праву под сделками понимаются правомерные юридически значимые действия, влекущие возникновение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть сделка - это волевой акт, и для ее совершения необходимо, чтобы гражданин был дееспособен.
Субъектами сделки являются физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, которые выступают на равных началах. Сделки могут заключаться между всеми вышеперечисленными субъектами [22, с.207].
Сделки с недвижимым имуществом заключаются в виде договора в простой письменной или нотариально удостоверенной форме, в котором выражено содержание сделки и который подписан всеми субъектами сделки. Сделка независимо от формы ее заключения должна быть зарегистрирована учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Договору купли-продажи недвижимого имущества посвящен параграф 7 гл. 30 разд. IV части второй ГК РФ (ст. ст. 549 - 558).
По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимость (земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество). Договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме посредством составления одного документа, подписанного сторонами.
Статья 550 ГК РФ не обязывает граждан и юридических лиц нотариально удостоверять договор купли-продажи недвижимости, однако согласно ст. ст. 131 и 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество от продавца к покупателю должен пройти государственную регистрацию.
При продаже строений, помещений и сооружений покупателю передается право на ту часть земельного участка, на котором находится этот объект недвижимого имущества. Договором купли-продажи определяется цена каждого объекта недвижимого имущества.
По договору мены (гл. 31 ГК РФ) каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один объект недвижимого имущества в обмен на другой объект недвижимого имущества. Обмен недвижимого имущества осуществляется по правилам купли-продажи, приведенным в гл. 30 ГК РФ.
Договорные отношения по обмену жилых помещений регулируются нормами Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 года (ст. ст. 67 - 74, 119).
Как правило, при обмене объекты имущества считаются равноценными. Если в договоре мены объекты имущества признаются неравноценными, то в соответствии со ст. 568 ГК РФ сторона, обязанная передать имущество, цена которого ниже цены имущества, передаваемого в обмен, должна уплатить разницу в ценах.
Сделка с недвижимым имуществом должна пройти государственную регистрацию в общеустановленном порядке. Только после этой процедуры прекращается право собственности на один объект недвижимого имущества и возникает на другой.
По договору дарения даритель безвозмездно передает одариваемому в собственность недвижимое имущество (ст. ст. 572 - 579 ГК РФ).
Договор дарения заключается в простой письменной или нотариально удостоверенной форме и подлежит государственной регистрации.
Нормы наследственного права устанавливают возможность наследования любого имущества, находящегося в частной собственности гражданина, и любых имущественных прав, если они неразрывно не связаны с личностью наследодателя (ст. 1112 ГК РФ).
В разд. V части третьей ГК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2002 года, определены основные принципы наследственного права:
свобода завещания. Завещатель может оставить свое имущество любому лицу, а также может лишить наследства полностью либо частично всех или некоторых наследников по закону (ст. ст. 1119 - 1122 ГК РФ);
круг наследников по закону. По сравнению с прежним законодательством вместо трех очередей наследников установлено восемь с целью ограничить превращение имущества в выморочное и переход его к государству (ст. ст. 1142 - 1148 ГК РФ).
Этим разделом ГК РФ установлены правила оформления и выдачи свидетельств о праве на наследство.
По договору ренты получатель ренты передает плательщику ренты в собственность недвижимое имущество, а плательщик ренты обязуется систематически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Рента может быть постоянной, бессрочной либо на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента), а также на условиях пожизненного содержания с иждивением.
Договор ренты должен быть нотариально удостоверен, а договор отчуждения недвижимого имущества под выплату ренты подлежит государственной регистрации. Характерной особенностью ренты является то, что недвижимое имущество переходит в собственность плательщика ренты, который вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Вопросы ренты и пожизненного содержания с иждивением регулируются гл. 33 ГК РФ (ст. ст. 583 - 605).
Имущественные налоги в странах с развитой рыночной экономикой обеспечивают доходную часть местных бюджетов.
К основным принципам систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой можно отнести следующие:
1) объектом налогообложения, как правило, выступают земля, здания и сооружения, поскольку в отличие от движимого имущества они могут быть относительно легко выявлены и идентифицированы. В большинстве стран налог уплачивается владельцами недвижимости; плательщиками имущественного налога могут быть также арендатор или оба вышеупомянутых лица;
2) при определении налогооблагаемой базы имущественного налога обычно используется рыночная стоимость налогооблагаемых объектов, что стимулирует наиболее экономически рациональное их использование. В одних странах в качестве основы берется арендная стоимость недвижимого имущества, в других странах - капитализированная, то есть аккумулированная стоимость объекта на указанную базовую дату. Сама методика определения стоимости недвижимого имущества основывается либо на сравнении продаж, то есть на изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости, либо на капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества, либо на уровне затрат, то есть на расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости, либо на сочетании всех трех перечисленных методов.
Рыночная стоимость имущества физических лиц обычно определяется на основе лучшей или наивысшей стоимости собственности. Данный подход может стать поводом к возникновению потенциальных проблем при оценке, если собственность используется для таких целей, которые не могут привести к появлению лучшей или наивысшей стоимости этой собственности. Налогоплательщик может оспорить вопрос о том, какая стоимость является лучшей или наивысшей, особенно если речь идет о коммерческих участках, где собственность используется для различных целей;
3) при определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценивать большее число объектов при относительно небольших затратах. Во многих странах применяются те или иные системы кадастров, предназначенные для учета информации о собственности. В большинстве стран для хранения и обработки информации, касающейся недвижимого имущества, используются компьютерные технологии.
В качестве одного из элементов оценочного процесса, как правило, предусмотрен обмен информацией между различными заинтересованными уровнями государственной власти, а от налогоплательщиков может требоваться представление дополнительной информации. Права налогоплательщика на получение доступа к информации, которая хранится на централизованной основе, в разных странах не одинаковы; при этом в одних государствах такие права у налогоплательщиков отсутствуют, а в других последним могут направляться выдержки из реестра, если проведена корректировка или внесены изменения в стоимость недвижимого имущества. Кроме того, по запросу налогоплательщика может предоставляться информация об оценке недвижимого имущества;
4) льготы по налогообложению предоставляются либо по категориям налогоплательщиков, как правило, социально незащищенных, либо в некоторых странах учитываются семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов, характер собственности, то есть недвижимое имущество, обеспечивающее осуществление общественно полезных видов деятельности. К видам недвижимого имущества, полностью или частично освобождаемого от обложения налогом, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может предоставляться на некоторый фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимого имущества), а не налогоплательщиков, в соответствии со следующим принципом: налогом непосредственно облагается само недвижимое имущество, а не его владелец;
5) налог на недвижимое имущество является, по преимуществу, местным налогом и поступает в местные бюджеты. Он может также быть федеральным налогом, но средства от его уплаты могут распределяться между бюджетами всех уровней;
6) ставки налога зависят от конкретной законодательной и экономической практики в той или иной стране и подразделяются на фиксированные и переменные. Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом размер налоговых поступлений не определяется заранее, поскольку величина налогооблагаемой базы - переменная величина.
В некоторых странах местные власти планируют ставку налога на недвижимое имущество исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы [47, с.39]. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, а в других - действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки либо и то и другое вместе.
Естественно, конкретные системы налогообложения недвижимого имущества в каждой стране имеют свои особенности.
Рассмотрим отдельные примеры.
В Канаде единый налог на недвижимое имущество взимается во всех провинциях и основывается на ежегодно оцениваемой стоимости недвижимости (рыночной стоимости земли со всеми сооружениями, которые на ней находятся). Ставки налога различаются в зависимости от вида недвижимого имущества. Местные власти планируют ставку налога на недвижимое имущество исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной.
По общему правилу местные налоги на недвижимое имущество могут служить основой вычетов для целей подоходного налога. Однако налоги на недвижимое имущество, выплачиваемые применительно к незастроенным землям, могут быть основой для вычетов только в размере валового дохода с этой земли. Исключение из этого ограничения делается для компаний, чей основной бизнес заключается в сдаче в аренду, в найме, продаже или в строительстве.
В Великобритании взимается единый налог на недвижимое имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности. Налогооблагаемая база - предполагаемая сумма годовой арендной платы.
Во Франции взимаются три различных налога: налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки и налог на жилье.
Налогом на застроенные участки облагаются здания, расположенные во Франции. Этот налог исчисляется посредством применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления коэффициентов к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным земельным реестром. От обложения налогом на застроенные участки освобождаются государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; этот налог не уплачивают физические лица старше 75 лет и получающие пособия из общественных фондов и пособия по инвалидности [37, с.57].