Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:34, курсовая работа
Практически все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов, в том числе и имущественных. Число налогоплательщиков, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, постоянно увеличивается. В связи с этим недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Это приводит к возникновению противоречий между интересами государства и налогоплательщиков.
Введение
1 Экономическая сущность налогообложения имущества физических лиц
1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество
1.2 Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой
1.3 Экономическая сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации
2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований
2.1 Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований
2.2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Самарской области
3 Перспективы развития налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации
3.1 Результаты эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери
3.2 Перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Разница между максимальным и минимальным поступлением налога на имущество физических лиц по субъектам РФ составила 16 раз.
Такая разница обусловлена низкими ставками, установленными нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также оценкой налоговой базы не по рыночной стоимости, как это принято в других странах, а по инвентаризационной стоимости - восстановительной стоимости объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Недвижимость не меняет своего местонахождения. Дом не сможет «переехать» в другой район, если в этом другом районе ставки налогообложения недвижимости ниже. Недвижимость располагается по определенному адресу, имеет географическую привязку и каждый муниципалитет имеет право обложить эту собственность налогом и собирать налоговые платежи.
Из этого вытекает закономерная необходимость, чтобы муниципальные образования уделяли достаточное внимание анализу причин недопоступления местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц). С их стороны должны быть конкретные действия по принятию действенных мер, которые бы способствовали увеличению доходной части местных бюджетов и устранению имеющихся недостатков.
В Приложении Д представлены сведения об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по доходам (в части налога на имущество физических лиц) по состоянию на 01.07.2011 г. (тыс. руб.).
Уровень социально-экономического развития муниципальных образований северных территорий во многом определяется ростом налоговых доходов местных бюджетов.
В настоящее время большинство местных бюджетов испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов, формируемых не только за счет местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог), но и ряда федеральных налогов (налог на доходы физических лиц, государственная пошлина) и налогов по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог).
Роль местных налогов, в том числе налога на имущество физических лиц, незначительна. Динамика поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты по Самарской области приведена в Приложении Ж.
Из данных таблицы Ж.1 Приложения Ж видно, что налоговые доходы местных бюджетов Самарской области монотонно увеличиваются. Даже при резком снижении в период экономического кризиса 2009 г. общей суммы налоговых доходов на 32,6%, налоговые доходы местных бюджетов увеличились на 4,3%. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается прирост налоговых доходов на 15,4%, а налоговых доходов местных бюджетов лишь на 9,4%. При этом их доля в общей сумме налоговых доходов республики незначительна и составляет менее 10%. При увеличении поступлений налога на имущество физических лиц его доля очень мала и в общей сумме налоговых доходов местных бюджетов Самарской области не превышает 1,15%. На резкое увеличение поступлений налога на имущество физических лиц в 2009 г. в 2,6 раза повлияла переоценка имущества, проведенная с коэффициентом 20 [74].
Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные бюджеты Самарской области налога на имущество физических лиц приведена в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные бюджеты Самарской области налога на имущество физических лиц в 2005 – 2010 гг.
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общая сумма налога, предъявленного к уплате, млн. руб. | 18,26 | 24,54 | 27,79 | 30,91 | 84,36 | 87,87 |
Поступило в бюджет налога на имущество физических лиц, млн. руб. | 17,90 | 21,34 | 24,56 | 30,94 | 79,49 | 79,84 |
Доля поступившего в бюджет налога на имущество физических лиц в общей сумме предъявленного к уплате, % | 98,03 | 86,96 | 88,38 | 100,10 | 94,23 | 90,86 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о ежегодном недополучении местными бюджетами предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц (в 2005 г. – 1,97%, в 2010 г. – 9,14%). Лишь в 2008 г. поступления превысили сумму предъявленного к уплате налога в связи с погашением налогоплательщиками задолженности за предыдущие годы. На величину поступлений налога в бюджет оказало влияние увеличение количества объектов налогообложения и совокупной налоговой базы, дифференцированная налоговая ставка, льготное налогообложение. Динамика объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц наглядно показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Количество строений, помещений и сооружений, учтенных для налогообложения имущества физических лиц по Самарской области в 2005-2009 гг.
За исследуемый период общее количество строений, помещений и сооружений, учтенных для налогообложения имущества физических лиц по Республике Коми, увеличилось незначительно (в 2009 г. по сравнению с 2005 г. – на 7,5%), количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственной физических лиц, по которым налоговыми органами предъявлен налог к уплате, – на 35,8%. Сокращается общее количество объектов, с которых налог не взимается. Однако количество объектов налогообложения, по которым налог не исчисляется и не уплачивается, остается высоким - более 20%.
Проблема заключается в том, что при отсутствии у налоговых органов сведений о налогоплательщиках, объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, нет оснований для исчисления налога и предъявления его к уплате налогоплательщику.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Кроме того, органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 9.1. ст. 85 НК РФ). Однако указанные нормы на практике не работают, т.к. в установленной в Приказе ФНС РФ от 17.09.2007 г. № ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» являются не обязательными для заполнения указанными органами и представляются в налоговые органы лишь при их наличии (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика): сведения о правообладателе – физическом лице на объекты недвижимого имущества [5].
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Следовательно, физические лица, не получившие налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц, не уплачивают и не несут никакой ответственности за неуплату налога, включая пени.
В соответствии с Законом РФ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на имущество, землю подлежат регистрации [2]. Однако нет норм, обязывающих физических лиц - налогоплательщиков осуществлять регистрацию объектов налогообложения (имущество, земельные участки) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органах, осуществляющих государственный технический учет.
Проблема заключается в том, что в настоящее время не все объекты облагаемого налогом имущества физических лиц учтены для целей налогообложения, местные органы власти не владеют ситуацией на подведомственной территории о том, какие объекты зарегистрированы, следовательно, попали под налогообложение, а какие нет. На 01.07.2010 г., по данным органов, осуществляющих государственный технический учет, 36000 индивидуальных жилых домов в Самарской области не поставлены на учет, что составляет около 55% объектов жилищного фонда, зарегистрированного в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По этим объектам налог на имущество физических лиц налоговыми органами не исчисляется, местные бюджеты Самарской области недополучают налоговых доходов около 16 млн. рублей в год. Кроме того, если фактически объект недвижимого имущества достроен, а в органах, осуществляющих государственный технический учет, продолжает числиться как незавершенное строительство, то у налоговых органов также нет оснований для исчисления налога. Таким образом, нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в ст. 3 НК РФ.
Следующая проблема обусловлена заявительным характером оценки стоимости недвижимого имущества. Налогоплательщик - физическое лицо, зарегистрировавший в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект (жилой дом и др.), подлежащий налогообложению, должен обратиться в орган, осуществляющий государственный технический учет, для его оценки, необходимой для определения налоговой базы налоговыми органами. Если собственник имущества не обратится за указанными юридически значимыми действиями, по данным объектам необходимые для налогообложения сведения об их инвентаризационной стоимости не формируются.
Необходим другой способ государственной оценки указанного имущества для целей налогообложения, например проведение визуальной оценки имущества органами, осуществляющими государственный технический учет. При этом должны предусмотреть выделение дополнительных финансовых средств на проведение указанных мероприятий. Следует отметить, что объемы затрат на проведение визуальной оценки в целях государственного технического учета по отдельным муниципальным образованиям значительно превышают прогнозируемую к поступлению в местный бюджет этой территории сумму налога на имущество физических лиц.
Для определения налоговой базы учитывается общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц. Динамика общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог уплате в местные бюджеты Самарской области, показана на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог к уплате в местные бюджеты Самарской в 2005-2009 гг., млн. руб.
За исследуемый период инвентаризационная стоимость находящихся в собственности физических лиц объектов налогообложения, по которым налог на имущество физических лиц предъявлен к уплате в местные бюджеты Самарской области, увеличилась в 2,7 раза (с 16637,64 млн. руб. в 2005 г. до 44269,0 млн. руб. в 2009 г.). На увеличение налоговой базы отдельных налогоплательщиков повлияло значительное увеличение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, обусловленное применением коэффициента 20, что должно было способствовать росту налоговых доходов местных бюджетов республики. Однако с введением с 1 января 2009 г. в качестве объекта налогообложения доли в праве общей собственности на имущество обусловило потери налоговых доходов бюджета, вызванных дроблением налоговой базы.
Следует отметить, что ставки налога на имущество физических лиц, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, являются прогрессивными. Очевидно, что инвентаризационная стоимость доли в праве общей собственности на имущество меньше, чем инвентаризационная стоимость целого объекта. Следовательно, и величина налоговых начислений на единицу налоговой базы (налоговая ставка), применяемая к указанной доле, меньше, чем по объекту в целом.
Ранее до 1 января 2009 г. в качестве объекта налогообложения доли в праве общей собственности на имущество не выделялись, налог на имущество физических лиц рассчитывался исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объекта. В настоящее время за имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества. В связи с применение меньшей налоговой ставки налогообложение отдельных долей в праве общей собственности на имущество по сравнению с налогообложением имущества в целом с последующим распределением суммы исчисленного налога между налогоплательщиками - собственниками имущества привело к потере налоговых доходов местных бюджетов Республики Коми. Кроме того, переплата налога на имущество физических лиц, обусловленная пересчетом налоговыми органами ранее уплаченной суммы налога, привела к дополнительным потерям налоговых доходов местных бюджетов республики.