Налог на имущество физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание

Практически все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов, в том числе и имущественных. Число налогоплательщиков, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, постоянно увеличивается. В связи с этим недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Это приводит к возникновению противоречий между интересами государства и налогоплательщиков.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность налогообложения имущества физических лиц
1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество
1.2 Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой
1.3 Экономическая сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации
2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований
2.1 Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований
2.2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Самарской области
3 Перспективы развития налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации
3.1 Результаты эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери
3.2 Перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Городнова А.В. ФК-401.doc

— 443.00 Кб (Скачать документ)

   пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

   гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

   родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

   со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

   с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

При этом органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками. Информацию о льготах по уплате налога налогоплательщик может получить в налоговом органе по месту нахождения имущества.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Уплата налога производится владельцами имущества не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, т.е. налог за 2011 год должен быть уплачен не позднее 1 ноября 2012 года.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. В случае если право на льготу у налогоплательщика возникло в течение календарного года, то перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование для добровольного погашения имеющейся задолженности, а в случае неисполнения требования информация о задолженности будет передана в суд, и далее судебным приставам для взыскания. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поскольку налог на имущество физических лиц является местным, то в соответствии со ст. 12 НК РФ конкретные ставки, льготы и сроки уплаты устанавливаются органами власти муниципальных образований.

По городскому округу Тольятти действует Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21.10.2009 г. № 156 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти». 

Ставки по налогу на имущество физических лиц  по городскому округу Тольятти в 2009 – 2011 гг. представлены в Приложении А.

В Приложении Б представлены льготы и сроки уплаты налога на имущество физических лиц, установленные по городскому округу Тольятти.

Таким образом, можно сделать вывод, что налог на имущество физических лиц - это последний налог в российской налоговой системе, который регулируется законом, принятым до вступления в силу части второй Налогового кодекса. Закон принят в далеком 1991 году. Статья о ставках налога неизменна с 1999 года, то есть уже более 11 лет.

Следует заметить,  что нормы Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» являются популярным предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Уже было 4 попытки оспорить его нормы, но все безуспешные. Наиболее интересным представляется определение КС РФ от 24 февраля 2011 г. № 152-О-О. Рассмотрев пункт 1 статьи 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», КС РФ не нашел в нем ничего «неконституционного», попутно указав, что законодательное регулирование в условиях действия прогрессивной шкалы обложения данным налогом обеспечивает возложение равного налогового бремени на физических лиц - собственников равного по стоимости имущества, состоящего из разного количества объектов, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы налогоплательщиков. Иными словами, КС РФ не увидел ничего несправедливого в нормах рассматриваемого закона.

Далее проведем анализ роли налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований.

 

 

 

2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований

 

2.1 Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований

 

На основе отчетов Управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам (форма 5-МН за 2009 год), отчетов органов исполнительной власти субъектов РФ об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, по состоянию на 01.01.2011 года и прогнозных данных Федеральной службы государственной статистики Российской федерации о численности населения по состоянию на 01.01.2011 года эксперты Центра прикладной экономики проанализировали поступление в 2010 году местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) [72].

Всего в бюджеты муниципальных образований Российской Федерации в 2010 году поступило местных налогов и сборов (земельного налога, налога на имущество физических лиц) на сумму 131,5 млрд. рублей, из них: земельного налога - 115,4 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц – 16,1 млрд. рублей. Доля земельного налога в общем объеме местных налогов и сборов составила 88%, налога на имущество физических лиц – 12%.

В 2010 году среднее поступление по России местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) на 1 жителя составило 926 руб. Максимальное поступление местных налогов и сборов в 2010 году зафиксировано в Ненецком автономном округе – 2 022 руб. на одного жителя, минимальное значение в Чукотском автономном округе – 89 руб. Разница между поступлением в местный бюджет местных налогов и сборов на душу населения в субъектах РФ составила 23 раза (Приложение В).

В 2010 году среднее поступление по России на 1 жителя земельного налога составило 813 руб., налога на имущество физических лиц - 110 руб. (Приложение В).

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ доля земельного налога равна 3%, налога на имущество физических лиц лишь 0,3%.

По регионам эта доля изменяется от 0,16% (Чукотский АО) до 7,4% (Ростовская область) по земельному налогу и от 0,01% (Чукотский АО) до 2,02% (Республика Калмыкия) по налогу на имущество физических лиц (Приложение Г) [72].

Концентрация налога на имущество физических лиц в регионах невелика по сравнению со всеми налоговыми доходами в целом. Пять регионов (Вологодская область, г. Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский АО, г. Москва) с наибольшими среднедушевыми поступлениями по данному налогу имеют 25% от общей суммы налога по Российской Федерации, притом, что в них проживает 13% населения России.

Проанализируем по субъектам Российской Федерации поступление налога на имущество физических лиц по количеству налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых органах.

Количество налогоплательщиков (физических лиц), которым исчислен к уплате налог на имущество физических лиц по данным ФНС России на 01.01.2010 г. составило  60 590, 1 тыс. единиц, в том числе собственников объектов жилищного фонда – 58 098,2 тыс. единиц. Количество налогоплательщиков, которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением налоговых льгот и освобождением от уплаты налога составило 23 597,5 тыс. единиц. Соотношение количества налогоплательщиков, уплачивающий налог на имущество физических лиц к количеству освобожденных налогоплательщиков составило 1:3.

Средняя по Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц, приходящаяся на одного налогоплательщика в 2010 г. составила 257 руб.

Таблица 2 – Поступление в 2010 году налога на имущество физических лиц в расчете на одного налогоплательщика по субъектам Российской Федерации

Место

Субъект Российской Федерации

Поступление налога на имущество физических лиц в расчете на 1 налогоплательщика (руб.)

Место

Всего по Российской Федерации

257

1

Республика Калмыкия

855

2

Вологодская область

653

3

Ханты-Мансийский автономный округ

602

4

г. Москва

529

68

Орловская область

58

68

Кировская область

53

Информация о работе Налог на имущество физических лиц