Налог на прибыль, его роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и значение прибыли организаций;
2) исследовать основные элементы налога на прибыль организаций;
3) выявить роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета РФ, областного и местного бюджетов Курской области;

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

           - отчислений государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса [ 12, c.152].

К третьей группе можно отнести налоговые льготы, предоставляемые малому бизнесу, т.е. предприятиям со среднесписочной численностью работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 10 человек, в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле - до 15 человек. Эти предприятия помимо указанных льгот освобождаются от налога на прибыль в первые 2 года работы. На третьем и четвертом годах они вносят налог в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки. Данная льгота распространяется на предприятия, занятые производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники и лекарственных средств, а также строительством объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Малое предприятие получает указанную льготу, если доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций в его уставном капитале составляет не более 25%.

В соответствии с Законом РСФСР "Об инвестиционном налоговом кредите" от 20 декабря 1991г. малый бизнес получил особую целевую налоговую льготу - инвестиционный налоговый кредит. Это отсрочка платежа налоговых сумм, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми службами.

Малые предприятия наряду с применением на общих основаниях метода ускоренной амортизации имеют право списывать дополнительно до 50% стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. В случае прекращения деятельности предприятия до истечения одного года сумма дополнительно списанного износа подлежит восстановлению за счет прибыли.

Налоговые льготы четвертой группы предоставляются определенным категориям плательщиков. Не подлежат налогообложению прибыли:

            - религиозных объединений и предприятий, находящихся в их собственности;

            - общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений, предприятий, а также предприятий, учреждений, организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов;

             - предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения;

             - предприятий с иностранными инвестициями, занятых в сфере материального производства, в течение первых двух лет с момента получения ими балансовой прибыли;

             - музеев, библиотек, государственных театров, а с 1 января 1994 г. - домов культуры, цирков, зоопарков;

             - предприятий от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг;

             - организаций Пенсионного фонда РФ, полученные от капитализации временно свободных средств этих организаций и направленные на мероприятия по социальной защите населения;

             - банков и кредитных учреждений, полученные от представления целевых кредитов на срок три года и более предприятиям любых организационно-правовых форм, используемых на капитальные вложения по развитию их собственной производственной базы [ 5, c. 123].

При большом разнообразии налоговых льгот законодательством предусмотрены ограничения для всех плательщиков. Общая сумма льгот на прибыль не может уменьшать фактическую сумму прибыли, исчисленную без учета налоговых льгот, не более чем на 50%.

Важно помнить, что налоговым периодом при исчислении налога на прибыль уста­навливается календарный год, а отчетным — I квартал, полугодие и 9 месяцев. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, от­четными периодами признаются месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до окончания календарного года [ст. 285 НК РФ].

 

 

 

2.3 Порядок исчисления и сроки уплаты налога

 

 

Сумма на­лога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и рассчитывается плательщиком самостоятель­но нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

По итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма аван­сового платежа согласно следующей схеме [п. 2 ст. 286 НК РФ]:

I  квартал — сумма ежемесячного авансового платежа равна сум­ме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего налогового периода;

II  квартал — сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный пе­риод текущего года;

III  квартал — сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по ито­гам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала;

IV  квартал — сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по ито­гам 9 месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

В случае если рассчитанная таким образом сумма отрицательна или равна нулю, то в соответствующем квартале отчисления не осу­ществляются.

Порядок и сроки уплаты налога на прибыль и авансовых плате­жей определены в ст. 287 НК РФ:

- ежемесячные авансовые платежи, перечисляемые в течение отчетного периода, уплачиваются не позднее 28-го числа каждого ме­сяца этого отчетного периода;

- при исчислении ежемесячных авансовых платежей по факти­ческой прибыли уплата осуществляется не позднее 28-го числа меся­ца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчис­ление налога;

-  квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период;

-  налог уплачивается не позднее срока подачи налоговой декла­рации за соответствующий налоговый период, т.е. не позднее 28 марта года, следующего за истекшим;

- авансовые платежи засчитываются при уплате квартальных авансовых платежей, суммы которых, в свою очередь, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода, т.е. календарного года.

Действующим законодательством установлены особые правила исчисления и уплаты налога на прибыль такими категориями платель­щиков, как:

-  бюджетные учреждения, некоммерческие организации, не име­ющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвесторы соглашений о разделе, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления [п. 3 ст. 286 НК РФ];

- организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и му­ниципальным ценным бумагам [п. 5 ст. 286, п. 4 ст. 287 НК РФ];

-  вновь созданные юридические лица [п. 6 ст. 286, п. 5 ст. 287 НК РФ];

-  организации, имеющие обособленные подразделения [ст. 288 НК РФ];

-  банки [ст. 290-292 НК РФ];

-  страховые учреждения [ст. 293—294.1 НК РФ];

-  негосударственные пенсионные фонды [ст. 295, 296 НК РФ] и др.

 

 

 

 

 

3 Налог на прибыль организации как инструмент регулирования экономики

 

    3.1 Роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета

 

 

  Ни для кого не секрет, что бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета.

В своей работе я представил сравнительный анализ поступлений налогов в доходную часть федерального бюджета РФ и бюджетов Курской области и выявил значение налога на прибыль организаций для перечисленных бюджетов.

Говоря о налоговых доходах федерального бюджета РФ, следует отметить, что всего в 2006 году в указанный бюджет поступило 3 000,5 млрд.р. администрируемых доходов.  Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в 2006 году составили 509,9 млрд. р., тогда как поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составили 315,2 млрд. р., налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 926,9 млрд. р., налога на добычу полезных ископаемых – 1 094,4 млрд.р. Таким образом, удельный вес налога на прибыль организаций в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2006 году составил 17% .

Всего в 2007 году в федеральный бюджет РФ поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году. Основная масса администрируемых Федеральной Налоговой Службой России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%. Тогда как поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2007 году составили 405,0 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2006 годом на 28,2%; поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза; налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2007 году поступило в федеральный бюджет 1 122,9 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 017,3 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 88,3 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей (по сравнению с 2006 годом поступления НДПИ выросли на 2,6%). Таким образом, прирост в поступлении налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 25,8%, а удельный вес названного налога в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2007 году составил 17,1% .

Всего в 2008 году в федеральный бюджет РФ поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса доходов федерального бюджета РФ обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%. Тогда как поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%; поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%; налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей (по сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%). Таким образом, прирост в поступлении налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 18,7%, а по сравнению с 2006 годом – 33%; что касается удельного веса названного налога в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2008 году составил 18,7% [21].

Говоря о ситуации с налоговыми поступлениями, имеющими место в Курской области, следует отметить, что за 2006 год от налогоплательщиков Курской области поступило налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в сумме 13 992,4 млн. руб. (Приложение А). В областной и местные бюджеты Курской области за указанный период мобилизовано 9 543,8 млн. руб. налогов и сборов (Приложение Б), что составляет 40,5% от общего объема поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

            Основная доля (92,2%) всех налоговых доходов в областной и местные бюджеты  области  обеспечена следующими  налогами: налогом на прибыль (34,1%), налогом на доходы физических лиц  (32,7%),  налогами на имущество  (17,7%)  и акцизами  (7,7%). Следует отметить, что налог на прибыль организаций играет самую определяющую роль в совокупности  всех налоговых доходов в областной и местные бюджеты  области.

В 2006 году поступления налогов на душу населения в консолидированный бюджет увеличились  на 11,2 % и составили 14,9 тыс. руб., в областной бюджет - на 9,5% и составили 8,1 тыс. руб., поступления доходов в государственные внебюджетные фонды на душу населения увеличились на 22,2% и составили 5,5 тыс. рублей.

За 2007 год в федеральный бюджет РФ от налогоплательщиков Курской области поступило 7 787,5 млн.р. (Приложение В). В областной бюджет (Приложение Г) и местные бюджеты Курской области за указанный период (Приложение Д) мобилизовано 15 195,4млн. руб. налогов и сборов, что составляет 66,1% от общего объема поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Информация о работе Налог на прибыль, его роль в формировании бюджета