Налог на прибыль, его роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и значение прибыли организаций;
2) исследовать основные элементы налога на прибыль организаций;
3) выявить роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета РФ, областного и местного бюджетов Курской области;

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

Опять-таки основная доля всех налоговых доходов в областной  бюджет Курской области  обеспечена следующими  налогами: налогом на прибыль (5 403,5 млн.р.), налогом на доходы физических лиц  (3 197,7 млн.р.),  налогами на имущество  (1 842,2 млн.р.)  и акцизами  (412,9 млн.р.). Таким образом,  удельный вес налога на прибыль организаций в общем объеме налоговых доходов бюджета Курской области за 2007 год составил 47%.

За 2008 год в федеральный бюджет РФ от налогоплательщиков Курской области поступило 9 297,48 млн.р. (Приложение Е). В областной бюджет (Приложение Ж) и местные бюджеты Курской области за указанный период (Приложение З) мобилизовано 20 387,4 млн. руб. налогов и сборов, что составляет 68,9% от общего объема поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Поступления налога на прибыль организаций в областной бюджет Курской области в 2008 году составили 7 940,2 млн.р. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 2 536,7 млн. руб., или на 31,9%. Тогда как поступления налога на доходы физических лиц составили 4 311,8 млн.р., налога на имущество – 2 133,8 млн.р., акцизов – 4 012 млн.р. Удельный вес налога на прибыль организаций в общем объеме налоговых доходов бюджета Курской области за 2008 год составил 50,8% [22].

В настоящее время по сообщениям Федеральной налоговой службы России (ФНС) налоговые поступления в федеральный бюджет в 2009 году сократились на 13,5 процента по сравнению с тем же периодом 2008 года. Как отмечает ФНС, это обусловлено снижением поступлений налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В частности поступления налога на прибыль составили 28 миллиардов рублей, что в 2,6 раза меньше по сравнению с январем-февралем 2008 года. Отрицательная динамика связана со сроком уплаты налога 28 февраля, приходящимся на выходной день. В результате платежи по налогу на прибыль поступили в бюджет в начале марта.

Таким образом, налог на прибыль организаций занимает одно из ведущих мест в доходной части федерального бюджета РФ и ведущее место -  в доходной части  областного бюджета Курской области. На протяжении трёх последних лет удельный вес  рассматриваемого налога имеет тенденцию к увеличению в общем объёме налоговых доходов федерального бюджета РФ и областного бюджета Курской области, но на фоне сложившегося Мирового финансового кризиса данная тенденция приостановилась.

 

3.2 Сравнительный анализ налога на прибыль организаций в РФ с налогом на прибыль корпораций в промышленно развитых странах

 

 

Для того чтобы иметь более полное представление о налоге на прибыль организаций в Российской Федерации, необходимо сопоставить названный налог с налогом на прибыль корпораций в некоторых промышленно развитых странах.

Основными характеристиками налога на прибыль являются его ставка и льготы. Ставка определяет долю налогооблагаемой прибыли (в %), изымаемой в пользу госбюджета. Рассмотрим современную ситуацию со ставками налога на прибыль в развитых странах (таблица 1):

Таблица 1 – Ставки налога на прибыль в развитых странах.

п/п

Страна

Ставка налога на 2007г, %

Ставка налога на январь 2009г, %

1

Австралия

36

30

2

Австрия

34

25

3

Бельгия

39

33,99

4

Китай

33

25

5

Чехия

26

21

6

Дания

25

25

7

Финляндия

28

26

8

Франция

37

33,33

9

Германия

38

29,8

10

Италия

34

31,4

11

Япония

40,7

30

12

Мексика

29

28

13

Швеция

28

26,3

14

Великобритания

30

28

15

Россия

24

20

16

США

40

39,3

17

Средний показатель

32,6

28,2

 

Можно смело утверждать, что налог на прибыль организаций (корпораций) во многих странах мира имеет тенденцию к снижению. Так, в 2007 – 2008 годах ставки корпоративного налога были снижены в девяти государствах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Речь идет о Великобритании, Германии, Исландии, Испании, Италии, Канаде, Новой Зеландии, Чехии и Швейцарии. Из вышеуказанной таблицы видно, что такая тенденция сохраняется и на сегодняшний день.

В Великобритании ставка корпоративного налога сократилась с 30 до 28% впервые за последние 10 лет. В 2008 году корпоративный налог Японии, состоящий из отчислений в национальный и местные бюджеты, являлся одним из самых высоких среди развитых экономик – 40,7%. В Германии эта цифра составляла 29,8%, в США – 39,3%; в России же – 24%. С января 2009 года ставка налога на прибыль организаций в Российской Федерации составляет 20%; это наименьшая ставка по указанному налогу среди взятых в рассмотрение развитых стран. Но, несмотря на то, что в России относительно низкая ставка налога на прибыль, налоговая база по нему может быть существенно выше в сравнении с другими странами. Это объясняется разницей подходов к начислению амортизации в России и других странах мира, а также ограничением вычета некоторых расходов в соответствии с российским законодательством.

За последний год средняя ставка корпоративного налога в 30 странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, сократилась с 27,6 до 26,6 процента.

Для того чтобы делать правильные выводы по величинам налоговых ставок, налогооблагаемых баз, необходимо учитывать и понижательное влияние налоговых льгот. Рассмотрим льготы по налогообложению прибыли промышленно развитых стран, значение которых, несмотря на тенденцию к их ограничению, достаточно весомо.

Во всех развитых странах, хотя и в разной степени, действует особая льгота – ускоренная амортизация. С её помощью расчетная величина амортизационных издержек, вычитаемая из налогооблагаемой прибыли, заметно превышает величину экономически обоснованной амортизации; за счет этого часть прибыли попадает в издержки производства и тем самым освобождается от налогообложения. Так, в Германии методы и нормы амортизации - предмет тщательно разработанного законодательства. Федеральное министерство финансов и министерства финансов земель публикуют официально одобренные таблицы (числом свыше 90), которые определяют методы и нормы амортизации по различным видам основных активов и содержат подробные инструкции по их использованию в дробном производственно-отраслевом делении. В качестве исходного используется линейный метод равномерных списаний.

Эта же льгота применяется и в нашей стране. Но в Российской Федерации льгота по ускоренной амортизации может быть отменена для компаний, использующих ее для получения необоснованной налоговой выгоды. Об этом говорится в "Основных направлениях налоговой политики на 2009 г и на плановый период 2010 и 2011 гг", внесенных Минфином в правительство РФ.                               

В Германии от уплаты налога на прибыль корпораций  полностью освобождаются: Федеральная почтовая администрация, Федеральная железная дорога. В Российской Федерации такие освобождения от указанного налога не предусмотрены.

В США, как и в Германии, обложение корпорационными налогами сопровождается большим количеством льгот:

- из чистой прибыли вычитаются штатные и местные налоги на прибыль;

- 70-80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций;

- взносы в благотворительные фонды;

- система ускоренной амортизации;

- льготы на инвестиции;

- НИОКР.

Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50% стоимости произведенного оборудования, работающего с использованием солнечной энергии или энергии ветра. В России же используется инвестиционный налоговый кредит - отсрочка платежа налоговых сумм, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми службами. Смысл такой отсрочки заключается в том, что она  может быть получена малым предприятием по налогу на прибыль в размере 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования, используемого для замены ранее купленного импортного оборудования для НИР, защиты окружающей среды от загрязнения отходами, а также от цен оборудования, предназначенного для создания рабочих мест инвалидов.

В отличие от льгот по налогу на прибыль организаций, применяющихся в Российской Федерации, во Франции льготный режим по данному налогу установлен в специальных зонах предпринимательской деятельности. Так, предприятие с численностью работающих не менее 10 человек, зарегистрированное в такой зоне, освобождается от уплаты корпорационного налога в течение первых 10 лет своего функционирования. Эта мера не распространяется лишь на банки и страховые учреждения.

Таким образом, налоговые ставки и льготы в странах могут отличаться, но единственное, в чём эти показатели схожи, так это в основополагающей роли, которую они играют в налоговых системах различных стран. Что касается налоговых ставок, то в большинстве стран налог на прибыль за последние пять лет снизился; в среднем по миру это снижение составило 3,9%, до 26,80%, что позволяет говорить об общемировой тенденции. Такое снижение корпоративного налога в целом позволяет государству повысить свою инвестиционную привлекательность, а приток инвестиций даёт рост рабочих мест и развитие инфраструктуры.

 

3.3 Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организации

 

 

Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что это -комплексная категория, имеющая как юридическое, так и экономическое содержание. Определяя экономическую сущность налога, большинство ученых указывают на то, что он (налог) является формой распределения и присвоения государством части доходов общества. С точки зрения права, категория "налог" прежде всего выражает отношения собственности: налог представляет собой платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта (физического лица или организации) к публичному - государству.

Рассмотрим проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций с точки зрения юридического содержания данной категории.

Несмотря на стремление законодателя к упрощению налоговой системы и ее отдельных элементов, применительно к налогу на прибыль отмечается сложность его правовой конструкции, что в большинстве случаев является следствием неточности и неопределенности используемых в законодательных актах формулировок, выражений и отдельных терминов. В связи с этим существует острая потребность в уточнении категориального аппарата Налогового кодекса Российской Федерации в части более четкого определения базовых понятий, раскрывающих содержание основных элементов налогообложения по налогу на прибыль, таких как: "прибыль", "доход", "расходы" и другие. Содержащиеся в Налоговом кодексе Российской Федерации дефиниции указанных понятий не отражают сущность соответствующих явлений: отмечается двойственное толкование понятия "доход", использование оценочных категорий при определении понятия "расходы", что, в конечном итоге, приводит к возникновению многочисленных налоговых споров.

К числу дискуссионных относятся вопросы об избранном законодателем подходе к определению момента учета доходов и расходов в целях определения налогооблагаемой прибыли, а также об оправданности ведения двух параллельных систем учета - бухгалтерского и налогового.

Кроме того, недостаточно внимания уделено комплексному анализу правового регулирования отношений по налогу на прибыль организаций. Многие существенные стороны этого вопроса еще не получили достаточного освещения в юридической литературе. Отсутствие глубокого анализа ряда определяющих характеристик налога на прибыль организаций приводит к противоречиям в законодательстве, к многочисленным судебным спорам.

Во многом названные проблемы связаны с недостаточным осмыслением сущности самого налога на прибыль организаций как прямого и федерального налога, отступлением при установлении, введении и взимании этого налога от основных принципов налогообложения.

Информация о работе Налог на прибыль, его роль в формировании бюджета