Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:32, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и значение прибыли организаций;
2) исследовать основные элементы налога на прибыль организаций;
3) выявить роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета РФ, областного и местного бюджетов Курской области;
Опять-таки основная доля всех налоговых доходов в областной бюджет Курской области обеспечена следующими налогами: налогом на прибыль (5 403,5 млн.р.), налогом на доходы физических лиц (3 197,7 млн.р.), налогами на имущество (1 842,2 млн.р.) и акцизами (412,9 млн.р.). Таким образом, удельный вес налога на прибыль организаций в общем объеме налоговых доходов бюджета Курской области за 2007 год составил 47%.
За 2008 год в федеральный бюджет РФ от налогоплательщиков Курской области поступило 9 297,48 млн.р. (Приложение Е). В областной бюджет (Приложение Ж) и местные бюджеты Курской области за указанный период (Приложение З) мобилизовано 20 387,4 млн. руб. налогов и сборов, что составляет 68,9% от общего объема поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Поступления налога на прибыль организаций в областной бюджет Курской области в 2008 году составили 7 940,2 млн.р. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 2 536,7 млн. руб., или на 31,9%. Тогда как поступления налога на доходы физических лиц составили 4 311,8 млн.р., налога на имущество – 2 133,8 млн.р., акцизов – 4 012 млн.р. Удельный вес налога на прибыль организаций в общем объеме налоговых доходов бюджета Курской области за 2008 год составил 50,8% [22].
В настоящее время по сообщениям Федеральной налоговой службы России (ФНС) налоговые поступления в федеральный бюджет в 2009 году сократились на 13,5 процента по сравнению с тем же периодом 2008 года. Как отмечает ФНС, это обусловлено снижением поступлений налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В частности поступления налога на прибыль составили 28 миллиардов рублей, что в 2,6 раза меньше по сравнению с январем-февралем 2008 года. Отрицательная динамика связана со сроком уплаты налога 28 февраля, приходящимся на выходной день. В результате платежи по налогу на прибыль поступили в бюджет в начале марта.
Таким образом, налог на прибыль организаций занимает одно из ведущих мест в доходной части федерального бюджета РФ и ведущее место - в доходной части областного бюджета Курской области. На протяжении трёх последних лет удельный вес рассматриваемого налога имеет тенденцию к увеличению в общем объёме налоговых доходов федерального бюджета РФ и областного бюджета Курской области, но на фоне сложившегося Мирового финансового кризиса данная тенденция приостановилась.
3.2 Сравнительный анализ налога на прибыль организаций в РФ с налогом на прибыль корпораций в промышленно развитых странах
Для того чтобы иметь более полное представление о налоге на прибыль организаций в Российской Федерации, необходимо сопоставить названный налог с налогом на прибыль корпораций в некоторых промышленно развитых странах.
Основными характеристиками налога на прибыль являются его ставка и льготы. Ставка определяет долю налогооблагаемой прибыли (в %), изымаемой в пользу госбюджета. Рассмотрим современную ситуацию со ставками налога на прибыль в развитых странах (таблица 1):
Таблица 1 – Ставки налога на прибыль в развитых странах.
№ п/п | Страна | Ставка налога на 2007г, % | Ставка налога на январь 2009г, % |
1 | Австралия | 36 | 30 |
2 | Австрия | 34 | 25 |
3 | Бельгия | 39 | 33,99 |
4 | Китай | 33 | 25 |
5 | Чехия | 26 | 21 |
6 | Дания | 25 | 25 |
7 | Финляндия | 28 | 26 |
8 | Франция | 37 | 33,33 |
9 | Германия | 38 | 29,8 |
10 | Италия | 34 | 31,4 |
11 | Япония | 40,7 | 30 |
12 | Мексика | 29 | 28 |
13 | Швеция | 28 | 26,3 |
14 | Великобритания | 30 | 28 |
15 | Россия | 24 | 20 |
16 | США | 40 | 39,3 |
17 | Средний показатель | 32,6 | 28,2 |
Можно смело утверждать, что налог на прибыль организаций (корпораций) во многих странах мира имеет тенденцию к снижению. Так, в 2007 – 2008 годах ставки корпоративного налога были снижены в девяти государствах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Речь идет о Великобритании, Германии, Исландии, Испании, Италии, Канаде, Новой Зеландии, Чехии и Швейцарии. Из вышеуказанной таблицы видно, что такая тенденция сохраняется и на сегодняшний день.
В Великобритании ставка корпоративного налога сократилась с 30 до 28% впервые за последние 10 лет. В 2008 году корпоративный налог Японии, состоящий из отчислений в национальный и местные бюджеты, являлся одним из самых высоких среди развитых экономик – 40,7%. В Германии эта цифра составляла 29,8%, в США – 39,3%; в России же – 24%. С января 2009 года ставка налога на прибыль организаций в Российской Федерации составляет 20%; это наименьшая ставка по указанному налогу среди взятых в рассмотрение развитых стран. Но, несмотря на то, что в России относительно низкая ставка налога на прибыль, налоговая база по нему может быть существенно выше в сравнении с другими странами. Это объясняется разницей подходов к начислению амортизации в России и других странах мира, а также ограничением вычета некоторых расходов в соответствии с российским законодательством.
За последний год средняя ставка корпоративного налога в 30 странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, сократилась с 27,6 до 26,6 процента.
Для того чтобы делать правильные выводы по величинам налоговых ставок, налогооблагаемых баз, необходимо учитывать и понижательное влияние налоговых льгот. Рассмотрим льготы по налогообложению прибыли промышленно развитых стран, значение которых, несмотря на тенденцию к их ограничению, достаточно весомо.
Во всех развитых странах, хотя и в разной степени, действует особая льгота – ускоренная амортизация. С её помощью расчетная величина амортизационных издержек, вычитаемая из налогооблагаемой прибыли, заметно превышает величину экономически обоснованной амортизации; за счет этого часть прибыли попадает в издержки производства и тем самым освобождается от налогообложения. Так, в Германии методы и нормы амортизации - предмет тщательно разработанного законодательства. Федеральное министерство финансов и министерства финансов земель публикуют официально одобренные таблицы (числом свыше 90), которые определяют методы и нормы амортизации по различным видам основных активов и содержат подробные инструкции по их использованию в дробном производственно-отраслевом делении. В качестве исходного используется линейный метод равномерных списаний.
Эта же льгота применяется и в нашей стране. Но в Российской Федерации льгота по ускоренной амортизации может быть отменена для компаний, использующих ее для получения необоснованной налоговой выгоды. Об этом говорится в "Основных направлениях налоговой политики на 2009 г и на плановый период 2010 и 2011 гг", внесенных Минфином в правительство РФ.
В Германии от уплаты налога на прибыль корпораций полностью освобождаются: Федеральная почтовая администрация, Федеральная железная дорога. В Российской Федерации такие освобождения от указанного налога не предусмотрены.
В США, как и в Германии, обложение корпорационными налогами сопровождается большим количеством льгот:
- из чистой прибыли вычитаются штатные и местные налоги на прибыль;
- 70-80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций;
- взносы в благотворительные фонды;
- система ускоренной амортизации;
- льготы на инвестиции;
- НИОКР.
Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50% стоимости произведенного оборудования, работающего с использованием солнечной энергии или энергии ветра. В России же используется инвестиционный налоговый кредит - отсрочка платежа налоговых сумм, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми службами. Смысл такой отсрочки заключается в том, что она может быть получена малым предприятием по налогу на прибыль в размере 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования, используемого для замены ранее купленного импортного оборудования для НИР, защиты окружающей среды от загрязнения отходами, а также от цен оборудования, предназначенного для создания рабочих мест инвалидов.
В отличие от льгот по налогу на прибыль организаций, применяющихся в Российской Федерации, во Франции льготный режим по данному налогу установлен в специальных зонах предпринимательской деятельности. Так, предприятие с численностью работающих не менее 10 человек, зарегистрированное в такой зоне, освобождается от уплаты корпорационного налога в течение первых 10 лет своего функционирования. Эта мера не распространяется лишь на банки и страховые учреждения.
Таким образом, налоговые ставки и льготы в странах могут отличаться, но единственное, в чём эти показатели схожи, так это в основополагающей роли, которую они играют в налоговых системах различных стран. Что касается налоговых ставок, то в большинстве стран налог на прибыль за последние пять лет снизился; в среднем по миру это снижение составило 3,9%, до 26,80%, что позволяет говорить об общемировой тенденции. Такое снижение корпоративного налога в целом позволяет государству повысить свою инвестиционную привлекательность, а приток инвестиций даёт рост рабочих мест и развитие инфраструктуры.
3.3 Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организации
Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что это -комплексная категория, имеющая как юридическое, так и экономическое содержание. Определяя экономическую сущность налога, большинство ученых указывают на то, что он (налог) является формой распределения и присвоения государством части доходов общества. С точки зрения права, категория "налог" прежде всего выражает отношения собственности: налог представляет собой платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта (физического лица или организации) к публичному - государству.
Рассмотрим проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций с точки зрения юридического содержания данной категории.
Несмотря на стремление законодателя к упрощению налоговой системы и ее отдельных элементов, применительно к налогу на прибыль отмечается сложность его правовой конструкции, что в большинстве случаев является следствием неточности и неопределенности используемых в законодательных актах формулировок, выражений и отдельных терминов. В связи с этим существует острая потребность в уточнении категориального аппарата Налогового кодекса Российской Федерации в части более четкого определения базовых понятий, раскрывающих содержание основных элементов налогообложения по налогу на прибыль, таких как: "прибыль", "доход", "расходы" и другие. Содержащиеся в Налоговом кодексе Российской Федерации дефиниции указанных понятий не отражают сущность соответствующих явлений: отмечается двойственное толкование понятия "доход", использование оценочных категорий при определении понятия "расходы", что, в конечном итоге, приводит к возникновению многочисленных налоговых споров.
К числу дискуссионных относятся вопросы об избранном законодателем подходе к определению момента учета доходов и расходов в целях определения налогооблагаемой прибыли, а также об оправданности ведения двух параллельных систем учета - бухгалтерского и налогового.
Кроме того, недостаточно внимания уделено комплексному анализу правового регулирования отношений по налогу на прибыль организаций. Многие существенные стороны этого вопроса еще не получили достаточного освещения в юридической литературе. Отсутствие глубокого анализа ряда определяющих характеристик налога на прибыль организаций приводит к противоречиям в законодательстве, к многочисленным судебным спорам.
Во многом названные проблемы связаны с недостаточным осмыслением сущности самого налога на прибыль организаций как прямого и федерального налога, отступлением при установлении, введении и взимании этого налога от основных принципов налогообложения.
Информация о работе Налог на прибыль, его роль в формировании бюджета