Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные взаимосвязанные функции: фискальную и регулирующую, ни одна из которых не должна развиваться в ущерб другой.
Введение 2
1. Сущность, налога на прибыль организаций в налоговой системе 4
2. Роль налога на прибыль в системе формирования доходной части бюджетов 7
3. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций 11
3.1. Характеристика основных элементов налога на прибыль организаций 11
3.2. Порядок и принципы определения доходов и расходов при формировании налога на прибыль 18
4. Проблемы налогообложения прибыли организаций и пути их решения 26
Заключение 37
Список использованных источников 39
Содержание
Введение
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные взаимосвязанные функции: фискальную и регулирующую, ни одна из которых не должна развиваться в ущерб другой.
Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем налог, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций.
Развивающееся на протяжении
последних лет налогообложение
прибыли в Российской Федерации
освоило множество различных сп
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что данный налог является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика, чем принципиально отличается от других налоговых платежей. Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень острый инструмент, поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.
Кроме того, налог на прибыль
организаций является одним из наиболее
динамично развивающихся
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.
1. Сущность налога на прибыль организаций.
Налогообложение прибыли
хозяйствующих субъектов
Налог на прибыль организаций (далее – налог на прибыль) представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. В этой связи данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры.
Налог на прибыль имеет достаточно долгую историю развития. В разные времена и в разных странах этот налог приобретал те или иные черты, обусловленные специфическими экономическими условиями его применения. Современная модель налога на прибыль сформировалась под воздействием различных факторов, в том числе и исторических, путем эволюции прямого налогообложения в России [18].
В соответствии с Законом от 27.12.1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы» в составе федеральных налогов был установлен подоходный налог (налог на прибыль с предприятий). Такое название налогу было дано, по всей вероятности, в связи с зарубежной практикой налогообложения, где действует подоходный налог с корпораций. Однако довольно быстро название налога было изменено и 27 декабря 1991 г. был утвержден Закон РФ №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который вступил в действие с 1 января 1992 г.
Методика исчисления налога на прибыль предприятий и организаций по прошествии ряда лет показала существенные просчеты. Сам налог постепенно утратил свою стимулирующую функцию, больше половины налогоплательщиков не реагировали на уменьшение налоговых ставок увеличением выпуска продукции. Конечно, не следует забывать и о том, что большое количество предприятий было либо не в состоянии получить сам показатель прибыли в силу экономического положения, либо делало все возможное для сокрытия или минимизации законным путем положительного финансового результата.
Таким образом, порядок
исчисления данного налога требовал
пересмотра. Частично работа по совершенствованию
налогообложения прибыли
Прежде всего значительно расширился круг налогоплательщиков за счет коммерческих банков, страховых организаций и т.д. Связано это было с отменой в 1994 г. действующего порядка налогообложения доходов банков и кредитных учреждений и доходов от страховой деятельности. Предприятия игорного бизнеса стали уплачивать налог на прибыль только с суммы прибыли, полученной от иной (неигорной) деятельности.
Вносились изменения и в объект налогообложения. Особым образом формировался объект налогообложения в целом ряде отраслей: в банковской, страховой, инвестиционной, брокерской, при осуществлении посреднических операций, в сельском хозяйстве, на железнодорожном транспорте, в энергетике, нефтяной и газовой промышленности. Многократно пересматривался состав доходов и расходов, формирующих налоговую базу налога на прибыль.
Однако подход к налогообложению прибыли принципиально не менялся. Такая задача была поставлена только при разработке главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), которая вступила в действие с 1 января 2002 года. Начиная с этого периода взимание налога на прибыль осуществляется исключительно в соответствии с данной главой. С момента введения ее в действие в налогообложении прибыли произошли существенные изменения, которые можно обобщить следующим образом:
1) была значительно снижена ставка налога;
2) снижение ставки налога сопровождалось отменой многочисленных льгот;
3) было отменено ранее действовавшее Положение о составе затрат, в соответствии с которым до 1 января 2002 г. учитывались расходы и рассчитывалась налогооблагаемая прибыль. В настоящее время в НК РФ содержится вся информация и нормы для исчисления налога на прибыль;
4) с 1 января 2002 г. для
исчисления налогооблагаемой
В результате вышеназванных изменений с момента введения главы 25 НК РФ величина налогооблагаемой прибыли (налоговой базы) также подвергалась корректировке. Основные факторы, оказывающее влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 года, сгруппированы в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, количество факторов, противодействующих росту налоговых поступлений по налогу на прибыль, больше числа факторов, способствующих этому росту. Это объясняет причину снижения доли поступлений налога на прибыль в бюджет после 2002 года. Следует также отметить, что в результате изложенных выше изменений произошло снижение налоговой нагрузки на предприятия и организации. Однако необходимо отметить, что налог на прибыль при этом не утратил своего значения как одного из основных доходообразующих налогов, о чем будет сказано ниже.
Таблица 1 – Факторы, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли после 1 января 2002 года
Факторы, вызывающие увеличение налоговой базы |
Факторы, вызывающие уменьшение налоговой базы |
1. Отмена налоговых
льгот: на финансирование 2. Перевод большинства
налогоплательщиков на уплату
налога исходя из расчета |
1. Либерализация налоговых вычетов 1.1 Расширение перечня принимаемых к вычету расходов и изменение лимитов по нормируемым расходам (расходы на рекламу, страхование имущества и т.п.) 1.2 Новые правила образования резервов 1.3 Новые методы расчета амортизации 1.4Принятие к вычету
убытков по амортизируемому 2. Снижение ставки налога. 3. Перенос убытков на будущее в течение 10 лет. 4. Сокращение контингента
плательщиков за счет введения
специальных налоговых режимов
для субъектов малого бизнеса
и сельскохозяйственных |
Таким образом, налог на прибыль, не смотря на долгую историю его развития, и периодического внесения изменений и преобразований, остается значимым для государства.
2. Роль налога на прибыль организаций в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов.
Рассмотрим основные характеристики налога на прибыль. Налог на прибыль является федеральным налогом. Как и все федеральные налоги, он относится к общеобязательным налогам, то есть подлежит взиманию на всей территории Российской Федерации (далее – РФ). Налог на прибыль был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий. Данный налог также является прямым, то есть взимается непосредственно с дохода налогоплательщика. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с реально полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым. Поскольку при взимании налога на прибыль его объект, предмет, база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной деятельности субъекта, данный налог можно отнести к активным налогам. Платежи по налогу на прибыль осуществляются с определенной регулярностью, следовательно, его можно считать периодическим. Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Классификация налога на прибыль
Классификационный признак |
Тип налога на прибыль |
|
Налог, уплачиваемый юридическими лицами Федеральный
Общеобязательный Абстрактный Личный прямой Активный
Периодический |
По характеру, содержанию
и разнообразию выполняемых функций,
по своим возможностям воздействовать
на деятельность предприятий и