Налог на прибыль организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные взаимосвязанные функции: фискальную и регулирующую, ни одна из которых не должна развиваться в ущерб другой.

Содержание

Введение 2
1. Сущность, налога на прибыль организаций в налоговой системе 4
2. Роль налога на прибыль в системе формирования доходной части бюджетов 7
3. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций 11
3.1. Характеристика основных элементов налога на прибыль организаций 11
3.2. Порядок и принципы определения доходов и расходов при формировании налога на прибыль 18
4. Проблемы налогообложения прибыли организаций и пути их решения 26
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

налог на прибыль организаций 45.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

Именно по этим причинам многие налогоплательщики отказались от кассового метода, и перешли на метод начисления.

Положительной стороной метода начисления является то, что  доходы организации уменьшают как  оплаченные, так и неоплаченные расходы. Минус же этого метода состоит  в том, что в состав доходов  включается вся выручка независимо оттого, расплатился покупатель за проданный ему товар или нет. Из-за этого организации иногда приходится платить налог на прибыль даже тогда, когда деньги за поставку товара ей не поступили вообще. А далеко не у каждой организации найдутся свободные деньги для того, чтобы перечислить их в бюджет. Следствие этого – пени, начисленные налоговой инспекцией.

Метод начисления означает, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они  имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Если доходы относятся к нескольким периодам и если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются плательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

При методе начисления расходы  признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической  выплаты денежных средств или  иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода). Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются плательщиком самостоятельно.

Если договором предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются по принципу равномерности признания доходов и расходов. Если расходы не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, то они распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов плательщика.

Кассовый метод означает, что датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банки или в кассу, поступления иного имущества (услуг, работ) и имущественных прав, а также погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом, а расходами плательщиков признаются затраты после их фактической оплаты [6].

Таблица 5 - Классификация расходов

Вид расхода

Дата определения расхода

1

Материальные расходы

В момент списания денежных средств с расчетного счета плательщика, выплата из кассы, а при ином способе  погашения задолженности – в  момент такого погашения

2

Расходы на оплату труда

3

Оплата процентов за пользование заемными средствами (включая  банковские кредиты)

4

Оплата услуг третьих  лиц

5

Расходы по приобретению сырья и материалов

По мере списания данного  сырья и материалов в производство

6

Амортизация

Начинается за отчетный (налоговый) период

7

Расходы на уплату налогов  и сборов

Учитываются в составе  расходов в размере их фактической  уплаты плательщиков


Применять кассовый метод  не могут организации: 

- заключившие договор  доверительного управления имуществом или договор о совместной деятельности;  

- организации, у которых  сумма выручки от реализации  товаров (работ, услуг) без НДС  в среднем за предыдущие четыре  квартала превысила 1 000 000 руб.  за каждый квартал.

При нарушении вышеперечисленных  условий перейти с кассового метода на метод начисления можно только с начала года.

Доходы по кассовому  методу признаются в тот день, когда  на расчетный счет (в кассу) организации  поступили деньги или организация  получила имущество (работы, услуги, имущественные  права). Организации, применяющие кассовый метод, должны включать в свой доход суммы полученных авансов [1].

Таким образом, элементы налога – это обязательные принципы построения и организации любого налога и налог на прибыль не является исключением. С 1 января 2002 года элементы налогообложения по налогу на прибыль установлены в главе 25 НК РФ.

По итогам данной части  курсовой работы можно сказать, что  одним из самых эффективных решений  в налоговой политике и практике современности является, пожалуй, широкое  распространение налога на прибыль. На протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, и поступления от данных налогов и сборов всегда составляли весомую часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве. Современный налог на прибыль предприятий и организаций был введен с 1 января 1992 г. на всей территории России. С 1 января 2002 г. элементы налогообложения по налогу на прибыль установлены в главе 25 НК РФ.

 

4. Проблемы налогообложения прибыли организаций и пути их совершенствования.

Анализируя последние  изменения налогового законодательства, можно сделать вывод, что концептуальных изменений в практике налогообложения  прибыли не произошло. В то же время  очевидно, что такие изменения необходимы и будут проводиться в соответствии с разработанными Министерством финансов РФ концептуальными подходами формирования налоговой политики страны [21].

В целях совершенствования  налога на прибыль организаций государством принимается рад мер, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», часть из которых уже исполнена, в частности [23]:

  • В два раза (с 20 000 до 40 000 руб.) увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом.
  • С 2011 года организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал (ранее – 3 млн. рублей).
  • С 1 января 2011 года убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (статья 275.1 Кодекса). Ограничение указанных расходов нормативами, утверждаемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отменено.
  • Упрощен порядок учета расходов на освоение природных ресурсов. Согласно новой редакции статьи 261 Кодекса затраты по безрезультатным работам признаются в общем порядке, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем их завершения.
  • Сокращен с пяти до двух лет срок учета затрат на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затрат на возмещение комплексного ущерба, наносимого налогоплательщиками природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе разработки месторождений.
  • В рамках создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности добровольцами Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».
  • Законопроектом предоставляется право некоммерческим организациям, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности и учитываемых для целей налогообложения прибыли. Создание указанного резерва обеспечит равномерный учет доходов и расходов некоммерческих организаций, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

В период 2012-2014 годов будет  продолжена реализация цель и задач, касающихся механизма налогообложения прибыли.

Взимание налогов и  сборов может оказывать различные  эффекты на поведение экономических  агентов, создавать различные стимулы  как для организаций, так и  для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования.

При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

Внесение изменений  в законодательство, касающееся налога на прибыль организаций, планируется  по следующим направлениям:

  • Уточнение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации

При применении метода начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Переход права собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что регистрация права собственности может занимать достаточно продолжительное время, при приобретении таких объектов в целях налогообложения прибыли предусмотрена возможность начисления амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию прав.

Целесообразно законодательно закрепить порядок признания  дохода от реализации такого имущества в налоговом учете на более раннюю из следующих дат:

- дата передачи по  передаточному акту или иному  документу о передаче недвижимого  имущества;

- дата реализации недвижимого  имущества. 

  • Уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли.

Кодексом не предусмотрено  особого порядка признания безнадежными долгов перед налогоплательщиком, подлежащих уплате должником на основании решения  суда, вступившего в законную силу.

При окончании исполнительного производства обязательство должника перед кредитором не прекращается. При этом в связи с тем, что кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание данной задолженности на основании истечения срока исковой давности невозможно.

В связи с этим необходимо внесение изменения в статью 266 Кодекса  в части уточнения, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность  взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного  производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в случаях:

- если невозможно установить  местонахождение должника, его имущества  либо получить сведения о наличии  принадлежащих ему денежных средств  и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- если у должника  отсутствует имущество, на которое  может быть обращено взыскание,  и все принятые судебным приставом-исполнителем  допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

 

Проблема регулирования  ценообразования в целях налогообложения  актуальна не только для налога на прибыль, но и для НДС, НДФЛ, НДПИ и ряда других налогов, расчет налоговой  базы которых базируется на цене сделки, поэтому решение проблемы должно положительно повлиять на величину налоговых поступлений. В настоящее время цена сделки регулируется ст. 40 НК РФ, в которой предусмотрены основные положения формирования этой цены, основанные на ее соответствии рыночной цене, определяемой по ряду параметров. Налоговые органы имеют право проверить цену сделки при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, перечень которых приведен в ст. 20 НК РФ. Практика показала, что круг взаимозависимых лиц крайне ограничен и в современных условиях не отражает действительного положения. Возможность признания лиц взаимозависимыми через судебное решение является крайне сложной и длительной процедурой.

Для того чтобы предотвратить  способы минимизации налоговых  платежей посредством занижения цен сделок между взаимозависимыми лицами или другими лицами, связанными возможностями влиять на экономические условия или результаты сделок, принято решение о пересмотре соответствующих действующих разделов общей части НК РФ. Для этого предусматривается отмена ст. 20 и 40 НК РФ и введение самостоятельного раздела кодекса, регулирующего соответствующие правоотношения [21].

Информация о работе Налог на прибыль организаций