Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные взаимосвязанные функции: фискальную и регулирующую, ни одна из которых не должна развиваться в ущерб другой.
Введение 2
1. Сущность, налога на прибыль организаций в налоговой системе 4
2. Роль налога на прибыль в системе формирования доходной части бюджетов 7
3. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций 11
3.1. Характеристика основных элементов налога на прибыль организаций 11
3.2. Порядок и принципы определения доходов и расходов при формировании налога на прибыль 18
4. Проблемы налогообложения прибыли организаций и пути их решения 26
Заключение 37
Список использованных источников 39
1. Регулирующая функция
Как уже было сказано выше, налог на прибыль является прямым, то есть его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение. При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизма предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики.
Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций [9].
2. Фискальная функция
В последнее время значение фискальной функции налога на прибыль вызывает разногласия между экономистами. Согласно статистическим данным
налог на прибыль в развитых странах не является фискально доминирующим. Несмотря на значительные ресурсы, затрачиваемые налоговыми органами и самими налогоплательщиками на его производство, то есть на процесс исчисления, уплаты и соответствующего контроля, налог на прибыль обеспечивает лишь малую долю совокупных налоговых поступлений. Так, в странах «большой семерки» корпорационный налог (налог на прибыль) традиционно обеспечивает менее 8 процентов налоговых поступлений, в то время как подоходный налог – почти 24 процента. Исключение составляет только Япония, где корпорационный налог уверенно обеспечивает около 15 процентов налоговых поступлений. Столь невыгодное соотношение между невысокими поступлениями и значительными издержками по администрированию заставляют многих западных специалистов усомниться в полезности данного налога [19].
В России же вопросы отмены налога на прибыль не поднимаются. Главной причиной этому является существенно большая фискальная значимость данного налога (см. таблицу 3)
Таблица 3 – Место налога на прибыль в доходах бюджетов РФ.
Доходы бюджета |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего поступило (млрд. руб.) Из них: 1) в федеральный бюджет 2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
7948,2
3571,9 4377,0 |
6288,3
2502,6 3785,7 |
7695,8
3207,2 4488,6 |
Налог на прибыль всего (млрд. руб.), в том числе: 1) в федеральный бюджет 2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
2513,0
761,1 1751,9 |
1264,4
195,4 1069,0 |
1774,4
255,0 1519,4 |
Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета всего (%), в том числе: 1) в федеральный бюджет 2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
31,6
21,3 40,0 |
20,1
7,8 28,2 |
23,1
8,0 33,9 |
В России роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В налоговых доходах федерального бюджета поступления налога на прибыль занимают третье место после налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (см. рисунок 1). Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Рисунок 1 - Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2010 году.
Начиная с 2009 г. размер налоговой
ставки по налогу на прибыль уменьшился,
что вызвало поступление
По сравнению с 2009 годом структура налоговых поступлений в 2010г. в консолидированный бюджет РФ изменялась в пользу налога на прибыль. Темпы роста поступлений от налога на прибыль в 2010 году составили 23%, причем в федеральный бюджет поступило 8%, а в консолидированный бюджет субъектов РФ – 34% налога. Важнейшим фактором роста поступлений от налога на прибыль, безусловно, является улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, выразившееся в росте сальдированного финансового результата и в снижении количества убыточных предприятий. В то же время вышеприведенное не означает, что в обложении организаций налогом на прибыль нет резервов совершенствования, причем не только в сторону ужесточения правил взимания налога, но и в сторону снижения налогового бремени добросовестных налогоплательщиков.
3.Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
3.1. Характеристика основных элементов налога на прибыль
Налог на прибыль организаций - один из самых сложных налогов, действующих сегодня в нашей стране. Поэтому его исчисление вызывает немало вопросов у налогоплательщиков. Большинство из них вызваны периодическими изменениями, которые вносятся в главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ по мере развития налогового законодательства.
Налогоплательщики
В ст. 246 НК РФ перечислены плательщики налога на прибыль. Их можно разделить на две группы: российские организации и иностранные организации.
Согласно ст. 11 НК РФ российской организацией в целях налогообложения признается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 246 НК РФ
установлено, что плательщиками
налога на прибыль являются все российские
организации. Однако следует учитывать,
что действующее
- перешедшие
на уплату единого налога на
вмененный доход для
- применяющие
упрощенную систему
- организации,
являющиеся плательщиками
- организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу (п. 9 ст. 274 НК РФ). Организации, осуществляющие наряду с деятельностью, относящейся к игорному бизнесу, иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль по этой деятельности в общеустановленном порядке.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признается:
Налоговая база
Согласно ст.
274 НК РФ налоговой базой для целей
налогообложения прибыли
Доходы и
расходы налогоплательщика
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток (отрицательная разница между доходами и расходами), то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
Глава 25 НК РФ устанавливает
особенности определения
Расчет налоговой базы можно производить по следующей формуле:
где Д об – общий доход организации, полученный за реализацию продукции (работ, услуг) за отчетный период;
n – количество вычетов i-го вида;
Sвыч.i - сумма i-го вычета [10].
Налоговые ставки
В соответствии со ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением отдельных случаев. При этом:
сумма налога, исчисленная
по налоговой ставке в размере 2 процента,
зачисляется в федеральный
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Другие налоговые ставки:
Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0%.
Налоговый и отчетный периоды, порядок исчисления и сроки уплаты налога.
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если иное не установлено НК РФ, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким
образом сумма ежемесячного авансового
платежа отрицательна или равна
нулю, указанные платежи в
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.