Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение общих положений, механизма исчисления, роли и перспектив развития налога на прибыль в России. Задача курсовой работы - рассмотреть механизм исчисления и уплаты налога по материалам конкретного предприятия ОАО «Орловский хлебокомбинат».
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно, государство не имеет права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли [25, c.145].
Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства и его совершенствования.
И собственники, и предприниматели, и персонал предприятия заинтересованы в увеличении прибыли, а, значит, в поиске путей снижения издержек и увеличения валовых доходов. В программе увеличения прибыльности бизнеса или избавления от убыточности определяются конкретные факторы и пути повышения эффективности предприятия.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основного капитала, рост производительности труда. [24, c.189]
К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, географических и других условий.
1.3 История возникновения налога на прибыль
Налог на прибыль взимался в нашей стране в 20-е годы в виде подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий. В 1926 г. был введен налог на сверхприбыль с целью борьбы со спекулятивным повышением цен. Под термином «сверхприбыль» понималось превышение фактически полученной прибыли над некоторой нормативно установленной величиной. Ставки данного налога составляли от 6 до 50% в зависимости от сумм превышения. Уже после налоговой реформы в 1934 г. режим налогообложения данным налогом предприятий частного сектора был ужесточен [14, с.29].
Логическим завершением данного этапа в развитии системы налогообложения стала налоговая реформа 1930-1931 гг., представлявшая часть проводимых в тот период мероприятий общей финансовой реформы. К началу 30-х годов общее количество платежей, которые уплачивало среднее предприятие, достигло 86. Проведение налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, сокращение общего числа и унификацию платежей, которые должно было уплачивать предприятие.
Реформа, по существу, представляла собой ряд не всегда взаимосвязанных мер по реформированию распределительных отношений и системы формирования доходов государственного бюджета. С 30-х годов налогообложение юридических лиц, по существу, упразднено и заменено так называемой «двухканальной системой», т.е. чистый доход предприятий «расщеплялся» на два элемента - прибыль и налог с оборота. Действовал различный режим аккумуляции средств в бюджет: из прибыли в бюджет отчислялась часть, а налог с оборота поступал в бюджет полностью. Основными мероприятиями данного периода наряду с уже упоминавшимся объединением ряда налогов в налог с оборота была перестройка отношений между предприятиями и бюджетом. Первоначально, в 1930 г., в основу формирования системы платежей предприятий формально был положен налоговый принцип: предприятия промышленности должны были отчислять в бюджет 81% прибыли, предприятия торговли - 84, а предприятия водного транспорта - 30. Это означало переход к качественно иной модели формирования доходов бюджетной системы - отказ от налогообложения и переход к прямому распределению прибыли вследствие того, что основная часть предприятий промышленности находилась в государственной собственности. Соответственно, государство, как собственник, и распределяло прибыли предприятий [11, с.56].
Однако уже в 1931 г. был изменен принцип определения размеров отчислений от прибыли. Они стали устанавливаться дифференцированно в зависимости от объемов полученной предприятием прибыли и его потребности в собственных средствах для развития производства. Последние определялись по финансовому плану предприятия. В результате фактические ставки отчислений от прибыли в этот период колебались в пределах от 10 до 81% прибыли.
Связь предприятий и организаций с бюджетной системой основывалась на жесткой командной системе распределения прибыли. Правовая основа была нарушена, самостоятельность хозяйственных субъектов полностью утрачена.
В 70-е годы сформировалась новая модель связи юридических лиц с бюджетом - введен нормативный метод распределения прибыли (дохода), что создало необходимые предпосылки для налогообложения прибыли. В то же время экономические нормативы отчисления прибыли в бюджет не смогли заменить налоги, так как они были дифференцированы по отраслям, регионам и даже отдельным предприятиям, а также часто изменялись.
Налоговый метод обложения прибыли значительно отличался от нормативного.
Налоговый метод обложения прибыли:
- усиливает правовую защиту имущественных интересов хозяйственных субъектов независимо от форм собственности;
- строится на основе стабильных и долговременных финансовых взаимоотношений с бюджетом в соответствии с устойчивым налоговым законодательством, которое охраняет юридическое лицо от диктата министерства, ведомства и другого центрального органа;
- обеспечивает полную самостоятельность предприятиям в распоряжении прибылью после уплаты налога;
- создает мощный стимул повышения эффективности производства;
- предоставляет государству важный рычаг для регулирования производством путем использования ставок налога, льгот, санкций [17, с.33].
В целом налогообложение прибыли юридических лиц обеспечивает им более или менее безболезненные условия вхождения в рыночные отношения, способствует возникновению свободной конкуренции между предприятиями различных форм собственности.
14 июля 1990 г. предпринимается попытка введения в СССР налога на прибыль, который стал взиматься со всех юридических лиц, кроме иностранных.
В 1990 г. Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», вступил в силу с 01.01.91. Центральное место в рамках предлагаемой данным Законом налоговой модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45%. При этом жестко фиксировалась ставка отчислений в союзный бюджет (22%), а ставка отчислений в республиканские (в том числе и в бюджеты автономных республик) и местные бюджеты не должна была превышать 23%. Данный подход к формированию ставок налога на прибыль в общих чертах сохранился и до настоящего времени [11, с.59].
Вводимый этим Законом налог на прибыль адресовался исключительно предприятиям союзного подчинения. Предприятия республиканского подчинения (союзных и автономных республик) должны были платить налог на прибыль в соответствии с аналогичным республиканским законодательством, исходя из соответствующих республиканских законов и установленных в них ставок. Так, для Российской Федерации базовым стал Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций"». В соответствии с этим Законом ставка налога на прибыль предприятий республиканского подчинения первоначально была установлена на уровне 38%. В течение 1991 г. союзная ставка налога на прибыль была снижена до 35, а республиканская - до 32%. Ставки налога на прибыль были в значительной мере дифференцированы по типам налогоплательщиков (для предприятий, банков, совместных предприятий с иностранным участием, предприятий со 100%-ной долей иностранных инвестиций, общественных организаций, малых предприятий и т. д.).
Аналогично и объем налоговых льгот, предоставляемых налогоплательщикам по российскому законодательству, был более широким и более значительным, чем по союзному законодательству. Разница в уровнях ставок налога на прибыль, а также в объеме предоставляемых льгот по налогу в этот период имела определенную политическую подоплеку и была нацелена на стимулирование перехода государственных предприятий из союзного подчинения в республиканское.
Введенная налоговая система отнюдь не все предприятия поставила, даже формально, в равное положение. Специальные налоговые ставки были установлены для коммерческих банков (55 и 45%), для совместных предприятий, доля иностранного партнера в уставном капитале которых превышает 30% (ставка 30%), предприятий Центросоюза и некоторых других [14, с.60].
Предусмотренная союзным и российским законодательством система льгот предоставляла право на налоговые вычеты по расходам на НИОКР, на природоохранные мероприятия, на социальные и благотворительные цели. По предварительным расчетам, проведенным правительством еще до введения в силу союзного закона, в результате применения налоговых льгот реальная (эффективная) налоговая ставка могла составить 28%. Однако по результатам 1991 г. в России эффективная ставка составила 31,1%.
Система налогообложения прибыли в тот период включала два специфических элемента, отмененных несколько позднее. Первым из них было установление дифференцированных ставок налога на прибыль в пределах установленного норматива рентабельности и при его превышении, вторым - налоговое регулирование темпов роста расходов на оплату труда в себестоимости (просуществовал в российской модели налогообложения до 1993 г.).
Косвенная привязка налогообложения к уровню рентабельности предприятий фактически приводила к повышению эффективной налоговой ставки против законодательно установленного максимального уровня (35% - по союзному и 32% - по российскому законодательству). В случае превышения предельного уровня рентабельности союзное законодательство устанавливало «запретительные» налоговые ставки в размере 80-90%. При этом предельный уровень рентабельности (к себестоимости) определялся как удвоенный среднеотраслевой. Установленные среднеотраслевые показатели колебались от 20% по большинству отраслей (кроме легкой, пищевой и некоторых других) до 40% для связи и издательской деятельности. При превышении предельного уровня рентабельности менее чем на 10 процентных пунктов к этой величине прибыли применялась ставка 80%, а свыше этого уровня - 90%.
Такое повышение реальных налоговых ставок по сравнению с номинальными привело к тому, что амнистировались крупные предприятия, не стимулировалось повышение эффективности производства. Напротив, налоговая система понуждала предприятия манипулировать с фактической себестоимостью и делала выгодным прямое сокращение объемов производства (так как это влекло относительный рост издержек за счет условно постоянных расходов).
Одним из элементов налогообложения прибыли предприятий этого периода стало использование специального механизма ограничения роста расходов на оплату труда. Суть его состояла в нормировании тех расходов на оплату труда, которые могли быть включены в себестоимость. Нормирование осуществлялось из средних величин расходов на оплату труда предшествующего года и темпов роста объемов производства продукции, скорректированных с помощью дифференцированных коэффициентов (от 0,9 до 0,4 по разным отраслям). Средства, направленные на оплату труда, превышающие нормативные значения, фактически увеличивали налогооблагаемую прибыль предприятия.
После распада СССР налог был упразднен, а действующий налог на прибыль предприятий и организаций введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1. К настоящему времени он всячески изменялся и дополнялся. [11, с.76].
1.4 Понятие и сущность налога на прибыль
Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Он является прямым налогом, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров, услуг), а также законное наращение капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой системе он определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции по трем (с 2005 года по двум) уровням бюджета в соответствии с законодательными актами о формировании бюджета страны на каждый финансовый год. Следовательно, налог на прибыль – регулирующий. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов. Однако, за последнее время, прослеживается тенденция к уменьшению его доли, в 1992 году - налог в федеральном бюджете составил около 22%, в 2000 г - 9,4%, 2004 г - 8,8 %. Что связано как с уменьшением ставки налогообложения (с 30% - в 2000 г. до 24% - в 2002 г.), так и с повышением значения косвенных налогов (НДС, акцизов и особенно таможенных пошлин), а также широким масштабом уклонения юридических лиц от уплаты налога. Величина данного налога зависит от стадии экономического цикла [17, с.85].
При экономическом подъеме возрастает реализация, а значит, прибыль и налог.
Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняется приказом МНС России от 20 декабря 2002г. № БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Налогоплательщиками налога являются:
а) российские организации;
б) иностранные организации:
- осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
- получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Не являются плательщиками налога:
а) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
б) организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход.
Объект налогообложения - это прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признается:
- для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный доход, уменьшенный па величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с Кодексом;
- для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации.
При обложении налогом на прибыль иностранных организаций важное значение имеет налоговая юрисдикция того или иного государства. Этот вопрос решается на основе двух критериев - резидентства и территориальности. Первый критерий предусматривает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на территории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране. У нерезидентов облагаются только доходы, получаемые в этой стране. Критерий территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода. Он устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлеченные на ее территории. При этом любые доходы, получаемые за рубежом, освобождаются от налога в этой стране [15, с.201].
Все доходы, получаемые иностранными организациями от источников на территории России, подразделяются на доходы, получаемые от деятельности через постоянное представительство, и доходы, не связанные с деятельностью через постоянное представительство.
Под постоянным представительством для целей налогообложения понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с: