Налог на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение общих положений, механизма исчисления, роли и перспектив развития налога на прибыль в России. Задача курсовой работы - рассмотреть механизм исчисления и уплаты налога по материалам конкретного предприятия ОАО «Орловский хлебокомбинат».

Работа состоит из  1 файл

НП.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

 

              Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно, государство не имеет права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли [25, c.145].

              Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные на­правления использования прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства и  его совершенствования.

И собственники, и предприниматели, и персонал предприятия заинтересованы в увеличении прибыли, а, значит, в поиске путей снижения издержек и увеличения валовых доходов. В программе увеличения прибыльности бизнеса или избавления от убыточности определяются конкретные факторы и пути повышения эффективности предприятия.

              Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются рост объема производимой продукции в соот­ветствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повы­шение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основного капитала, рост производительности труда. [24, c.189]

К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, географических и других ус­ловий.

             

1.3 История возникновения налога на прибыль

 

              Налог на прибыль взимался в нашей стране в 20-е годы в виде подоходного налога с  государственных и  кооперативных предприятий. В 1926 г. был введен налог на сверхприбыль с целью борьбы со спекулятивным повышением цен. Под термином «сверхприбыль» понималось превышение фактически полученной прибыли над некоторой нормативно установленной величиной. Ставки данного налога составляли от 6 до 50% в зависимости от сумм превышения. Уже после налоговой реформы в 1934 г. режим налогообложения данным налогом предприятий частного сектора был ужесточен [14, с.29].

              Логическим завершением данного этапа в развитии системы налогообложения стала налоговая реформа 1930-1931 гг., представ­лявшая часть проводимых в тот период мероприятий общей финан­совой реформы. К началу 30-х годов общее количество платежей, которые уплачивало среднее предприятие, достигло 86. Проведение налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, сокращение общего числа и унификацию платежей, кото­рые должно было уплачивать предприятие.

              Реформа, по существу, представляла собой ряд не всегда взаи­мосвязанных мер по реформированию распределительных отноше­ний и системы формирования доходов государственного бюджета. С 30-х годов налогообложение юридических лиц, по существу, упразднено и заменено так называемой «двухканальной системой», т.е. чистый доход предприятий «расщеплял­ся» на два элемента - прибыль и налог с оборота. Действовал различный режим аккумуляции средств в бюджет: из прибыли в бюджет отчислялась часть, а налог с оборота поступал в бюджет полностью. Основными мероприятиями данного периода наряду с уже упоми­навшимся объединением ряда налогов в налог с оборота была пе­рестройка отношений между предприятиями и бюджетом. Первоначально, в 1930 г., в основу формирования системы платежей пред­приятий формально был положен налоговый принцип: предприятия промышленности должны были отчислять в бюджет 81% прибы­ли, предприятия торговли - 84, а предприятия водного транспор­та - 30. Это означало переход к качественно иной модели форми­рования доходов бюджетной системы - отказ от налогообложения и переход к прямому распределению прибыли вследствие того, что основная часть предприятий промышленности находилась в госу­дарственной собственности. Соответственно, государство, как соб­ственник, и распределяло прибыли предприятий [11, с.56].

              Однако уже в 1931 г. был изменен принцип определения разме­ров отчислений от прибыли. Они стали устанавливаться дифферен­цированно в зависимости от объемов полученной предприятием прибыли и его потребности в собственных средствах для развития производства. Последние определялись по финансовому плану пред­приятия. В результате фактические ставки отчислений от прибыли в этот период колебались в пределах от 10 до 81% прибыли.

              Связь предприятий и организаций с бюджетной сис­темой основывалась на жесткой командной системе распределения прибыли. Правовая основа была нарушена, самостоятельность хозяйственных  субъектов   полностью  утрачена.

                В   70-е   годы сформировалась новая модель связи юридических лиц с бюдже­том - введен нормативный метод распределения прибыли (до­хода), что создало необходимые предпосылки для налогообложения прибыли. В то же время экономические нормативы от­числения прибыли в бюджет не смогли заменить налоги, так как они были дифференцированы по отраслям, регионам и даже от­дельным предприятиям, а также часто изменялись.

              Налоговый метод обложения прибыли значительно отличал­ся от нормативного.

              Налоговый метод обложения прибыли:

-   усиливает правовую защиту имущественных интересов хо­зяйственных субъектов независимо от форм собственности;

- строится на основе стабильных и долговременных финан­совых взаимоотношений с бюджетом в соответствии с ус­тойчивым налоговым законодательством, которое охраняет юридическое лицо от диктата министерства, ведомства и другого центрального органа;

-   обеспечивает полную самостоятельность предприятиям в распоряжении прибылью после уплаты налога;

-     создает мощный стимул повышения эффективности про­изводства;

- предоставляет государству важный рычаг для регулирова­ния производством путем использования ставок налога, льгот, санкций [17, с.33].

              В целом налогообложение прибыли юридических лиц обес­печивает им более или менее безболезненные условия вхожде­ния в рыночные отношения, способствует возникновению сво­бодной конкуренции между предприятиями различных форм собственности.

              14 июля 1990 г. предпринимается попытка введения в СССР налога на прибыль, который стал взиматься со всех юридических лиц, кроме иностранных.

              В 1990 г. Закон СССР «О налогах с предпри­ятий, объединений и организаций»,  вступил в силу с 01.01.91. Центральное место в рамках предлагаемой данным Зако­ном налоговой модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45%. При этом жестко фиксировалась ставка отчислений в союзный бюджет (22%), а ставка отчислений в республиканские (в том числе и в бюджеты автономных республик) и местные бюджеты не должна была превышать 23%. Данный подход к формированию ставок налога на прибыль в общих чертах сохранился  и до  настоящего времени [11, с.59].

              Вводимый этим Законом налог на прибыль адресовался исключительно предприятиям союзного подчинения. Предприятия рес­публиканского подчинения (союзных и автономных республик) должны были платить налог на прибыль в соответствии с аналогичным республиканским законодательством, исходя из соответ­ствующих республиканских законов и установленных в них ставок. Так, для Российской Федерации базовым стал Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона  СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций"». В соответствии с этим Законом ставка налога на прибыль предпри­ятий республиканского подчинения первоначально была установ­лена на уровне 38%. В течение 1991 г. союзная ставка налога на при­быль была снижена до 35, а республиканская - до 32%. Ставки нало­га на прибыль были в значительной мере дифференцированы по типам налогоплательщиков (для предприятий, банков, совместных предприятий с иностранным участием, предприятий со 100%-ной до­лей иностранных инвестиций, общественных организаций, малых предприятий и т. д.).

              Аналогично и объем налоговых льгот, предоставляемых нало­гоплательщикам по российскому законодательству, был более широким и более значительным, чем по союзному законодатель­ству. Разница в уровнях ставок налога на прибыль, а также в объ­еме предоставляемых льгот по налогу в этот период имела опреде­ленную политическую подоплеку и была нацелена на стимулиро­вание перехода государственных предприятий из союзного подчинения в республиканское.

              Введенная налоговая система отнюдь не все предприятия поста­вила, даже формально, в равное положение. Специальные налого­вые ставки были установлены для коммерческих банков (55 и 45%), для совместных предприятий, доля иностранного партнера в устав­ном капитале которых превышает 30% (ставка 30%), предприятий Центросоюза и некоторых других [14, с.60].

              Предусмотренная союзным и российским законодательством система льгот предоставляла право на налоговые вычеты по расхо­дам на НИОКР, на природоохранные мероприятия, на социальные и благотворительные цели. По предварительным расчетам, проведенным правительством еще до введения в силу союзного закона, в результате применения налоговых льгот реальная (эффективная) налоговая ставка могла составить 28%. Однако по результатам 1991 г. в России эффективная ставка составила 31,1%.

              Система налогообложения прибыли в тот период включала два специфических элемента, отмененных несколько позднее. Первым из них было установление дифференцированных ставок налога на прибыль в пределах установленного норматива рентабельности и при его превышении, вторым - налоговое регулирование темпов роста расходов на оплату труда в себестоимости (просуществовал в российской модели налогообложения до 1993 г.).

              Косвенная привязка налогообложения к уровню рентабельнос­ти предприятий фактически приводила к повышению эффектив­ной налоговой ставки против законодательно установленного мак­симального уровня (35% - по союзному и 32% - по российскому законодательству). В случае превышения предельного уровня рен­табельности союзное законодательство устанавливало «запретитель­ные» налоговые ставки в размере 80-90%. При этом предельный уровень рентабельности (к себестоимости) определялся как удво­енный среднеотраслевой. Установленные среднеотраслевые пока­затели колебались от 20% по большинству отраслей (кроме легкой, пищевой и некоторых других) до 40% для связи и издательской де­ятельности. При превышении предельного уровня рентабельности менее чем на 10 процентных пунктов к этой величине прибыли при­менялась ставка 80%, а свыше этого уровня - 90%.

              Такое повышение реальных налоговых ставок по сравнению с номинальными привело к тому, что амнистировались крупные пред­приятия, не стимулировалось повышение эффективности производ­ства. Напротив, налоговая система понуждала предприятия манипу­лировать с фактической себестоимостью и делала выгодным прямое сокращение объемов производства (так как это влекло относительный рост издержек за счет условно постоянных расходов).

              Одним из элементов налогообложения прибыли предприятий этого периода стало использование специального механизма ограничения роста расходов на оплату труда. Суть его состояла в нор­мировании тех расходов на оплату труда, которые могли быть вклю­чены в себестоимость. Нормирование осуществлялось из средних величин расходов на оплату труда предшествующего года и темпов роста объемов производства продукции, скорректированных с помощью дифференцированных коэффициентов (от 0,9 до 0,4 по разным отраслям). Средства, направленные на оплату труда, превышающие нормативные значения, фактически увеличивали налогооблагаемую прибыль предприятия.

              После распада СССР налог  был упразднен, а действующий налог на прибыль предприятий и организаций введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1. К настоящему времени он всячески изменялся и дополнялся. [11, с.76].

 

1.4 Понятие и сущность налога на прибыль

 

              Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения нацио­нального дохода. Он является прямым налогом, т.е. его окончатель­ная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основ­ное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров, услуг), а также законное наращение капитала. Фискальная фун­кция налога на прибыль вторична. В налоговой системе он опреде­лен как федеральный налог, распределяемый в пропорции по трем (с 2005 года по двум) уровням бюджета в соответствии  с законодательными актами о фор­мировании бюджета страны на каждый финансовый год. Следователь­но, налог на прибыль – регулирующий. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов. Однако, за последнее время, прослеживается тенденция к уменьшению его доли, в 1992 году - налог в федеральном бюджете составил около 22%, в 2000 г - 9,4%, 2004 г - 8,8 %. Что связано как с уменьшением ставки налого­обложения (с 30% - в 2000 г. до 24% - в 2002 г.),  так и с повышением значения кос­венных налогов (НДС, акцизов и особенно таможенных пошлин), а также широким масштабом уклонения юридических лиц от уп­латы налога. Величина данного налога зависит от стадии эконо­мического цикла [17, с.85].

              При экономическом подъеме возрастает реализация, а зна­чит, прибыль и налог.

              Взимание налога на прибыль осуще­ствляется согласно положениям главы 25 Налогового кодекса Россий­ской Федерации и разъясняется приказом МНС России от 20 декабря 2002г. № БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части вто­рой Налогового кодекса Российской Федерации».

              Налогоплательщиками налога являются:

а) российские организации;

б) иностранные организации:

              - осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;

              - получающие доходы от источников в Российской Федерации.

              Не являются плательщиками налога:

а) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообло­жения;

б) организации, переведенные на уплату единого налога на вменен­ный доход.

              Объект налогообложения -  это прибыль, полученная  налогоплательщиком.   При этом прибылью признается:

              - для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через посто­янные представительства, - полученный доход, уменьшенный па величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с Кодексом;

              - для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации.

              При обложении налогом на прибыль иностранных организа­ций важное значение имеет налоговая юрисдикция того или иного государства. Этот вопрос решается на основе двух критериев - резидентства и территориальности. Первый критерий предусматри­вает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на тер­ритории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране. У нерезидентов облагаются только доходы, получаемые в этой стране. Критерий территориальности основывается на националь­ной принадлежности источника дохода. Он устанавливает, что нало­гообложению в данной стране подлежат только доходы, извлеченные на ее территории. При этом любые доходы, получаемые за рубежом, освобождаются от налога в этой стране [15, с.201].

              Все доходы, получаемые иностранными организациями от источ­ников на территории России, подразделяются на доходы, получаемые от деятельности через постоянное представительство, и доходы, не свя­занные с деятельностью через постоянное представительство.

              Под постоянным представительством для целей налогообло­жения понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, кон­тора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

Информация о работе Налог на прибыль