Налог на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, диссертация

Описание

При формировании налоговой политики правительству важно обеспечить сочетание интересовналогоплательщиков и государства, стимулируя организации к ведению активной предпринимательскойдеятельности в целях увеличения поступлений налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сференалогообложения прибыли организаций, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов его замедления. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Поэтому одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Однако в настоящее время регулирующая функция налога на прибыль организаций и

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

    - прибыль является конечным результатом  и главной целью предпринимательской деятельности, что позволяет активно задействовать регулирующий механизм налога;

    - прибыль как часть чистого дохода представляет собой качественно однородную величину. С позиций налогообложения это означает, что налоговый механизм не затрагивает необходимый продукт, то есть при прочихравных условиях гарантируется сохранение простоговоспроизводства;

    - однородность прибыли позволяет оперативно отслеживать ее рост (снижение), выявлять влияние различных факторов на эти процессы. Таким образом,преимуществом прибыли как объекта налогообложения является возможность государства быстро реагировать на происходящие изменения (стимулировать или тормозить рост прибыли). Выбор прибыли в качестве объекта налогообложения позволяет зафиксировать появлениесверхприбыли в отдельных организациях, определить причины ее появления и при необходимости использовать регулирующий механизм налогообложения. Ни валоваявыручка, ни валовой доход не имеют столь сильного регулирующего воздействия.

    Налоги в экономике выполняют три основные функции:фискальную, регулирующую и контрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являются производными от вышеназванных.

    В настоящее время наиболее полно  реализованафискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

    Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

    Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства  за обоснованностью и размерами  расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

    Рассмотренный мировой опыт выявил некоторые тенденции  в налогообложении прибыли. В западных налоговых системах при налогообложении прибыли разрешено исключать из валовой прибыли почти все издержки при незначительных ограничениях. Решение проблемы сочетания фискальной и регулирующей функций налога на прибыль в различных странах варьируется от установления высоких ставок налога и сохранения льгот для организаций до принятия пониженных ставок и сокращенияосновной массы льгот. Первая ситуация характерна для развитых стран (США, Франция, Германия и т.д.), вторая - преимущественно для стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Болгария, Венгрия и т.д.). Последние в целях увеличения инвестиционной привлекательности для организаций осуществляют политику установления низких ставок. Одновременная отмена льгот направлена на расширение налоговой базы, что, по замыслу законодателей, призвано не допустить снижения поступлений налога на прибыль в бюджеты.

    Анализируя основные вехи в историческом развитии налога на прибыль, были сделаны следующие выводы:реформирование налога на прибыль происходило в соответствии с условиями развития экономики и в постоянном поиске сочетания фискальной и регулирующей функции налога на прибыль. Автором выявлена устойчивая тенденция снижения ставки налога, что было обосновано целью сокращения налоговой нагрузки и уменьшения размеров теневого сектора экономики.

    В 2002 году произошли кардинальные изменения  в механизме исчисления налога на прибыль организаций. Основными положениями главы 25 НК РФ стало установление единой ставки налога для всех налогоплательщиков в размере 24%, либерализациясостава расходов, подлежащих вычету из величины доходов, а также отмена налоговых льгот.

    Внесение  изменений в налоговое законодательство прежде всего отразилось на формировании доходов бюджета, а также на показателях деятельности организаций. Анализ влияния налога на прибыль набюджетные доходы и финансовое состояние организаций в экономике проводился по статистическим данным за 1992 - 1 п.г. 2006 г.г.

    В ходе выполнения данной задачи был  проведен анализ финансовых и инвестиционных показателей деятельности организаций. Необходимо отметить, что до 2000г. существовала выраженная тенденция роста прибыли (за исключением 1996г.) и сокращения убытка в экономике. В 2001 г. и 2002 г. наблюдалось снижение прибыли в экономике (на 0,2 и 6,2% соответственно) и рост убытка (на 27 и 61% соответственно). В 2003 г. рост прибыли составил 42% , в 2004 г. - 30%. Также в 2004 г. наблюдалось снижение суммы убытка на 23%. Рост прибыли в 2005 году составил 39,4%, снижение суммы убытка на 2,8%, в 1 п.г. 2006 г. - 33,2% и 2,4% соответственно.

    В первый год действия главы 25 НК произошло  снижение поступлений налога на прибыль  на 10%. Однако с 2003 г. наблюдается положительная динамика этого показателя. Так, увеличение в 2003 г. составило 13,6%, а в 2004 г. - 65%, в 2005 г. - 53,7%, в 1 п.г. 2006 г. - 40,8%.

    При оценке эффективности налогообложения  применяют показатели оценки налоговой  нагрузки. На основании проведенных расчетов можно отметить, что в 2005г. в РФ уровень налоговой нагрузки налога на прибыль (отношение поступлений налога на прибыль вконсолидированный бюджет к ВВП) на экономику вырос по сравнению с 2002, 2003 и 2004 г.г. и составил 6,2%.

    Внесение  изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики повлияло на структуру инвестиций в основной капитал по источникамфинансирования. В 2002 - 2005 гг. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001 г. (24%) и было равно 19,1%. - в 2002 г., 17,8% - в 2003 г., 19,2% - в 2004 г. и 19,3%о - в 2005 г. В то же время, за счет получения возможности списывать на затраты амортизацию в более значительных размерах, доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась за этот период до 21,9% - в 2002 г., 24,2% - в 2003 г., 22,8% - в

    2004 г. и 23,1%о - в 2005 г. В целом  данная ситуация привела к  снижению доли собственных средств  в составе источников финансирования инвестиций. В результате организации были вынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2002 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2003 г. на 4,2%, 2004 г. на 4%, в

    2005 г. на 3,9%о по сравнению с  2001 г.

    В результате анализа действующих  положений главы 25 НК РФ были выделены пять групп проблем в современной  практике применения налога на прибыль  организаций: проблемы, связанные с  недоработками законодательства; проблемы, связанные с порядком определения налоговой базы по налогу на прибыль; проблемы, связанные с реализацией регулирующей функции налога на прибыль организаций; проблемы, связанные с организацией системы налогового учета; проблемы, связанные с уклонением отуплаты налога на прибыль и неэффективной системой контроля за начислением и сбором налога со стороны государства.

    Предложенная  автором модель системного подхода  по совершенствованию налогообложения  прибыли организаций включает в  себя следующие элементы:

    • Соблюдение базовых принципов налогообложения и более эффективная реализация регулирующей функции налога на прибыль организаций.

    • Введение дифференцированных ставок налога на прибыль организаций.

    • Введение инвестиционной льготы по капитальным вложениям.

    • Совершенствование системы налогового учета.

    В диссертационном исследовании были предложены следующие меры по совершенствованию  механизма исчисления налога на прибыль:

    - требуется уточнить условия использования кассовогометода признания доходов. На наш взгляд, для определения критерия использования кассового методаналогоплательщиком необходимо показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) увеличивать на суммызадолженности покупателей - более реальный показатель масштабов деятельности организации. Это позволит пресечь попытки избежать необоснованного использования метода начислений путем аккумулирования средств в расчетах; целесообразно отменить механизм созданиярезервов по сомнительным долгам. Данное новшество будет стимулировать организации устанавливать более жесткий контроль за дебиторской задолженностью и расчетно-платежной дисциплиной в отношениях с контрагентами, что предотвратит возможность отсрочки уплаты налога на длительный срок и повлияет на стабильность и равномерность налоговых платежей в бюджет;

    - необходимо отменить нормы п. 2 ст. 283 НК, позволяющие перенос убытков с 2007 г. без ограничений, и оставить в действии существующее ограничение в размере 50% налоговой базы, т.к. новые правила переноса убытков неизбежно приведут к стремлению преднамеренно получать убытки с целью значительного сокращения налоговой базы;

    - термин «экономически оправданные затраты» должен быть уточнен. Необходимо в тексте главы предусмотреть, что экономически оправданные затраты должны формироваться в соответствии с особенностями производства и не иметь расширительного толкования.

    Вопросы становления налогового учета в  организациях, его взаимосвязи с бухгалтерским учетом являются предметом постоянных дискуссий ученых и практических специалистов. Проблемы взаимосвязи налогового и бухгалтерского учетов имеют большую актуальность, поскольку в условиях сложности и трудоемкости налогового учета значительно возрастают расходы налогоплательщика на ведение этого учета. Выделение в связи с введением главы 25 НК РФ налогового учета в отдельный самостоятельный вид учета привело к необходимости ведения двух параллельных видов учета. По нашему мнению, это положение является не совсем оправданным. Представляется более правильным организовать налоговый учет на основе данных бухгалтерского учета.

    В существующей в настоящее время системе налогового учета необходимо ввести единые унифицированные регистры налогового учета, поскольку установление права налогоплательщика разрабатывать самостоятельно систему налогового учета приводит к отсутствию единых подходов в отражении данных налогового учета и существенно затрудняет контроль за налогом на прибыль работниками налоговых органов.

    В рамках реализации предложенной автором  модели системного подхода по совершенствованию  налогообложения прибыли организаций  особое внимание уделяется мероприятиям, позволяющим усилить регулирующее влияние налога на прибыль организаций на развитие экономики страны. Экономическая сущность налога на прибыль заключается не только ваккумулировании средств в бюджет, его функции гораздо шире. В первую очередь при реформировании налога на прибыль необходимо предусмотреть реализацию мер, способствующих выравниванию условий деятельности организаций различных отраслей экономики.

Информация о работе Налог на прибыль