Налог на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, диссертация

Описание

При формировании налоговой политики правительству важно обеспечить сочетание интересовналогоплательщиков и государства, стимулируя организации к ведению активной предпринимательскойдеятельности в целях увеличения поступлений налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сференалогообложения прибыли организаций, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов его замедления. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Поэтому одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Однако в настоящее время регулирующая функция налога на прибыль организаций и

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

    Налог на доходы корпораций в США занимает лишь третье место в доходах бюджета. Вносится он ступенчато: Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого  дохода, 25% за следующие 25 тыс. долл. и 34% на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет огромное значение для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов, ставка налога, как правило, стабильна.

    Налог на доходы корпораций имеет большое  количество льгот. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные  налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся  в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые льготы на амортизации, льгота на инвестиции, на научно-исследовательские работы.

    Действуют налоговые скидки, стимулирующие  использование альтернативных видов  энергии. Компаниям предоставляется  налоговая скидка в размере 50% стоимости  оборудования, использующего солнечную  энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса.

    Для поддержки отраслей добывающей промышленности в 80-е годы была введена налоговая  скидка на истощение недр, которая  позволяет снижать налог на прибыль  корпораций, работающих в данных отраслях. Эта скидка не должна уменьшать налог более чем на 50%.

    Тенденция к увеличению количества льгот наблюдается  как в российском, так и  в зарубежном налоговом законодательстве. Американские специалисты из Национального бюро экономических исследований отмечают, что только законодательное снижение ставок обложения прибылей корпораций в последние 25 лет способствовало сокращению объема поступлений налога на прибыль корпораций почти на 50%.

    В Австрии приняты законодательные  положения, согласно которым от корпоративного налога освобождается доход, полученный компаниями от капитальных вложений. Эта льгота позволяет на практике освобождать от налогообложения любую долю дохода, а также дивиденды, выплачиваемые одной австрийской корпорацией другой. Если же компании участвуют в капитале иностранных фирм, то получаемые ими от национальных корпораций дивиденды, доходы от прироста капитала и доходы от так называемого неявного распределения прибыли зарубежных фирм также не подлежат обложению корпоративным налогом.

    В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля над внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между продажной ценой нефти и её базовой ценой.

    Налог на доходы от продажи капитальных  активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций (максимально — 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.

    Налог на прибыль компаний в Австралии  занимает, как и в России второй по значимости источник доходных поступлений  федеральных органов власти.

    Плательщиками налога являются компании – любые  корпорации или ассоциации (но не товарищества) независимо от того зарегистрированы они или нет. На практике, плательщиками  налога являются в основном компании с ограниченной ответственностью (австралийские  и иностранные).

    Субъектом налогообложения является конкретная компания, но не ее собственники. Однако в некоторых случаях, когда компания не в состоянии уплатить налог  после продажи своих акций, налоговая  инспекция может обязать уплатить этот налог приобретателей акций.

    Под объектом налога на прибыль юридических  лиц понимается налогооблагаемая прибыль, которая рассчитывается как разница  между валовой прибылью предприятия  за год и установленными скидками. Понятие валовой прибыли не определено законодательно, но при расчете налога под ним подразумеваются все доходы, полученные в результате торговой деятельности, плата за оказанные услуги, арендная плата, проценты, дивиденды и т.д.

    Ставка  налога составляет в настоящее время 36% как для частных, так и для  публичных компаний и применяется в отношении компаний резидентов и нерезидентов. Отделения иностранной компании уплачивают налог по той же ставке.

    Закон об определении облагаемого налогом  дохода предусматривает большой  перечень льгот по уплате налога на прибыль. Кроме вычетов, касающихся отдельных видов дивидендов, Закон устанавливает следующие виды налоговых вычетов:

    - затраты  необходимые для получения прибыли,  подлежащей налогообложению, вычитаются  из нее в тот год, в который  эти затраты сделаны;

    - амортизация  движимых активов (оборудование, мебель и т.д.);

    - расходы  на приобретение предприятия  и оборудования, которое используется  исключительно для проведения  исследований и развития;

    - расходы  на приобретение или продление  срока действия патента на  изобретение, на регистрацию промышленного образца, авторского права и т.д.

    Для налоговой системы Австралии  характерны все основные тенденции, свойственные налоговым системам экономически развитых стран. Если раньше (до середины 20 века) основным источником бюджетов всех уровней в Австралии были косвенные налоги (прежде всего таможенные пошлины), то в настоящее время налоговая система ориентируются на прямые налоги. 

    Глава 3: Основные направления  совершенствования налогообложения прибыли в Российской Федерации.

    В свое время министр МНС А.П. Починок в своем интервью сказал «по налогу на прибыль изменения не то что созрели, но уже перезрели, об этом сказано немало. Мы же должны думать и о том, что пора вводить международные стандарты бухгалтерского учета, а значит, менять само понятие прибыли. Ведь все прекрасно знают, что сегодня налог на прибыль это налог не на чистую прибыль, а на очень странный суррогат, состоящий из прибыли и части затрат, которые нельзя списать. И бизнесмен, работающий с Западом, вынужден вести два баланса. Один по российским правилам, другой по международным стандартам, причем получается, что если по международным стандартам имеется убыток, то по нашим все равно обязательно появится прибыль».

    Эти слова сказаны не безосновательно. Перемены действительно назрели. Все большая интеграция зарубежных компаний в нашу экономику, выход наших компаний на международный рынок ставят перед  российскими предприятиями двойную дилемму: с одной стороны соблюдать российское налоговое законодательство и правила бухгалтерского учета, и с другой сделать ту же самую отчетность понятной для зарубежных партнеров для укрепления взаимовыгодных отношений.

    То  что перемены необходимы подтверждает и возмущение зарубежных предприятий, которые работают с нашими компаниями, в части непонятности им нашей отчетности. Она не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а налогообложение прибыли, его расчет и принципы иногда остаются для них просто загадочными.

    В связи с этими причинами с  января 2001 г. был введен новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций приближенный к мировым стандартам бухгалтерского учета и отчетности, и с 1 января 2002 г. вступает в силу глава 25 Налогового кодекса РФ «налог на доходы организаций преследующий эти же и другие цели (в частности уменьшения ставки налога). В связи с этим утрачивает силу Закон «О налоге на прибыль» и Инструкция по его применению №62.

    Еще до вступления в действие указанная  глава Налогового кодекса  вызвала у практиков массу как положительных, так и отрицательных мнений. Рассмотрим преимущества и недостатки нововведений, в аспекте совершенствования налогообложения прибыли организаций.

    Приведем  точку зрения налоговых органов  в лице руководителя Департамента налогообложения прибыли К.И. Оганяна. Естественно как разработчик этого кодекса он рассматривают только преимущества нововведений, но и сними нельзя не согласиться.

    Изменения предполагают, в частности, уточнение  понятия объекта  налогообложения, "открытые" перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы, обязательное применение налогоплательщиками метода начисления при определении момента признания доходов и расходов. 

    Существенно либерализован механизм принятия к  вычету таких расходов, как расходы  на рекламу, на добровольное страхование и командировочные. Также предусматривается новый механизм амортизации имущества. Ставка налога на прибыль снизится с 35% до 24% (7,5 процента будет зачисляться в федеральный бюджет, 14,5 процента - в региональный бюджет, 2 процента - в местный бюджет) и будет общей. При налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, предусматривается снижение ставки с 15% до 7%.

    Объектом  налогообложения в соответствии с законопроектом является прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом под прибылью для российских организаций подразумевается полученный налогоплательщиком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с принятым Налоговым кодексом. Напомним, что в законе о налоге на прибыль предприятий и организаций объект налогообложения определяется как валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями статьи 2 упомянутого закона. А сама валовая прибыль, с точки зрения закона, представляет собой "сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям". Согласитесь, что это не одно и то же. Если сегодня одна хозяйственная операция приносит налогоплательщику внереализационный доход, а другая - внереализационный расход, то по логике закона налогоплательщик увеличивает налогооблагаемую прибыль на величину полученного дохода. Однако он не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на величину внереализационного расхода, полученного по другой операции.

    Камнем  преткновения служит последняя фраза - "уменьшенных на сумму расходов по этим операциям", что дает налоговым органам возможность трактовать ее таким образом, что если операция не приносит дохода, то и расход по ней не может быть принят в целях налогообложения. Новая формулировка такой проблемы не создает. Поэтому можно говорить о том, что объект налогообложения уточнен и явно не во вред налогоплательщику.

    Существующий  порядок, как известно, предусматривает  открытый перечень доходов, который  позволяет подводить под определение  налогооблагаемых практически все  доходы налогоплательщика. И очень  узкий, не отвечающий требованиям времени закрытый перечень расходов, перечисленных в Положении о составе затрат. В кодексе перечень             доходов по-прежнему открыт и разделен на два вида - "доходы от реализации" и "внереализационные доходы". Но одновременно становится  открытым и перечень расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты             налогоплательщика. Это, считает К. Оганян, позволит списать организации все расходы, если они связаны с производственной  деятельностью. И, по его словам, налоговые органы не ставят перед собой задачу каким-то образом ограничивать в этом налогоплательщика. 

    Либерализован и механизм принятия к вычету таких  расходов, как расходы на рекламу, на добровольное страхование, на подготовку и переподготовку кадров, а также командировочные. В числе нормируемых остались лишь представительские расходы и часть расходов на рекламу.            

    Остались  также определенные ограничения  по включению в затраты некоторых  расходов организации, в том числе ограничены расходы на уплату процентов по банковским кредитам.

    Глава 25 вводит новый механизм амортизации  имущества для целей налогообложения  прибыли. К набившему оскомину линейному  методу добавляется так называемый метод уменьшаемого остатка - нелинейный метод, который позволит значительно быстрее списать затраты по приобретению основных средств. Однако это не означает, что             налогоплательщик сможет свободно выбирать между тем или иным методом. За недвижимым имуществом будет по-прежнему жестко закреплен             линейный метод. А вот по отношению к оборудованию, которое            устаревает значительно быстрее, будет применяться нелинейный метод. 

    Нововведения  коснулись и ситуация с убытками. Переносить их можно довольно долго, целых десять лет после того "отчетного (налогового) периода, когда получен убыток". Правда, совокупная сумма переносимого убытка ни в каком налоговом периоде не  может превышать 30 процентов налоговой базы по налогу на прибыль. И  убыток,  не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом вышеприведенного положения. А если             налогоплательщик окажется неудачливым бизнесменом и получит убытки более чем в одном налоговом периоде, то переносить убытки на будущее он сможет в той очередности, в которой они получены.

Информация о работе Налог на прибыль