Налог на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, диссертация

Описание

При формировании налоговой политики правительству важно обеспечить сочетание интересовналогоплательщиков и государства, стимулируя организации к ведению активной предпринимательскойдеятельности в целях увеличения поступлений налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сференалогообложения прибыли организаций, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов его замедления. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Поэтому одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Однако в настоящее время регулирующая функция налога на прибыль организаций и

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

    Автором диссертационного исследования разработана  методика дифференцированного применения ставок налога на прибыль для организаций различных отраслей, которая основана на оценке основных показателей их деятельности, оказывающих влияние на формирование налоговой базы и поступления по налогу на прибыль организаций. Для оценки деятельности отраслей были выбраны следующие показатели:

    • индекс физического объема продукции (услуг). Рост индекса физического  объема продукции является показателем  позитивной динамики развития отрасли, поэтому индекс физического объема может быть использован для оценки потенциала роста налоговой базы по налогу на прибыль,

    • динамика сальдированного финансового результата. Рост динамики сальдированного финансового показателя в отрасли свидетельствует о наличии объективных предпосылок для увеличения налоговой базы по налогу на прибыль,

    • показатели рентабельности:

    рентабельность активов отражает отношение сальдированного финансового результата к общей величине активов организаций и является, наряду со следующими двумя показателями, одним из характеристик оценки финансового состояния организации. Именно показатели рентабельности отражают прибыльностьорганизации, а следовательно, потенциальную возможность к уплате налога на прибыль,

    - рентабельность продукции отражает  отношение сальдированного финансового  результата от реализации продукции (товаров, услуг) к себестоимости проданной продукции (товаров, услуг),

    - рентабельность капитала отражает отношение сальдированного финансового результата к общей величине собственного капитала организаций,

    • доля прибыльных организаций в общем числе организаций является одной из характеристик финансового благополучия отрасли и поэтому показательна для оценки потенциала формирования налоговой базы.

    Для оценки отраслей был применен специальный  метод статистики, называемый кластерным. В результате кластерного анализа по данным 2005г. сформировались две относительно устойчивые совокупности отраслей по уровню влияния на показатели налоговой базы и поступлений по налогу на прибыль.

    В состав первого кластера вошли наиболее прибыльныеи рентабельные отрасли экономики РФ: топливная, чернаяметаллургия, цветная металлургия, связь, торговля и общественное питание, банковский сектор.

    В состав второго кластера вошли наименее прибыльные и рентабельные отрасли экономики РФ: электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, строительных материалов, легкая, пищевая, сельское хозяйство,транспорт, строительство.

    На  основании результатов кластерного  анализа автором сделан вывод о возможности дополнительного обложенияналогом на прибыль по повышенным ставкам предприятий отраслей первого кластера (связь, торговля, банковский сектор). Однако изъятие сверхприбыли в топливнойпромышленности, черной и цветной металлургии дополнительно осуществляется через налог на добычу полезных ископаемых, поэтому установление повышенной ставки налога на прибыль для организаций этих отраслей нецелесообразно.

    Главы 25 НК РФ отменила все ранее установленные  льготы. На наш взгляд, такое изменение привело к ослаблению регулирующей функции налога на прибыль организаций, т.к. политика снижения ставки при всей ее значимости не может эффективно влиять на определенные сферы и направления экономической деятельности. Однако сторонники отмены льгот аргументируют свою правоту тем, что использование каких бы то ни было льгот приводит к снижению бюджетных поступлений, а также значительно затрудняет администрирование налога на прибыль. Дефицит бюджетных средств, на наш взгляд, можно восполнить за счет реформирования ставки налога на прибыль. Налоговое администрирование можно существенно улучшить путем грамотного и недопускающего произвольного изложения механизма использования льгот в законодательстве.

    Однако, на наш взгляд, восстановление инвестиционной льготы в нашей стране целесообразно, в первую очередь, из-за большой изношенности основных производственных фондов и необходимости предоставления возможностей для их обновления. Сделанные в работе выводы позволяют предположить, что в целях стимулирования инвестиций было бы выгоднее применение и инвестиционной льготы для части основных средств, и ускоренного метода амортизации.

    На  основе результатов проведенного исследования предлагается ввести инвестиционную льготу для основных средств со сроком полезного использования до 20 лет и только для организаций производственного сектораэкономики. Льгота на капитальные вложения может быть предоставлена в размере, не превышающем 35% налоговой базы. При этом необходимо установить дополнительное ограничение на использование данной льготы: ограничить период, в течение которого организация может реализовать основные производственные фонды, по которым была использована льгота, - 5 лет.

    В случае введения инвестиционной льготы необходимым источником покрытия бюджетных  потерь могут стать дополнительные поступления по налогу на прибыль, за счет увеличения ставки налога на прибыль для организаций связи, торговли и общественного питания, организацийбанковского сектора до уровня 30 %.

    Реализация  выводов и предложений по совершенствованию налога на прибыль организаций позволит усилить регулирующее воздействие налога на прибыль на экономику и эффективно перераспределитьналоговую нагрузку между организациями различных отраслей экономики.

Список  литературы: 

1. Налоговый  Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 31.07.1998г. №Н5-Ф3.

3. Гражданский  Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 26 января 1996г. № 14-ФЗ.

4. Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях. Федеральный закон  РФ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ.

5. Закон  РФ от 27.12.91 №2118-1 «Об основах налоговой системы РФ».

6. Закон  РФ от 27.12.91 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

7. Федеральный  закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.

8. Закон  РФ от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

9. Федеральный  закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

10. И.Закон  от 29.12.2004 N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

11. Закон  от 06.06.2005 N 58-ФЗ «О внесении изменений  в часть вторую Налогового  кодекса Российской Федерации  и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

12. Постановление  Правительства РФ от 1 января 2002 г.  № 1 «О классификации основных  средств, включаемых вамортизационные группы».

13. Постановление  Совет Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационныхотчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

14. Постановление  Правительства РФ от 31 декабря  1997 г. № 1672 «О мерах по совершенствованию  порядка и методов определения  амортизационных отчислений».

15. Постановление  Правительства РФ от 06.03.1998г. №  283 «Об утверждении программы реформированиябухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

16. Приказ Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. №170 «О положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ».

17. Приказ  Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №  34 «Об утверждении положения по  ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

18. Приказ  Минфина РФ от 20 июля 1998 г. №  ЗЗн «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскомуучету основных средств».

19. Приказ  Минфина РФ от 6 декабря 1998 г.  № 60н «Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету «Учетнаяполитика организации» ПБУ 1/98».

20. Приказ  Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №  32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».

21. Приказ  Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №  ЗЗн «Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».

22. Приказ  Минфина РФ от 30 марта 2001 г.  № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».

23. Приказ  Минфина РФ от 2 августа 2001 г.  № 60н «Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету «Учетзаймов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01».

24. Приказ МНС РФ от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 «Об утверждении инструкции по заполнению декларации поналогу на прибыль организаций».

25. Приказ  Минфина РФ от 9 ноября 2002 г. №  114н «Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету «Учет  расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02».

26. Приказ  МНС РФ от 26.02.2002 № БГ-3-02/98 «Об  утверждении методических рекомендаций  по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ».

27. Рекомендации  МНС РФ «Система налогового  учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами Главы 25 НК РФ». «Экономика и жизнь», № 52, 2001.

Информация о работе Налог на прибыль