Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ основных проблем налога на добавленную стоимость, выработка предложений по его совершенствованию.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
− исследовать экономическую природу налога на добавленную стоимость;
− провести анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
− разработать направления совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по налогам.docx

— 106.66 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, особенность данного налога в том, что если в одном месте  сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить  в одном временном отрезке  времени.

     Экономически НДС привязан к ценообразованию, стоимости товара (работы, услуги), включаясь в последнюю при реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, НДС обладает достаточно прозрачным механизмом взимания и очень удобен для реализации фискальной функции налогов.

     Как и любой налог, НДС выполняет  две основные функции: фискальную и  регулирующую.

     Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение НДС  – формирование финансовых ресурсов страны, аккумулируемых в бюджетной  системе и необходимых государству  для осуществления внутренних и  внешних функций (оборонных, экономических, социальных, политических, природоохранных  и других).

     Регулирующая  функция проявляется через механизм обложения НДС. В частности, через  систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так  как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной  стороне этого влияния, так как  увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны  НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической  точки зрения, этот налог, в отличие  от подоходного, в меньшей степени  влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким  образом, конечный потребитель, уплачивая  цену за товар, не замечает ее завышения  на сумму налога, тогда как вычет  из доходов подоходного налога более  ощутим.

     В рамках регулирующей функции можно  выделить стимулирующую и дестимулирующую подфункции налога, которые проявляются, прежде всего, в том, что НДС, по существу, стимулирует необлагаемые виды деятельности и дестимулирует облагаемые виды деятельности.

     Наиболее  выражено стимулирующая функция  реализуется через систему налоговых  льгот и преференций. Так, посредством  применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых  тем или иным налогоплательщикам, государство имеет возможность  осуществлять поддержку социально  значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и  другие), а также стимулировать  развитие экспорта отечественных товаров  за границу.

     Помимо  основных функций, НДС выполняет  также распределительную и контрольную  функции.

     Распределительная функция НДС заключается в  том, что путем налогообложения  и через государственный бюджет осуществляется перераспределение  ВВП. Посредством налогового механизма  через установление ставок и льгот  по НДС, а также порядка применения налоговых вычетов в бюджет может  изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную  систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

     Распределительную функцию еще иначе называют социальной, поскольку состоит она в перераспределении  общественных доходов между различными категориями граждан (от состоятельных  к неимущим), что обеспечивает, в  конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.

     Контрольная функция НДС заключается в  том, что посредством многократного  обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка, а  государство получает возможность  осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово–хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Кроме того, располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

       Методика расчета данного налога по российскому законодательству в подавляющем большинстве случаев строится по принципу первоначального исчисления налога со всей суммы реализации (п.1 ст.154 НК РФ), и только после этого налогоплательщик может сделать вычеты, жестко ограниченные различными условиями. Иногда принятие к вычету откладывается на какое-то время, иногда вычеты просто запрещены налоговым законодательством. Анализ положений гл.21 НК РФ позволяет сделать выводы об ограничении законодателем в ряде случаев права на вычеты.[4]

      НДС выступает эффективным фискальным инструментом, поскольку отличается регулярностью поступления и  универсальностью. Налог на добавленную стоимость имеет и определенное регулирующее значение. При стабильной экономике данный налог эффективен как мера по ускорению процесса продвижения товара при реализации товаров сумма НДС, уплаченная по приобретенным товарно-материальным ценностям, а также по выполненным работам и оказанным услугам, подлежит вычету из полученной при продаже суммы НДС. Этот налог практически не влияет на конкурентные позиции различных секторов экономики.

      НДС присуще и контрольное значение. Увеличение учетной работы, обусловленное  спецификой механизма исчисления налога, впоследствии обеспечивает автономный режим контроля, так как налогоплательщики  взаимно проверяют правильность расчета суммы НДС.

      Существуют  различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой – добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС:

     R*(V+M),    (1)

   где R – ставка НДС;

        V – величина заработной платы;

         M – величина получаемой прибыли;

                                                 R*V+R*M;    (2)

    R*(O-I),       (3)

    где O – выручка от реализации товаров, работ, услуг;

           I – произведенные затраты при производстве продукции;

                                                     R*O-R*I.       (4)

      Как видно из формул первые две относятся  к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно – ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.[9]

      С появлением НДС и акцизов в  налоговой системе РФ косвенные  налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов  в бюджет.  В то же время в  федеральном бюджете РФ налог  на добавленную стоимость стоит  на первом месте, превосходя по размеру  все налоговые доходы.

    Тенденции развития налога на добавленную стоимость  в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

      Проанализировав действующий механизм обложения НДС в РФ, стало очевидным, что налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. В целом налог имеет позитивное значение, и тенденции его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

     1.2 История возникновения и развития НДС в России

          Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость – НДС. Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX  веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. [6] Этот налог действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны.

     В конце 80-х - начале 90 годов он был  установлен в государствах Восточной  Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых  странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость  находит все более широкое  распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет.

      НДС относится к группе косвенных  налогов. Как уже было отмечено, для  них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано  с возрастанием потребности государства  в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

      Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения – розничной торговли – такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).[5]

      Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало  почву для появления его в России. В РФ НДС, был введен с 1января 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

Информация о работе Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения