Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ основных проблем налога на добавленную стоимость, выработка предложений по его совершенствованию.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
− исследовать экономическую природу налога на добавленную стоимость;
− провести анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
− разработать направления совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС.
Таким образом, особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени.
Экономически НДС привязан к ценообразованию, стоимости товара (работы, услуги), включаясь в последнюю при реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, НДС обладает достаточно прозрачным механизмом взимания и очень удобен для реализации фискальной функции налогов.
Как и любой налог, НДС выполняет две основные функции: фискальную и регулирующую.
Посредством
фискальной функции реализуется
главное общественное назначение НДС
– формирование финансовых ресурсов
страны, аккумулируемых в бюджетной
системе и необходимых
Регулирующая
функция проявляется через
В рамках регулирующей функции можно выделить стимулирующую и дестимулирующую подфункции налога, которые проявляются, прежде всего, в том, что НДС, по существу, стимулирует необлагаемые виды деятельности и дестимулирует облагаемые виды деятельности.
Наиболее
выражено стимулирующая функция
реализуется через систему
Помимо
основных функций, НДС выполняет
также распределительную и
Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установление ставок и льгот по НДС, а также порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.
Распределительную
функцию еще иначе называют социальной,
поскольку состоит она в
Контрольная функция НДС заключается в том, что посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово–хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Кроме того, располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.
Методика расчета данного налога по российскому законодательству в подавляющем большинстве случаев строится по принципу первоначального исчисления налога со всей суммы реализации (п.1 ст.154 НК РФ), и только после этого налогоплательщик может сделать вычеты, жестко ограниченные различными условиями. Иногда принятие к вычету откладывается на какое-то время, иногда вычеты просто запрещены налоговым законодательством. Анализ положений гл.21 НК РФ позволяет сделать выводы об ограничении законодателем в ряде случаев права на вычеты.[4]
НДС
выступает эффективным
НДС
присуще и контрольное
Существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой – добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС:
R*(V+M), (1)
где R – ставка НДС;
V – величина заработной платы;
M – величина получаемой прибыли;
R*(O-I), (3)
где O – выручка от реализации товаров, работ, услуг;
I – произведенные затраты при производстве продукции;
Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно – ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.[9]
С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.
Тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.
Проанализировав действующий механизм обложения НДС в РФ, стало очевидным, что налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. В целом налог имеет позитивное значение, и тенденции его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.
1.2 История возникновения и развития НДС в России
Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость – НДС. Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. [6] Этот налог действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны.
В
конце 80-х - начале 90 годов он был
установлен в государствах Восточной
Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии,
Словакии, Чехии), а также в некоторых
странах СНГ (Белоруссия, Казахстан).
И хотя налог на добавленную стоимость
находит все более широкое
распространение в мировой
НДС относится к группе косвенных налогов. Как уже было отмечено, для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.
Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения – розничной торговли – такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).[5]
Широкое
распространение НДС в
Информация о работе Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения