Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ основных проблем налога на добавленную стоимость, выработка предложений по его совершенствованию.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
− исследовать экономическую природу налога на добавленную стоимость;
− провести анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
− разработать направления совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по налогам.docx

— 106.66 Кб (Скачать документ)

      В связи с возросшей инфляцией  налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

      Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Затем (с 2003 г.) она была снижена до 20%, год спустя (с 1 января 2004 г.) она составляет 18%. Была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства и т.д., а также ставка в размере 0% для товаров вывезенных в таможенном режиме экспорта, при реализации товаров (работ и услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией выше указанных товаров и т.д. В этом виде налог и просуществовал до наших дней.[9]

       Начиная с 1 января 2004 года, НДС становится решающим налогом во всей системе налогообложения. Причем в РФ НДС имеет одно принципиальное отличие от западного аналога, а именно - он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые и в странах ЕС, и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, некоторые банковские операции и т.д.). В связи с этим реальные ставки НДС в РФ, т.е. ставки, соответствующие международным стандартам, выше официально объявленных.

     Можно отметить, введение НДС в Российской Федерации была необходимо. Это обосновано рядом факторов: пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях; создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики; присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.[2]. 

   1.3Нормативно-законодательная база механизма исчисления и уплаты

      НДС            

       

     В настоящее время НДС действует  в соответствии с гл. 21 второй части  НК РФ, с учетом последних изменений  и дополнений.

     Согласно  гл.21,ст.143 НК РФ налогоплательщиками  НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ. Этот перечень является исчерпывающим.

     Поскольку НДС может взиматься как обычный  налог и как таможенный платеж, выделяют два вида налогоплательщиков:

  1. налогоплательщики внутреннего НДС (взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ) — организации и индивидуальные предприниматели;
  2. налогоплательщики НДС на таможне — лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

     Освобождение  от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ)

     В ст. 145 НК РФ закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от его  исчисления и уплаты. Право на эту  льготу обусловлено размером выручки  от реализации товаров (работ, услуг) в  течение трех последовательных календарных  месяцев, предшествующих месяцу, в котором  налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки без учета НДС  не должна превышать 1 млн руб. Однако даже при соблюдении этого условия  льгота не распространяется на организации  и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Кроме того, законодатель запретил применять ее к обязанностям, возникающим  в связи с ввозом товаров на таможенную территорию России.

        Объектом налогообложения может быть любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате НДС.

     Не  признаются объектом налогообложения:

     1) операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК  РФ:

  • связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  • передача при реорганизации основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация, реализующая это имущество сторонним организациям или физическим лицам, исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке;
  • передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из них, а также распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  • передача физическим лицам жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  • изъятие имущества путем его конфискации и наследования, а также обращения в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК) РФ. Операции по реализации конфискованного имущества облагаются налогом в общеустановленном порядке;

     • иные операции в случаях, предусмотренных  НК РФ.

           Налоговое законодательство определило следующие операции, подлежащие налогообложению на территории РФ: реализация товаров (работ, услуг), в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) и имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного или новации.

     Налоговая база определяется согласно ст. 153 НК. Для  целей НДС налогоплательщик определяет ее всегда самостоятельно.

     Формирование  налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне  товаров (работ, услуг).

     При применении налогоплательщиками при  реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому их виду, облагаемому  по разным ставкам. При этом раздельное определение налоговых баз означает раздельный учет объектов налогообложения, но не приобретения товаров.

     При определении налоговой базы выручка  от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате и полученных им в денежной и (или) натуральной формах, в том числе  оплата ценными бумагами.

     При определении налоговой базы учитываются  все суммы, связанные с расчетами  по оплате товаров (работ, услуг). 

     В ст.164 НК РФ установлены ставки налогообложения, а также предусмотрен перечень операций, по которым они применяются. К  основным налоговым ставкам относятся: 0%, 10%, 18%. Основная ставка 18%.

     Ставка  налога на добавленную стоимость  в размере 0% устанавливается при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза, или работ (услуг), связанных с перевозкой товаров, пассажиров и багажа через таможенную территорию РФ и в иных случаях (при представлении в налоговый орган соответствующих документов на право реализации этих товаров).

     С 1 ян. 2010 года нулевая ставка применяется  при реализации космической техники, техники военнго назначения.

        Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% применяется при реализации продовольственных товаров и товаров для детей. Коды и виды продукции, в отношении которых действует пониженная ставка НДС, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором видов продукции, а также номенклатурной внешнеэкономической деятельности.

     С 1 января 2002 г. по ставке 10% облагаются книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера, учебная и научная книжная продукция, а также следующие медицинские товары отечественного и зарубежного производства: лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделия медицинского назначения.

     Ставки  налога на добавленную стоимость  в размере 18% применяется по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пп. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ.

     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются  налоговые ставки в размере 10% и 18%.

          Налоговым периодом для уплаты НДС  является квартал. Уплата НДС по итогам каждого налогового периода производится равными долями не позднее 20 числа каждого из трех месяцев следующим за истекшим налоговым периодом.

     С 1 января 2011 года вступает в силу ряд законодательных актов, изменяющих порядок администрирования налога на добавленную стоимость.

     Так, улучшен механизм, подтверждающий обоснованность использования  ставки НДС в 0% по работам и услугам, которые связаны с экспортом товаров. Федеральный закон №309-ФЗ, принятый 27 ноября 2010 года, содержит перечень документов, с помощью которых налогоплательщик обосновывает применение нулевой ставки. Так, при выполнении работ и предоставлении услуг организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов к таким документам относятся: контракт на выполнение работ, банковская выписка о фактическом поступлении выручки, полная таможенная декларация, документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы страны. Возможно предоставление копий.

     Также в Законе №309-ФЗ есть закрытый перечень работ и услуг, к которым может  применяться нулевая ставка. Подтверждающие документы установлены для услуг по международной перевозке товаров, по оказанию услуг и выполнении работ организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, услуг по транспортировке природного газа, услуг, предоставляемых организациями электроэнергетики, услуг по перевалке и хранению товаров в морских и речных портах, услуг по переработке товаров, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, внутреннего водного транспорта.

     Изменен порядок информирования налоговых  органов о применении нулевой  ставки НДС и налоговых вычетов  при осуществлении внешнеторговых операций по обмену товарами. Поменялся  порядок предоставления в налоговую  службу документов, которые подтверждают обоснованность применения ставки НДС  в 0% по таким операциям. Уточнен порядок  осуществления внешнеторгового  бартера, который не предусматривает  ввоза на территорию России товаров, которые получены в результате обмена. Такое положение установлено  Федеральным законом №285-ФЗ, принятым 3 ноября 2010 года.

     Подкорректирован  порядок восстановления НДС касательно ряда товаров. Так, закон №217-ФЗ от 27 июля 2010 года содержит норму о том, что не нужно восстанавливать  налог на добавленную стоимость, который принят к вычету отечественными авиаперевозчиками. Речь идет о воздушных  судах (в том числе их двигателях и запасных частях), которые используются в других странах мира для гуманитарных и миротворческих программ ООН.

     Нормативно-законодательная  база механизма  исчисления и уплаты НДС в РФ  прочно вошла в налоговую систему. Она, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С ее помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь на опыт, можно сказать, что это вряд ли было возможно, так как послужить их решению может только масштабный комплекс мер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Исследование действующей  практики исчисления  и  уплаты  НДС  в    ООО «Веда»

2.1Основные проблемы исчисления и взимания НДС в РФ

 

      НДС является одним из основных налогов, формирующих доходы бюджета. В ситуации завершения в основном налоговой  реформы на первый план выходят вопросы  совершенствования администрирования  НДС.

      В настоящее время в сферах законодательной  работы, администрирования и правоохранения наблюдаются следующие актуальные проблемы:

  1. существование множества экономических причин неполной собираемости НДС, а именно:
        • высокие ставки;
        • несправедливое налогообложение;
        • изъятие у налогоплательщиков источников для уплаты налога;
        • искажение экономической логики взимания налога;
  1. также существование некоторых «лазеек» в законодательстве, в силу которых может происходить неуплата налога или задержка в его уплате при наличии объекта налогообложения, на пресечение и профилактику умышленной и неосторожной неуплаты налога (например, уклонение от налогообложения или ошибки налогового учета);
  1. несовершенство налогового учета и отчетности налогоплательщиков,
  2. а также несовершенство учетной работы в рамках самого налогового ведомства. [22]

Информация о работе Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения