Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ основных проблем налога на добавленную стоимость, выработка предложений по его совершенствованию.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
− исследовать экономическую природу налога на добавленную стоимость;
− провести анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
− разработать направления совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по налогам.docx

— 106.66 Кб (Скачать документ)

     Проблема  взимания налога на добавленную стоимость, его оптимальные размеры, методы и сроки взимания вызывают серьёзную  заинтересованность большинства граждан  нашей страны. Её неоднократно обсуждали  и продолжают обсуждать в деловом  сообществе, на различных уровнях  государственной власти, включая  законодателей и Правительство  России.  

3.2 Влияние тенденций  совершенствования  налога на добавленную  стоимость в России  на деятельность  ООО «Веда»

     Рыночная  экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого  финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

     Формирование  механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставили  перед предприятием необходимость  эффективного использования имеющихся  в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая  политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения  с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической  деятельности.

     Чтобы обеспечить высокую экономическую  эффективность производства, нужна  государственная экономическая  политика, которая содействовала  бы формированию среды, благоприятной  для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие  на максимальное получение прибыли (доходов).

       На предприятии ООО«Веда» после определения суммы НДС, подлежащей взносу в  федеральный бюджет исходя из налогооблагаемой базы и средних ставок налога, она сопоставляется с фактическими поступлениями за конкретный отчетный квартал, и проводится анализ причин отклонений между ними.

     Основные  причины могут заключаться в образовании недоимки из-за неплатежеспособности предприятий, неполном охвате всего круга предприятий при исчислении налогооблагаемой базы, неправильном определении сумм налога и льгот, уклонении плательщиками от уплаты налога, переходящих платежах налога и др.

     Для более детального анализа налогооблагаемой базы по НДС необходимо рассмотреть динамику реализации товаров, работ, услуг по кварталам, годам, в разрезе групп плательщиков по каждому виду деятельности, на которые установлена дифференцированная ставка налога. Сопоставление темпов роста (снижения) оборота, в том числе облагаемого, дает возможность предметно подойти к анализу причин изменения налогооблагаемой базы и соответственно НДС, подлежащего уплате в федеральный бюджет.

     К числу основных причин, обусловивших изменение налогооблагаемой базы на анализируемом предприятии, можно отнести ценовой фактор, объемы производства и реализации продукции, различные соотношения в реализации продовольственных и непродовольственных товаров, внесенные в налоговое законодательство коррективы и т.д.

     Уменьшение налогового бремени приведет к созданию более благоприятных условий для функционирования ООО «Веда». Увеличится рентабельность, прибыль.

     Важные  поправки, внесенные в гл. 21 НК РФ Законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и  часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и некоторые  другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в связи  с урегулированием задолженности  по уплате налогов, сборов, пеней и  штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", касаются порядка составления счета-фактуры. Так, на основании новой редакции п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлена и выставлена не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. В этом же пункте определено, при каких условиях допускается составлять электронные счета-фактуры:

     - стороны сделки взаимно согласны  на то, чтобы счет-фактура была составлена и выставлена в электронной форме;

          - у продавца и покупателя есть совместимые технические средства и возможности для приема и обработки электронных счетов-фактур. Следует отметить, что переход на применение электронных счетов-фактур является добровольным. На ООО «Веда» электронные счет-фактуры используются, т.к. эта организация имеет возможности для их приема и обработки.

     В п. 6 ст. 169 НК РФ появились новые правила  о подписании счетов-фактур. Электронная счет-фактура заверяется электронной цифровой подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Кроме того, такую счет-фактуру может подписать иное лицо, уполномоченное на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

     Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном  виде утверждаются федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов. 
До утверждения Правительством РФ указанных документов составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом требований, установленных до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ.

     С этого года отменяются обязанности налогоплательщиков по перечислению налога на добавленную стоимость отдельными платежными поручениями при безденежных формах расчетов. Данное нововведение упрощает налоговое администрирование предприятия.

     Предоставляется права на вычет налога на добавленную стоимость по авансовым платежам. Это обеспечивает "нейтральность" налога по отношению к производителям, учитывая то, что в целом НДС является косвенным налогом. Высвобождается оборотные средства ООО «Веда»

     Очевидно, что влияние на предприятие ООО «Веда», которое оказывает изменение налоговых ставок на налоговую нагрузку  по налогу на добавленную стоимость будет зависеть от величины налогооблагаемой базы данного налога. Кроме того, изменение ставки  НДС может вызывать изменение налогооблагаемых баз других налогов.  

3.3 Возможности использования  зарубежного опыта  уплаты НДС в  отечественной практике    

      В настоящее время НДС взимается  более чем в сорока странах  мира: почти во всех европейских  странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.[15]

      В современных условиях общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение и стимулирование к развитию мелкого бизнеса.

      В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши.

      К достоинствам НДС западные эксперты традиционно относят, прежде всего, его нейтральность по отношению  к сложившейся в стране системе  производства и распределения товаров  и услуг. В частности, в отличие  от налога с оборота, НДС не зависит  от числа посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя  к конечному потребителю. НДС  нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих  в производстве и распределении  товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был  произведен продукт - в государственном  или частном секторе, на крупной  или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все  это, по мнению западных экспертов, является отличительной чертой "правильного, справедливого" налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов.

      Согласно  результатам исследований, создаваемая  НДС нагрузка оказывается прогрессивной, если исходить от потребления, и, наоборот, регрессивной, если исходить от доходов  налогоплательщика. Интересным оказался и результат, согласно которому любое  изменение ставок обложения товаров  первой необходимости (то есть переход  к нулевой, пониженной или базовой  ставке или наоборот) оказывало неожиданно слабое воздействие на структуру  потребления налогоплательщика. Исследователи  объясняют это сближением структур потребления товаров первой необходимости  слоями населения, имеющими различные уровни доходов. Но в таком случае получается, что применение ставок налогообложения, дифференцированных по различным категориям товаров, на самом деле слабо способствует выравниванию уровня жизни различных слоев населения.

      Таким образом, выделение определенных категорий  продовольствия в группу облагаемых не по базовой ставке не влечет за собой перераспределения налоговой нагрузки, однако одновременно усложняет администрирование налога и, следовательно, снижает его собираемость. Эту же аргументацию можно привести и по отношению к лекарственным препаратам.

      С другой стороны, дифференцированные ставки НДС значительно осложняют работу как налоговиков, так и предприятий, прежде всего в мелком бизнесе. В идеале предприятие, занимающееся продажами широкой номенклатуры товаров, облагаемых по различным ставкам, должно вести раздельный учет по различным группам товаров. Зачастую сделать это бывает затруднительно. Если же не делать этого, то для оценки налоговых обязательств приходится использовать методы расчета вмененных показателей хозяйственной деятельности, что на Западе не очень приветствуется. Вдобавок, при применении дифференцированных ставок НДС возникает еще одна несправедливость. Она связана с тем, что затраты на ведение налогового учета распределяются непропорционально доходам налогоплательщиков: мелкие предприятия с более низкими доходами несут в этом отношении относительно более тяжелую нагрузку.

      Системы дифференцированных ставок НДС неминуемо  создают еще одну проблему, а именно: проблему контроля правильности классификации  товаров по категориям ставок обложения. В Польше от поставщиков товаров  требуется указывать в счете-фактуре  код принадлежности товара к той  или иной категории по ставке НДС (базовая ставка, пониженная ставка, нулевая ставка). При расширении номенклатуры товаров их налоговый  учет и проверка правильности администрирования налога неизбежно превращаются в тяжкое бремя, как для налогоплательщика, так и для инспекторов налогового ведомства. В результате система дифференцированных ставок становится дополнительным источником конфликтов, неминуемо возникающих после налоговых проверок, когда тот или иной товар был отнесен к ошибочной, на взгляд налогового инспектора, категории по ставке НДС.

      Ярким примером того, как дифференциация ставок НДС ведет к усложнению жизни одновременно налогоплательщиков и налоговиков, является ситуация в  Чехии. В этой стране большинство  товаров облагается по базовой ставке, а большинство услуг - по пониженной. В результате, если товары и услуги реализуются одновременно (в случае проведения монтажных работ, например), величина объема реализации должна быть разбита на две составляющие. Вдобавок, согласно инструкции, в случае если товарная часть в объеме реализации преобладает, НДС со всего объема реализации должен начисляться по базовой  ставке. И наоборот. Примерно то же самое относится к Словакии. С позиций западного подхода к налоговому администрированию такие налоговые системы совершенно не соответствуют современным требованиям прозрачности и простоты "налоговой конструкции".

      Наиболее  дикая ситуация с точки зрения равномерности распределения налоговой  нагрузки ("прогрессивности налогообложения"), возникает в случае применения налогообложения  по нулевой ставке. Во-первых, нулевая  ставка НДС (если, естественно, речь идет не об экспорте, где применение нулевой  ставки обязательно) устраняет основное преимущество НДС - обложение всех посредников  по всей цепочке движения товара от момента производства до точки конечного  потребления. Во-вторых, обложение по нулевой ставке всегда является источником применения налогоплательщиками различных  схем ухода от налогообложения. В-третьих, налоговое ведомство включается в дорогостоящую работу по сбору и последующему возмещению налога, абсолютно ничего не дающую для бюджета.

      Считается необходимым упростить требования к налоговой отчетности. Дело в  том, что любая страна, в которой  внедрен НДС, рано или поздно сталкивалась с попытками фальсификации счетов-фактур. При этом применялись самые различные  методы: от примитивных искажений  цифр для увеличения суммы возмещения входного НДС до сложных схем оформления фиктивных продаж и экспортных операций для получения прав на возмещение.

Информация о работе Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения