Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ основных проблем налога на добавленную стоимость, выработка предложений по его совершенствованию.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
− исследовать экономическую природу налога на добавленную стоимость;
− провести анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
− разработать направления совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по налогам.docx

— 106.66 Кб (Скачать документ)

      Основная  часть бюджетных поступлений  НДС приходится на крупных налогоплательщиков. Поэтому целесообразно направить  усилия на уменьшение числа налогоплательщиков за счет установления критериев, позволяющих  исключить из числа налогоплательщиков НДС часть предприятий среднего и особенно малого бизнеса (в том  числе предпринимателей – физических лиц).[1]

      Так же одной из проблем исчисления и  взимания НДС является огромное число  плательщиков. Основная часть бюджетных  поступлений НДС приходится на крупных  налогоплательщиков. Поэтому налицо проблема учета и администрирования, а попытки, направленные же на уменьшение числа налогоплательщиков за счет установления критериев, позволяющих исключить  из числа налогоплательщиков НДС  часть предприятий среднего и  особенно малого бизнеса (в том числе  предпринимателей – физических лиц) вообще не предпринимаются.

      Кроме того, анализ судебной практики показывает, что злоупотребления в части  неправомерного принятия сумм НДС к  вычету в основном складываются в  сфере среднего и малого бизнеса, применяющего общий налоговый режим.

      Хотя  в нашей стране и ведется работа в направлении увеличения сферы  применения специальных налоговых  режимов, при использовании которых  налогоплательщики не являются плательщиками  НДС, в ближайшее время каких  либо кардинальных изменения не предвидится.

      При увеличении круга лиц, не являющихся плательщиками НДС, особую актуальность приобретает проблема увеличения эффективной  ставки НДС при включении неплательщика  НДС в производственную цепочку. В результате чего появляется мультипликативный эффект, так как механизм передачи предъявленного продавцами НДС через неплательщика НДС последующим участникам производственной цепочки, являющимся налогоплательщиками НДС, еще не разработан.[26]

      Однако, наиболее проблемной ситуацией, на мой  взгляд, является возврат НДС экспортерам  в России. Внешнеторговая деятельность является одной из главных составляющих деятельности государства по реализации интеграционных процессов в области экономического сотрудничества с зарубежными странами. Данная деятельность предполагает осуществление сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В настоящее время ведение внешнеторговой деятельности субъектами гражданских правоотношений стимулируется государством. Одним из таких стимуляторов является обложение экспортных операций налогом на добавленную стоимость по ставке 0 %. Экспортом признается таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Особенностью реализации товаров, работ, услуг в экспортном режиме является то, что налогоплательщик использует нулевую ставку налогообложения и имеет возможность принять к вычету «входящий» НДС, предъявленный поставщиками. Возмещение экспортного НДС актуально как для крупных компаний, так и для небольших фирм, осуществляющих регулярные экспортные операции или только выходящие на внешний рынок. Необходимость возмещения определена, прежде всего, выбытием на длительный срок из хозяйственного оборота налогоплательщика значительных денежных средств. Как правило, налоговые органы, прикрываясь борьбой с так называемым «лжеэкспортом» по «установочным» причинам, не признают правомерности применении ставки 0% и соответственно отказывают в налоговых вычетах и доначисляют налог к уплате по ставкам 10 и 18 процентов. Основными доводами в решениях об отказе в применении налоговой ставки 0% являются: не подтверждение факта экспорта, неподтверждение оплаты экспортного товара, неправильное оформление платежных документов, отказы в праве на вычет НДС, неподтверждение факта уплаты НДС поставщиками. [3]

           Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.

     Он  относится к тем налогам, которые  имеют в России наиболее разветвленную  сеть исключений из общих налоговых  правил, множество льгот, а также  огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно  связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика  возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.

     В условиях мирового финансового кризиса  налоговая проблема стала ещё  более актуальной. Одним из приоритетных планов руководства страны, неоднократно озвученных президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным, является снижение налоговой нагрузки и стимулирование развития российского  бизнеса. На этом фоне в фокусе внимания общественности оказалась тема налоговой реформы, в частности, снижения НДС. Этот вопрос является чрезвычайно актуальным и обсуждается сегодня представителями научного, политического и экспертного сообществ. В этом контексте в последнее время все чаще звучат заявления экспертов о целесообразности полной отмены НДС и замены его на другой налог.

       Процедура возмещения НДС при осуществлении экспортных операций обусловлена определенным временным фактором и предполагает проведение ряда действий как во вне судебном, так и в судебном порядке. Начиная от сбора пакета документов и подачей последнего вместе с отдельной экспортной декларацией, до обращения с заявлением о возмещении в арбитражный суд и контроля исполнения решения суда должником. Таким образом отсутствие грамотного юридического сопровождения реализации права на возмещение НДС не позволяет максимально сократить сроки возмещения и лишние затраты, связанные с судебными разбирательствами, что повлечет возникновение неблагоприятных финансовых последствий у организации–экспортера, а это в свою очередь, при масштабности данного явления, неблагоприятно сказывается на всей внешнеэкономической деятельности.[19]

     За  время существования в российской налоговой системе НДС претерпел  существенные изменения, однако при  всем многообразии научно-практических результатов исследований проблем  возмещения из бюджета налога на добавленную  стоимость, до настоящего времени не выработана научная теория противодействия  схемам ухода от налогообложения. Отсутствие научно-обоснованного механизма  борьбы с незаконным возмещением  налога из бюджета повлекло за собой  предложение о кардинальном реформировании косвенного налогообложения в Российской Федерации. 

2.2 Динамика  налоговых  выплат в федеральный  бюджет по НДС  в

ООО «Веда»       

                                                  

     Предприятие ООО «Веда» выплачивает суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с Федеральным законом «О налоге на  добавленную стоимость от 29.12.2000 № 166-ФЗ

     В течение рассматриваемого периода  структура товарооборота предприятия  существенно не менялась.

     Для оценки динамики налоговых поступлений в федеральный бюджет по налогу на добавленную стоимость ООО «Веда» приведем таблицы 1 и 2 
 

Показатели 2008 2009 2010
Оборот Сумма

НДС

Оборот Сумма

НДС

Оборот Сумма

НДС

Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) ценностям, отражаемая по дебету счета 19 НДС по приобретенным ценностям(соответствующих субсчетов)-всего  
 
 
 
10351,0
 
 
 
 
1573,0
 
 
 
 
14478,0
 
 
 
 
2056,0
 
 
 
 
19747,0
 
 
 
 
2228,0
Сумма НДС по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 НДС по приобретенным ценностям  в дебет счета 68 «Расчеты по налогам  и льготам» субсчета «Расчеты по НДС»

Сумма НДС за отчетный период:

1 уплата  в бюджет;

2 зачет или  возмещение из бюджета

 
 
 
 
9918,0
 
 
 
 
1508,0 
 
 
 
 
 
 

65,0

 
 
 
 
13711,0
 
 
 
 
1947,0 
 
 
 
 
 
 

109,0

 
 
 
 
18628,0
 
 
 
 
2091,0 
 
 
 
 
 
 

137,0

Таблица 1-Динамика показателей для расчета по налогу на добавленную стоимость ООО «Веда», 2008-2010гг., тыс. руб. 

Таблица 2-Динамика показателей общей суммы задолженности в бюджет  по НДС ООО «Веда»

Показатели 2008 2009 2010 Отклонение

(2008г.от 2010)

Темп роста (2008г. к 2010г.),%
Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) ценностям, отражаемая по дебету счета 19 НДС по приобретенным ценностям  по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 НДС по приобретенным ценностям в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом субсчета «Расчеты по НДС»  
 
 
 
 
 
 
1508,0
 
 
 
 
 
 
 
1947,0
 
 
 
 
 
 
 
2091,0
 
 
 
 
 
 
 
583,0
 
 
 
 
 
 
 
138,7
 

Продолжение таблицы 2

Сумма НДС за отчетный период: уплата в  бюджет 65,0 109,0 137,0 72,0 210,8

           

            На основе данных таблиц 1 и 2 можно сделать следующие выводы. На протяжении рассматриваемого периода сумма выплат по налогу на добавленную стоимость на анализируемом предприятии постоянно увеличивалась. Увеличение суммы НДС по приобретенным (оприходованным) ценностям, отражаемым по дебету счета 19, по оприходованным оплаченным ценностям в течение рассматриваемого периода составило 144% (от 1508,0 тыс.р. до 2291,0 тыс.р.). Абсолютное отклонение составило 583,0 тыс.р.

     Данная  тенденция обусловлена значительным увеличением суммы оборота,  облагаемым налогом на добавленную стоимость  (от 9918,0 тыс.р. до 18628 тыс.р.)

     С  точки зрения факторного анализа  в данном случае значительное влияние  на увеличение суммы оборота и, соответственно, рассчитанной суммы налога, оказал рост цен периода 2008-2010 гг. на разные товары, входящие в структуру товарооборота ООО «Веда».

     Анализируя  сумму фактических выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость  предприятия ООО «Веда», можно заметить нарастающую сумму задолженности в бюджет. Динамика данного показателя составила 210,8% или 72,0 тыс.р. (от 65тыс.р. в 2008 г. до 137тыс.р. в 2010г.). Данный факт свидетельствует о недостаточной платежной дисциплине на предприятии. 
 
 

2.3Оценка показателей исчисления  и  уплаты  НДС на предприятии 

         Рассмотрим  оценку показателей исчисления и уплаты НДС на примере предприятия ООО «Веда». Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется главой 21 второй части НК РФ.

    Порядок исчисления налога:

          1. Сумма налога исчисляется как  соответствующая налоговой ставке  процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете –  как сумма налога, полученная  в результате сложения сумм  налогов, исчисляемые отдельно  как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.

          2. Общая сумма налога при реализации  товаров (работ, услуг) представляет  собой сумму, полученную в результате  сложения сумм налога.

          3. Общая сумма налога при реализации  товаров (работ, услуг) исчисляется  по итогам каждого налогового  периода применительно ко всем  операциям по реализации товаров  (работ, услуг), дата реализации  которых относится к соответствующему  налоговому периоду, с учетом  всех изменений, увеличивающих  или уменьшающих налоговую базу  в соответствующем налоговом  периоде.

          4. Сумма налога по операциям  реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов,  исчисляется отдельно по каждой  такой операции.

Общая сумма НДС представляет собой  сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно как соответствующая налоговым  ставкам процентная доля соответствующих  налоговых баз. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.[1,стр 176.]

Информация о работе Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения