Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от предпринимательской деятельности и других доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена коренными изменениями, которые произошли за последние несколько лет в области налогообложения физических лиц в сфере предпринимательской деятельности, поэтому существует объективная потребность в глубоком анализе.

Цель работы: рассмотреть порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами от предпринимательской деятельности и других доходов.

Содержание

Введение 3

1. Доходы от предпринимательской деятельности 5
2. Три системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей 7
3. Налог на доходы 10

3.1. Объект налогообложения и плательщики налога 11

3.2. Исчисление налога 12
4. Налоговые вычеты 13
4.1. Профессиональные налоговые вычеты 13
4.2. Стандартные налоговые вычеты 15
4.3. Социальные налоговые вычеты 16
4.4. Имущественные налоговые вычеты 18
5. Уплата НДФЛ предпринимателями 20

5.1. Объект налогообложения 21

5.2. Налоговая база 22
5.3. Индивидуальные предприниматели - налоговые агенты 23

6. Индивидуальные предприниматели как плательщики НДС 24

7. Порядок исчисления и уплаты ЕСН предпринимателями

с доходов от своей предпринимательской деятельности 27

7.1. Расчет и уплата авансовых платежей по ЕСН 27

7.2. Окончательный расчет налога и его уплата 29

Заключение 31

Список литературы 33

Приложение 34

Работа состоит из  1 файл

Курсач по Налогам.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

    По  данной группе доходов налоговая  база для исчисления НДФЛ уменьшается  на сумму полагающихся налогоплательщикам стандартных, социальных, имущественных  и профессиональных налоговых вычетов, установленных ст.ст.218 - 221 НК РФ.

    Индивидуальные  предприниматели могут одновременно являться как получателями вышеуказанных  доходов, так и источником выплаты  таких доходов. Индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений  с которыми физические лица получили доходы, признаются в соответствии со ст.226 НК РФ налоговыми агентами.

    На  налоговых агентов возложены  обязанности по исчислению, удержанию  и перечислению в соответствующий  бюджет сумм налога на доходы, исчисленных  в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов физического лица - налогоплательщика при их фактической выплате. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

    Таким образом, исчисление налоговой базы по НДФЛ производится индивидуальными  предпринимателями как по суммам доходов, полученных ими от осуществления  предпринимательской деятельности, так и по суммам доходов, начисляемых  и выплачиваемых ими физическим лицам в случае, если индивидуальные предприниматели являются источником выплаты дохода для других физических лиц.

    При определении налоговой базы по суммам выплачиваемых физическим лицам  доходов индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми агентами, вправе предоставлять полагающиеся гражданам стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст.218 НК РФ.

    С 1 января 2003 г. стандартные налоговые  вычеты могут предоставляться как  физическим лицам, состоящим с индивидуальными  предпринимателями в трудовых отношениях, так и гражданам, не состоящим с ними в таких отношениях.

    Наряду  с этим ст.230 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, выплаченных физическим лицам в отчетном налоговом периоде, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о выплаченных физическим лицам доходах и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогах по форме, установленной МНС России, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

6. Индивидуальные предприниматели  как плательщики  НДС
 

    В соответствии с абз.3 ст.143 НК РФ с 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели включены в число плательщиков НДС.

    Любой предприниматель прежде всего является просто физическим лицом. Совмещение в  одном лице двух юридических статусов, каждому из которых присущ совершенно различный набор прав и обязанностей, не может не вызывать определенных трудностей.

    В перечень основных гражданских прав физических лиц Гражданский кодекс РФ включает и право на занятие  предпринимательской деятельностью. В ГК РФ включены специальные нормы, посвященные предпринимательству граждан. Ими, в частности, предусмотрено, что гражданин может заниматься хозяйственной деятельностью без образования юридического лица, то есть как индивидуальный предприниматель, с момента его государственной регистрации в этом качестве.

    Однако  на практике граждане не всегда соблюдают  правила о государственной регистрации, даже фактически занимаясь такой  деятельностью. С учетом этого обстоятельства в ст.23 ГК РФ предусмотрено, что такой  предприниматель не вправе ссылаться  в отношении совершенных им хозяйственных сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд, в свою очередь, может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

    Еще более жестко и определенно этот вопрос решается Налоговым кодексом. В нем содержится определение индивидуальных предпринимателей, используемое исключительно для целей применения налогового законодательства (п.2 ст.11 НК РФ). Согласно ему, индивидуальные предприниматели - это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, как зарегистрированные в установленном порядке, так и не прошедшие в нарушение установленного ГК РФ порядка такую регистрацию, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

    Согласно ст.2 ГК РФ "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

    В связи с этим любое физическое лицо, которое на свой риск осуществляет операции, направленные на систематическое  получение прибыли от реализации товаров (работ, услуг) или от использования  имущества, должно признаваться предпринимателем, а следовательно, и плательщиком НДС.

    Являясь, как и юридические лица, плательщиками  НДС, предприниматели имеют и  свои особенности в обложении  данным налогом, связанные с их вышеописанным  двойственным статусом. В отличие от юридических лиц уплачивать НДС они должны лишь тогда, когда совершают определенные операции в рамках занятия своей предпринимательской деятельностью. Соответственно, совершение предпринимателем любых операций в иных случаях (то есть в качестве простого физического лица) не приводит к возникновению у него обязанности по уплате налога с таких операций, даже если последние и являются объектом обложения НДС.

    В настоящее время правила взимания и уплаты НДС, установленные гл.21 НК РФ, как для предпринимателей, так и для юридических лиц практически одинаковы.

    В настоящее время не являются плательщиками  НДС лица, занимающиеся теми видами деятельности, которые в соответствии с законодательством переведены на уплату единого налога на вмененный  доход, а также все лица, применяющие упрощенную систему налогообложения.

    Законом N 222-ФЗ был установлен единый налоговый  режим для всех субъектов малого предпринимательства, применяющих  упрощенную систему налогообложения. Это подразумевает равенство  налогового бремени для всех налогоплательщиков, которые приняли решение работать по упрощенной системе, независимо от формы предпринимательской деятельности. Таким образом, индивидуальные предприниматели, которые применяли на основании Закона N 222-ФЗ упрощенную систему налогообложения, не должны были уплачивать НДС и налог с продаж.

    Каждый  предприниматель в соответствии с п.1 ст.144 НК РФ подлежит постановке на налоговый учет в налоговом  органе как потенциальный плательщик НДС в порядке, установленном  ст.ст.83 и 84 НК РФ. Таким образом, постановка на налоговый учет в качестве плательщика НДС происходит автоматически, без отдельной процедуры, при общей постановке предпринимателя на налоговый учет.

    Тем не менее с 2001 г. вплоть до апреля 2003 г. статус плательщика НДС подтверждался путем выдачи отдельного документа - Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика НДС (форма N 12-НДС-2, утвержденная Приказом МНС России от 31.10.2000 N БГ-3-12/375).  
 

7. Порядок исчисления и уплаты ЕСН предпринимателями с доходов от своей предпринимательской деятельности

7.1. Расчет и уплата  авансовых платежей  по ЕСН 

    Расчет  сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода (года) предпринимателем, производится не им самим, а исключительно налоговым органом. Основой для этого служит фактическая налоговая база по ЕСН данного налогоплательщика-предпринимателя за предыдущий год. Такое исключение, в частности, предполагается в случае, когда налогоплательщики только начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность. В этом случае они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию, в которой они указывают сумму предполагаемого дохода за текущий налоговый период (п.2 ст.244 НК РФ). При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

    Форма налоговой декларации о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для данной категории  индивидуальных предпринимателей утверждена Приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649 (Приложение 3). Этим же Приказом утверждена и Инструкция по заполнению данной формы.

    Исчислив  сумму авансового платежа для  предпринимателя, налоговый орган  обязан направить ему уведомление  об уплате данного налога. Предприниматель  уплачивает авансовые платежи только на основании такого налогового уведомления.

    Сроки для уплаты авансовых платежей указаны  в п.4 ст.244 НК РФ, и, соответственно, они  же приводятся налоговиками в рассылаемых  уведомлениях. Уплата авансовых платежей, таким образом, производится в три  этапа:

    - за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

    - за июль - сентябрь - не позднее  15 октября текущего года в размере  1/4 годовой суммы авансовых платежей;

    - за октябрь - декабрь - не позднее  15 января следующего года в  размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

    Форма налогового уведомления на уплату единого  социального налога для индивидуальных предпринимателей утверждена Приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-05/757 "Об утверждении формы налогового уведомления  на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу". Письмо МНС России от 23.01.2003 N СА-6-05/89@ "О порядке заполнения налоговыми органами налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу" детально разъясняет порядок его заполнения.

    В случае значительного (более чем  на 50%) увеличения дохода в налоговом  периоде по сравнению с предполагаемым, исходя из которого и рассчитывались авансовые платежи, предприниматель  обязан (а в случае значительного  уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период.

    На  основании этого в срок не позднее  пяти дней с момента подачи новой  декларации налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по не наступившим срокам их уплаты. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.  

7.2. Окончательный расчет  налога и его уплата 

    По  итогам календарного года предприниматель  самостоятельно производит расчет фактической  суммы ЕСН за данный год исходя из всех полученных им в данном налоговом  периоде доходов с учетом принимаемых  к вычету расходов и действующих  ставок налога.

    Общую сумму налога предприниматель исчисляет отдельно по каждому фонду и отражает в налоговой декларации.

    Форма такой налоговой декларации утверждена Приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649 (в ред. Приказа МНС России от 03.11.2003 N БГ-3-05/591).

    В соответствии с п.7 ст.244 НК РФ предприниматели обязаны представлять такую налоговую декларацию в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Так как в течение отчетного года предприниматель уплачивает авансовые  платежи по ЕСН, по итогам года подлежит уплате в бюджет только разница между суммами ранее произведенных авансовых платежей и фактической суммой налога, отраженной им в налоговой декларации за прошедший год. Эту сумму он должен уплатить не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (п.5 ст.244 НК РФ). Если указанная разница получается в пользу предпринимателя, то она может быть зачтена в счет предстоящих платежей по налогу или возвращена налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ. 
 

Заключение 

     Исследование  систем учета и налогообложение  доходов физических лиц в сфере  предпринимательской деятельности позволило сделать следующие  выводы. В настоящее время существует три системы налогообложения доходов (традиционная система налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель платит все необходимые налоги; упрощенная система налогообложения, предполагающая замену уплаты налога на доходы физических лиц в малом бизнесе уплатой годовой стоимости патента на занятие данной деятельностью; и ЕНВД, представляющий собой единый налоговый платеж в форме вмененного дохода).

Информация о работе Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от предпринимательской деятельности и других доходов