Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель работы - исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения импортно-экспортных операций в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………3
Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании ВЭД
Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД……………5
Параллели с зарубежными системами налогообложения ВЭД ……………………9
Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ
2.1. Налогообложение экспортных операций …………………..……………….......15
2.2. Налогообложение импортных операций ………….………..…………………...22
2.3. Налогообложение бартерных операций ……………..……..…………………...27
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ
3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД ..….…………………………………………………………………………………..30
3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..……………………………………………………………….....39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……..……………………………………………………...41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………….............……………………….....42
Паспорт бартерной сделки представляется таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление партии товаров, пересекающих таможенную границу в счет исполнения внешнеторгового договора мены (бартера), наряду с другими необходимыми для таможенного контроля документами (внешнеторговым договором, оригиналом ГТД, лицензией Банка России).
В целях автоматизации учета и контроля внешнеторговых бартерных операций паспорт бартерной сделки оформляются по единой установленной форме как в виде документа , так и в электронной форме в структуре dbf - файла. Уполномоченный МВЭС России в регионе подписывает и удостоверяет печатью оба экземпляра паспорта. Один экземпляр оформленного паспорта выдается представителю российского лица под его роспись в журнале, второй экземпляр остается в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе. Образец паспорта бартерной сделки представлен в приложении 5.
Российское лицо, подписавшее паспорт бартерной сделки, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несет ответственность за:
- соответствие сведений, указанных в паспорте, условиям Договора, на основании которого был составлен данный паспорт;
- ввоз в Российскую Федерацию товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, с даты выпуска экспортированных товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг, перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо в сроки, установленные разрешением МВЭС России в соответствии с требованиями пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок";
- соблюдение иных требований и условий, установленных для совершения внешнеторговых бартерных сделок.
После завершения оформления паспорта бартерной сделки ему присваивается номер, формируемый в соответствии с Инструкцией.
При выдаче паспорта бартерной сделки российское лицо представляет Уполномоченному МВЭС России в регионе документ, подтверждающий оплату за его оформление.
Таможенное оформление внешнеторговой бартерной сделки прекращается:
- при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в представленных документах, сведениям, указанным в паспорте бартерной сделки;
- в некоторых
других случаях - например при
оформлении внешнеторгового
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы с помощью паспорта бартерной сделки отслеживают ввоз товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам.
Российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в течение 90 дней, исчисляемых с даты выпуска таможенными органами вывозимых товаров либо с момента выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию соответствующей, эквивалентной по стоимости продукции по бартеру с подтверждением поставки необходимыми документами. Превышение 90-дневного срока, а также исполнение иностранным контрагентом встречного обязательства без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности допускается только при наличии разрешения МВЭС России (согласно Указу Президента РФ от 30 апреля 1998 г. N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" МВЭС России было упразднено, а соответствующие его функции были переданы вновь созданному Министерству промышленности и торговли Российской Федерации).
Для отражения в бухгалтерском учете операций по внешнеэкономической товарообменной (бартерной) сделке необходимо определить:
1) выручку от этой сделки;
2) себестоимость
товаров, полученных по
Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Согласно п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок и при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами скидки, вызванные рядом условий, предусмотренных п.3 данной статьи, в частности маркетинговой политикой.
При
осуществлении внешнеторговой бартерной
сделки российская организация выступает
одновременно и как экспортер, и как импортер
товаров. Как следует из п.1 ст.5 Закона
РФ "О налоге на добавленную стоимость",
экспортируемые товары не облагаются
НДС. Суммы этого налога, уплачиваемые
предприятием-экспортером поставщикам
при производстве и реализации экспортных
товаров, подлежат возмещению из бюджета.
Для обоснования льготы по НДС организация
должна предоставить в налоговые органы
документы, подтверждающие вывоз товаров
за границу СНГ и поступление экспортной
выручки. Перечень документов приведен
в п.22 Инструкции Госналогслужбы России
N 39 от 11 октября 1995 г.
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ
3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД
Либерализация
внешнеэкономической
Внешне утечка валюты напоминает экспорт капитала. Экспорт российского капитала - осуществляемый в разрешенных законодательством формах и под контролем государства вывоз интеллектуального, финансового и производственного капитала, право собственности, на который возникло на территории Российской Федерации, с целью его инвестирования в экономику зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе. Он имеет следующие признаки:
- легитимность: подконтрольность государству и осуществление в санкционированных (предусмотренных законодательством либо, как минимум, им не запрещенных) формах;
- трансграничность хозяйственных операций, квалифицируемых как экспорт капитала: валюта или имущество пересекает таможенную границу РФ и таможенную границу государства-реципиента;
- предметность:
из страны вывозится и
- бессрочность
хозяйственно-правовых связей, опосредующих
капитальные операции
Основная
характеристика утечки
Конкретный пример. Российская фирма и ее иностранный партнер заключают соглашение о совместной хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории России (договор простого товарищества). Условие договора, касающееся вкладов в совместную деятельность и долей участия каждой из сторон в полученных прибылях, сформулировано таким образом, что российский участник имеет символический процент, основная же часть прибыли причитается иностранному партнеру. Принципы автономии воли участников гражданско-правовых отношений и свободы договора позволяют это делать. Между тем наряду с официальным договором о совместной деятельности между иностранным участником и его российским коллегой существует негласное соглашение, по которому извлеченная на территории России прибыль, якобы принадлежащая иностранной фирме, делится между сторонами в соответствии с реально внесенными, а не указанными на бумаге вкладами в совместный бизнес, но это происходит не в России, а в стране нахождения иностранного участника. Фактическая, а не символическая доля российской стороны зачисляется на ее зарубежный счет.
Один из самых известных методов ухода от уплаты налогов - использование оффшорных компаний. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам. Оффшорная компания - это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний являются нерезидентами этих стран.
Оффшорные зоны можно условно разделить на три типа:
1) зоны, в которых
зарегистрированные компании
2) зоны, в которых
зарегистрированные компании
3) зоны, в которых
зарегистрированные компании
Принципы международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.
Конкретный пример. Российская фирма поставила на экспорт иностранной компании товар стоимостью 1100000 долл. США. Прибыль российской фирмы составляет 100000 долл. США. С этой суммы российская фирма должна уплатить налог на прибыль в сумме 24000 долл. США. Однако в целях экономии финансовых средств данная сделка была проведена с участием оффшорной компании, принадлежащей российской фирме. Поставка товара в этом случае произошла через оффшорную компанию, которой российская фирма поставила тот же товар в том же количестве, но по цене 1020000 долл. США.
Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю - иностранной компании по цене 1100000 долл. США. Основная часть прибыли - 80000 долл. США остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами. Прибыль же российской фирмы составляет 20000 долл. США, налог на прибыль - 4800 долл. США).