Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель работы - исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения импортно-экспортных операций в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………3
Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании ВЭД
Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД……………5
Параллели с зарубежными системами налогообложения ВЭД ……………………9
Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ
2.1. Налогообложение экспортных операций …………………..……………….......15
2.2. Налогообложение импортных операций ………….………..…………………...22
2.3. Налогообложение бартерных операций ……………..……..…………………...27
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ
3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД ..….…………………………………………………………………………………..30
3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..……………………………………………………………….....39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……..……………………………………………………...41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………….............……………………….....42
Конкретный пример - занижение стоимости товара. Российская оптово-торговая фирма ввозит в Россию продукцию из европейской страны на сумму 1000000 долл. США. Если поставка идет напрямую, без участия оффшора, то размер таможенной пошлины составит 20%, или 200000 долл. США. Однако поставка осуществляется через свою собственную зарубежную оффшорную компанию, которая исходя из поставленной задачи занижения таможенной пошлины выставляет счет-фактуру (инвойс) на меньшую сумму - 200000 долл. США. Размер таможенной пошлины в этом случае составит 40000 долл. США. Затем продукция продается на внутреннем рынке за 1500000 долл. США.
В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости определенного товара (например, автомобили), применяется способ искусственного завышения стоимости товара для того, чтобы основная дельта прибыли оказалась на счете оффшорной компании.
Такого рода схемы используются в различных отраслях. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.
Например, в промышленности оффшорная компания может работать по давальческой схеме, выступая в качестве заказчика. Российская фирма-исполнитель в этом случае действует практически безвозмездно, производя продукцию для заказчика, который и получает основную прибыль от ее реализации. Российская фирма может действовать в России в качестве агента оффшорной компании по договорам комиссии и агентирования. В этом случае в ее деятельности практически ничего не меняется, за исключением того, что документально она получает символическое вознаграждение, а основная часть прибыли остается на счетах оффшорной компании. Необходимым условием является регистрация оффшорной компании в стране, имеющей с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения.
Лизинговая деятельность является одним из видов инвестиционной деятельности. Оффшорная компания может передать в лизинг необходимое оборудование, закупленное за рубежом. Лизинговые платежи можно осуществлять в течение длительного времени без специальной лицензии ЦБ РФ, так как они не рассматриваются как операции, связанные с движением капитала.
Страховая деятельность. Российская компания заключает страховой договор с российской страховой фирмой, которая, в свою очередь, перестраховывает риски в оффшорной страховой компании, заранее зарегистрированной первой российской компанией в одной из оффшорных юрисдикций. В результате средства, поступающие в виде страховых премий, через российского посредника зачисляются на счет оффшорной фирмы. Необходимо отметить, что для проведения перестраховочных операций оффшорная страховая фирма должна отвечать некоторым международно признанным требованиям. В частности, в юрисдикции, где она зарегистрирована, должен существовать страховой надзор, а сама фирма должна иметь лицензию.
Судовладельческая деятельность. Ряд оффшорных стран предоставляют судам, ходящим под их флагом, очень льготные налоговые условия. Вместо полноценных налогов с судовладельцев взимают небольшую плату за тоннаж или просто пошлину за продление регистрации. Исключаются налоги на доход от транспортной и фрахтовой деятельности. Таким образом, минимизируются или вообще устраняются налоги на обслуживание судов, налог на собственность, а налог на прибыль, полученную от данного вида бизнеса, может быть минимизирован до ставки 2,5%.
Инвестиционная деятельность. Если оффшорная фирма учредит в России предприятие сама или совместно с российским предприятием и внесет в уставный капитал необходимые основные средства, то при их ввозе в Россию она будет избавлена как от уплаты НДС, так и от уплаты таможенных пошлин.
Еще одной проблемой, связанной с налогообложением ВЭД, является использование схем для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета. Основной причиной, обуславливающей рост объемов возмещения сумм НДС по экспортным операциям, а также увеличения количества предприятий, использующих схемы для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета, является наличие большого количества неясностей в действующем законодательстве.
В
настоящее время сложилась
При проведении налоговым органом контрольных мероприятий, направленных на подтверждение обоснованности применения налогоплательщиком при реализации товара ставки 0%, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, выявляется достаточно большое количество фактов, позволяющих говорить о недобросовестности экспортера. Установление таких фактов не представляет сложности, и налоговый орган выявленные факты берет за основу при вынесении решения об отказе в возмещении из федерального бюджета сумм НДС по экспортным операциям. Однако в случае обращения налогоплательщика в суд с исковым заявлением о признании недействительным вынесенного налоговым органом решения возникают определенные проблемы. Они заключаются в сборе доказательств факта применения налогоплательщиком схемы, направленной на незаконное возмещение налога на добавленную стоимость.
Кодексом
дан исчерпывающий перечень документов,
необходимых для подтверждения обоснованности
применения налоговой ставки 0%. Так, статья
165 НК РФ устанавливает, что при подаче
в налоговый орган налоговой декларации
по оборотам, облагаемым по ставке 0%, налогоплательщик
обязан представить следующие документы:
1) контракт (копию контракта) налогоплательщика
с иностранным лицом-покупателем на поставку
товара за пределы таможенной территории
Российской Федерации;
2) выписку банка, подтверждающую фактическое
поступление денежных средств от иностранного
лица-покупателя на счет налогоплательщика
в российском банке;
3) грузовую таможенную декларацию с отметками
таможенного органа;
4) копии транспортных, товаросопроводительных
документов с отметками пограничных таможенных
органов, подтверждающие вывоз товара
за пределы РФ.
В
случае, если экспорт товаров
осуществляется через
После предоставления декларации и необходимого пакета документов в соответствии с требованиями статьи 176 НК РФ налоговым органом проводится проверка обоснованности применения ставки 0%.
В настоящее время при рассмотрении арбитражным судом дел о возмещении НДС по экспортным операциям сложилась практика, когда суд формально подходит к данному вопросу, зачастую исходя из того, что порядок возмещения экспортного НДС, установленный Кодексом, носит уведомительный характер. Суд, таким образом, установив соответствие пакета документов, представленных экспортером в налоговый орган, требованиям статьи 165 НК РФ, занимает сторону налогоплательщика, при этом не принимая во внимание никаких доводов налогового органа.
Кодексом предъявляются строгие требования к процедуре возмещения экспортного НДС. На проверку документов, предоставленных экспортером, отводится три месяца. В течение этого времени налоговый орган обязан вынести решение о возмещении (либо отказе в возмещении) налога и в течение 10 дней уведомить налогоплательщика о принятом решении. Если в этот срок такое решение не принято или о нем не сообщено в установленный срок налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении налога. Причем закон не дает права увеличения этого срока ни при каких обстоятельствах.
Необходимо заметить, что сложность проверки документов, предоставленных экспортером, заключается в том, что зачастую поставщики, комиссионер (если товар отправляется на экспорт по договору комиссии), банки, в которых обслуживаются участники сделки, находятся в разных регионах РФ. Поэтому для того, чтобы проследить движение товара (установить фактическое его наличие) и движение денежных средств, в некоторых случаях требуется намного больше времени, чем отведено законом.
Конкретный пример. При проведении контрольных мероприятий в отношении предприятия-экспортера налоговым органом было установлено, что в цепи поставщиков экспортируемого товара отсутствует первоначальный поставщик, т. е. предприятие, у которого изначально был приобретен товар. По указанному в учредительных документах адресу оно не находится, место его фактического расположения также не известно, а в налоговый орган по почте представляется нулевая отчетность. Кроме того, было выявлено отсутствие производителя товара. Однако суд указал, что это может являться только косвенным доказательством недобросовестности экспортера, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица проверять состоятельность своих контрагентов, и они не несут ответственности за действия третьих лиц, а дополнительным доказательством наличия экспортируемого товара служит отсутствие со стороны иностранного лица-покупателя каких-либо претензий.
Кроме
того, у налогового органа
При
этом ни у одного из
Принимая
во внимание последнее
Практика показывает, что при проведении контрольных мероприятий обычно не удается установить каких-либо нарушений в составлении контрактов, оформлении грузовой таможенной декларации или в транспортных, товаросопроводительных документах, поскольку товар действительно пересекает таможенную границу. Однако в настоящее время львиная доля экспортируемого товара имеет сильно завышенную цену. Таким образом, встает вопрос о фактической оплате товара иностранцем-покупателем.
Как указано выше, в соответвии со статьей 165 НК РФ для подтверждения поступления экспортной выручки налогоплательщик предоставляет в налоговый орган выписку банка, которая подтверждает зачисление экспортной выручки от иностранного лица-покупателя. Таким образом, наиболее эффективным направлением контрольных мероприятий налогового органа является установление источника возникновения экспортной выручки.
Приведенный пример - это только единичный случай, связанный с возмещением экспортного НДС. Однако, как показывает практика, используемые недобросовестными экспортерами схемы в своем большинстве имеют общие черты, и все они строятся на пробелах действующего законодательства.
Таким
образом, совместные действия налоговых,
таможенных, правоохранительных органов,
направленные на выявление и пресечение
незаконного возмещения налога на добавленную
стоимость по экспортным операциям, недостаточны.
Для наиболее эффективной борьбы с преступлениями
в этой сфере в настоящее время назрела
серьезная необходимость совершенствования
правового регулирования.
3.2.
Перспективы развития
налогового законодательства
в сфере ВЭД
Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период целесообразно направить на обеспечение :
- наилучших условий
доступа российских товаров,
- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
- доступа к
международным ресурсам, имеющим
стратегическое значение для
экономического развития (таким,
как капиталы и технологии, товары
и услуги, производство которых
в Российской Федерации
- благоприятного платежного баланса страны;
- повышения эффективности
государственной поддержки
- соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства.
Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.