Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что вопросы налогообложения приобрели приоритетное значение, как в России, так и за рубежом.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Налоговая политика 4

1.1. Понятие налоговой политики 4

1.2. Методы осуществления налоговой политики 7

1.3. Налоговая политика ведущих западных государств в

системе экономического регулирования 18

Глава 2 . Налоговая политика России на современном этапе 31

2.1. Общая характеристика налоговой политики России 31

2.2. Анализ налоговой политики Российской Федерации в

2007-2008 годах 34

2.3. Оценка результатов налоговой политики РФ в условиях

кризиса 2009 года 53

2.4. Меры налоговой политики направленные на

стимулирование инвестиционной активности российской экономики 55

2.5. Налоговая политика РФ на ближайшую перспективу 57

Заключение 61

Список использованной литературы 63

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика (2).doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

БДmax —  максимально возможная величина доходов бюджета;

Нст*   — предельная ставка, при которой  доходы бюджета достигают максимального  значения. 

   На  рисунке отчетливо видно, что  рост налоговых ставок только до определенного предела ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

   Научные теории налогов сыграли свою положительную роль в развитии и подъеме экономики многих стран. Достаточно сказать, что, проводя налоговую политику, построенную на отдельных аспектах неоклассической теории, правительство США сумело преодолеть кризисные явления в экономике в 80-е гг. XX в.

   Вместе  с тем нельзя слепо принимать  налоговую теорию без привязки к сложившейся социально-экономической ситуации в конкретном государстве. Поэтому налоговую реформу необходимо проводить, согласуясь с целями и задачами экономического развития на современном этапе, увязывая отдельные аспекты налоговой теории с практикой проведения экономической и финансовой политики. В противном случае неизбежны негативные последствия воздействия налоговой системы на развитие экономики. 

 

1.3. Налоговая политика ведущих западных государств в системе экономического регулирования 

   Переходя  к рассмотрению налоговой политики западных стран, хотелось бы отметить, что целостная картина эволюции систем налогообложения ведущих индустриальных стран даст возможность сопоставить российский и западный варианты их реформирования.

   После Второй мировой войны в тяжелом  экономическом положении оказались  почти все развитые капиталистические  государства, причем экономическая ситуация в странах-победительницах, за исключением США, незначительно отличалась от хозяйственного положения государств, проигравших войну. Западная послевоенная экономика обладала деформированной милитаризированной структурой. Были практически уничтожены нормальные экономические связи между промышленностью, торговлей и финансами. Производство требовало обновления и значительных капитальных вложений. Существовал острый дефицит самых необходимых продуктов. Непрекращающаяся инфляция, не устойчивость валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики, как в развитии сельскохозяйственного производства, так и в обмене своей продукции на деньги. Разрушение единой системы внутренней и внешней торговли, утрата, прежде всего европейскими государствами, крупнейших источников иностранной валюты в виде платежей за услуги - туризм, банковские и другие операции поставили западные страны перед необходимостью скорейшего укрепления финансовой системы и оздоровления национальных финансов в целом.

   После проведения сравнительно скоротечных, но, тем не менее, эффективных денежных реформ и мероприятий по регулированию цен и заработной платы, западные государства приступили к последовательному осуществлению реформирования своих налоговых систем. Реформирования, направленного на увеличение налоговых поступлений в бюджет, необходимых для скорейшего переоснащения производства повышения роли налогов в перераспределении национального дохода.

   Через налоговую систему ведущие западные страны начинают осуществлять активное перераспределение национального дохода посредством государственного финансирования приоритетных отраслей промышленности и научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, расширения капиталов и т.д. В конце семидесятых годов бюджетные расходы на финансирование экономики увеличились: в США- в 2,7 раза, в Англии - в 2 раза, во Франции - в 3 раза, в ФРГ  в 8,5 раз, в Японии – в 11 раз, в Италии - в 4,3 раза.

   Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства. Именно из бюджетных налоговых доходов после Второй мировой войны осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и мелиорационных сооружений, разработка природных ресурсов, создание новых видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической промышленности во Франции), поддержка традиционных, с большим числом занятых, но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии), субсидирование сельского хозяйства, научных проектов, учебных учреждений, экспорта отечественной продукции, участие государства в капитале частных корпораций, подготовка и переподготовка рабочей силы.

   Следует выделить несколько направлений экономического развития тех лет:

   — развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-технической деятельности;

   — создание условий наибольшего благоприятствования частному предпринимательству в целом и крупным корпорациям в частности;

   — преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;

   — регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

   — поддержка национального сельскохозяйственного производителя;

   — создание в обществе благоприятного социального климата и т.д.

   Одна  из главных задач государственной  политики ведущих западных стран  послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их взыскания.

   В ФРГ был создан специальный Институт финансов и налогов - своеобразный мозговой центр финансовой деятельности государства. В исследованиях института прослеживаются две основные идеи. Первая - улучшение жизненных условий населения необходимо, и оно требует оживления конъюнктуры рынка. Для оживления конъюнктуры необходимо увеличить капиталовложения, а для этого надо снижать налоги на предпринимательскую деятельность. Вторая - необходим выход национальной продукции на мировой, рынок, обеспечение роста ее конкурентоспособности, выведение на современный научно-технический уровень. Соответственно возникает необходимость обновления основного капитала, крупных и систематических капиталовложений. С целью приобретения возможностей осуществлять эти капиталовложения следует, в частности, снизить налоги с корпораций.

   Таким образом, оба тезиса отвечали насущным требованиям западногерманской, а  также всей западноевропейской экономики  конца сороковых - первой половины пятидесятых  годов. Поиски капиталов для развития монополий - одна из главных задач того периода. Снижение налогов с предпринимателей рассматривалось как быстродействующее средство мобилизации капиталов.

   С конца 50-х годов ситуация начинает меняться. Экономика ФРГ, наряду с  другими западноевропейскими государствами, приобретает характерные ранее только США болезненные симптомы перенакопления капитала. И западноевропейские налоговые теоретики вслед за американскими начинают разрабатывать подходы к налоговой политике как инструменту воздействия на экономический цикл. Они приходят к единому мнению: налоги, являясь финансовой базой государственных мероприятий, позволяют государству активно воздействовать на общественное производство, с тем, чтобы оживить конъюнктуру, не допустить наступления экономического кризиса, а если он все-таки наступил, то ослабить его действие и стимулировать скорейший выход из кризисной ситуации.

   В налоговых теориях, разрабатываемых  в США и Западной Европе в 60-70-е  годы, неизменно прослеживается мысль  о необходимости стимулирования частного предпринимательства и деятельности корпораций в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности на всех стадиях экономического цикла.

   Несомненно, что в целом 50-70-е годы стали  и в налоговой теории, и в  налоговой и кредитной практике ведущих западных стран периодом формирования системы льгот (ставшей впоследствии традиционной), направленных на стимулирование инвестиций в производство и научно-технические исследования.

   Широкое распространение получили следующие  виды налоговых льгот, предоставляемых корпорациям:

   - установление для них менее  прогрессивных, чем для физических  лиц, налоговых ставок;

   - разрешение ускоренной амортизации  основного капитала, а также предоставление

   инвесторам  льгот при налогообложении амортизационных  отчислений и вновь инвестируемого капитала;

   - налоговые льготы для предприятий  добывающей промышленности (льготы, предоставляемые в связи с  "истощением недр" и т.п.);

   - специальные налоговые льготы, предоставляемые  для стимулирования определенных отраслей экономики (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);

   - налоговые льготы для производителей  экспортных товаров и экспортеров  капитала;

   - льготный налоговый режим при  обложении доходов от ценных  бумаг и сделок с капиталом  и т.д.

   На  протяжении всего послевоенного периода существует последовательная тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой точки зрения воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне благоприятным для частных компании. В США, например, в форме налоговых вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960 - 38,9, в 1970 - 32,1 а в 1980 году - лишь 22,5%.

   Следует подчеркнуть, что снижение фактических  ставок обложения прибылей корпораций не сопровождалось немедленным ускорением темпов роста производства или резким расширением капиталовложений. Интенсивность инвестиционного процесса определялась целым комплексом факторов - перспективами расширения рынка сбыта, структурными изменениями, уровнем цен на мировом рынке и т.д. Однако, несомненно, снижение налоговых ставок побуждало корпорации к инвестициям с целью расширения и научно-технического обновления производства.

   Несмотря  на усиление всех видов налогообложения  в США в послевоенный период удельный вес подоходного налога с корпораций сократился в федеральном бюджете с 50% в 1940 г до 14,5% в 1975 г., а во всех поступлениях в штатах и местных органах власти - с 21 до 9,8%. Причем, динамика федеральных налоговых поступлений от прибыли корпораций имела четко выраженную тенденцию к снижению.

   Но  и среди плательщиков данного  налога были корпорации, пользующиеся особыми привилегиями. В 50-70-е годы предприятия (концерны) некоторых приоритетных отраслей частично или почти полностью освобождались от налогов на прибыль, (например, нефтяные корпорации, вследствие введенной еще в 1926 г. скидки на истощение недр). Позднее эта скидка распространилась на угольную, железорудную промышленность, на добычу различных минералов, песка и гравия. Нефтяные корпорации могли также вычитать из суммы облагаемой прибыли дополнительные расходы на бурение и разведку, рассматриваемые как текущие затраты. Любопытно, что в 1975 г. в федеральный бюджет США была включена статья "Налоговые расходы", в которой дан подсчет, сколько недополучает казна из-за различных налоговых льгот. Полученная цифра была очень внушительной - около 90 млрд.долл.

   Тем не менее, и во второй половине 70-х  годов правительство США последовательно  проводило политику снижения налогов на прибыль корпораций и активного налогового стимулирования производственных и научно-технических инвестиций.

   Аналогичные тенденции прослеживались и в  странах Западной Европы. В Великобритании в целях снижения налога на прибыль  компаний с 1945 г. был установлен необлагаемый минимум, в 1947 г. введена особая скидка на прибыль, не превышающую 12000 фунт.ст. в год, освобождена от обложения прибыль предприятий, принадлежащих одному лицу, и прибыль, полученная от зарубежных филиалов. Льготы, предоставляемые корпорациями в 50-60-е годы, обеспечивали им законное право сокращать облагаемую прибыль в среднем до 30% и тем самым уменьшать обложение.

   Характеризуя  налоговую систему ФРГ в период 60-70-х годов, немецкий экономист М.Юнгблут  отмечал, что именно через налоговый механизм миллиардные суммы перекочевывают из государственного бюджета к концернам в виде надбавок на капиталовложения, различного рода выплат, налоговых льгот и субсидий.

   Важным  инструментом государственного регулирования  уровня накопления, скорости обращения основного капитала, структуры инвестиций по отраслям стала в послевоенные годы система ускоренных амортизационных списаний элементов основного капитала. Налоговая политика ускоренной амортизации предоставляла возможность списания в качестве издержек производства в первые годы эксплуатации оборудования большей части его стоимости, а следовательно, занижения величины налогообложения корпорации.

   В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения. Он представлял собой скидку с начислением суммы подлежащего уплате налога в размере определенного процента от стоимости закупленных машин и оборудования. Право на получение инвестиционной скидки предоставлялось корпорациям в год ввода оборудования в эксплуатацию, а ставка налогового кредита варьировалась в зависимости от срока его службы. Инвестиционный кредит в налоговой практике США применялся не постоянно. Федеральные органы использовали его лишь в качестве одного из регуляторов конъюнктуры рынка.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе