Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что вопросы налогообложения приобрели приоритетное значение, как в России, так и за рубежом.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Налоговая политика 4

1.1. Понятие налоговой политики 4

1.2. Методы осуществления налоговой политики 7

1.3. Налоговая политика ведущих западных государств в

системе экономического регулирования 18

Глава 2 . Налоговая политика России на современном этапе 31

2.1. Общая характеристика налоговой политики России 31

2.2. Анализ налоговой политики Российской Федерации в

2007-2008 годах 34

2.3. Оценка результатов налоговой политики РФ в условиях

кризиса 2009 года 53

2.4. Меры налоговой политики направленные на

стимулирование инвестиционной активности российской экономики 55

2.5. Налоговая политика РФ на ближайшую перспективу 57

Заключение 61

Список использованной литературы 63

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика (2).doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

   В настоящее время для организаций, входящих в единую группу или холдинг  с высокой степенью участия, невозможно консолидировать налоговые обязательства  по налогу на прибыль организаций, хотя фактически управление финансовыми потоками организаций – участников холдингов из единого центра означает наличие единой налоговой базы для всех участников. Препятствия для формальной консолидации обязательств по налогу на прибыль для участников холдинга создают стимулы для применения различных косвенных инструментов управления налоговыми обязательствами –  например, путем использования трансфертных цен по сделкам между организациями – участниками с целью перераспределения финансовых ресурсов.

   Для исправления этого недостатка налогового законодательства предлагается внедрить в Российской Федерации широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль. При применении данных норм возможно суммировать финансовый результат в целях налогообложения различным налогоплательщикам, входящих в состав группы.

   Консолидированной группой предлагается признавать добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль. При этом в состав группы включаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде минимальной доли участия. Организации – участники одной консолидированной группы налогоплательщиков не могут входить в другие консолидированные группы налогоплательщиков.

   В состав консолидированной группы не могут включаться организации, являющиеся резидентами особых экономических  зон, а также организации, применяющие  специальные налоговые режимы.

   Предполагается, что кредитные организации могут  формировать консолидированную  группу налогоплательщиков исключительно  с участием других кредитных организаций, страховые организации – исключительно  с участием страховых организаций, негосударственные пенсионные фонды – исключительно с участием негосударственных пенсионных фондов, профессиональные участники рынка ценных бумаг – исключительно с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг.

   В консолидированную группу налогоплательщиков не могут одновременно входить организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховые и кредитные организации, а также негосударственные пенсионные фонды и организации, не являющиеся кредитными, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами или профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

   Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков подлежит регистрации  в налоговом органе по месту налогового учета участника группы, который, в соответствии с договором, является налогоплательщиком, ответственным за исполнение консолидированных обязанностей группы.

   Лицо, ответственное за исполнение консолидированных  обязанностей группы, исполняет обязанности  группы по представлению деклараций, уплате налога, представляет группу при проведении мероприятий налогового контроля и т.п.

   Консолидированная группа налогоплательщиков составляет единую налоговую декларацию, отражающую сведения о консолидированной расчетной  базе, определенной в целом по группе, а также о налоговой базе каждого участника группы. Консолидированная расчетная база при этом определяется путем суммирования по установленным правилам налоговой базы по налогу на прибыль всех организаций – участников консолидированной группы налогоплательщиков. В частности, при определении консолидированной расчетной базы по налогу на прибыль организаций для участников консолидированной группы в этот показатель не включаются доходы и расходы по операциям между организациями – участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Также не учитываются прибыли и убытки от операций между организациями – участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

   Система консолидированной отчетности о  прибыли группы компаний должна предусматривать  порядок учета убытков, формирования резервов, в том числе при изменении состава лиц, формирующих консолидированного налогоплательщика, ликвидации группы и т.д.

   При этом распределяться суммы налога на прибыль такого консолидированного налогоплательщика между бюджетами  субъектов Российской Федерации будут так же, как в настоящее время распределяется налог, исчисленный в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами. То есть пропорционально средней арифметической доле компании в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы.

   Предполагаемый  срок вступления в силу вышеназванных  поправок – 2009 – 2010 годы одновременно с вступлением в силу новых  норм, регулирующих трансфертное ценообразование  в налоговых целях. 

2.2.4. Совершенствование налога на добавленную стоимость 

   В рамках работы по совершенствованию  налога на добавленную стоимость  с 2007 года введена  единая декларация по налогу на добавленную  стоимость  и общий порядок возмещения этого  налога. Налогоплательщики уменьшают суммы налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18 процентов,  на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом по ставке 10 или 18 процентов, так и по ставке в размере 0 процентов, без специального решения налогового органа. Это позволяет производить зачет соответствующих сумм налога, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течении одного налогового периода.

   С 1 января 2008 года налоговый период по налогу на добавленную стоимость  установлен как квартал.

   Принятие  указанных норм упростило процедуру  применения нулевой ставки налога и  налоговых вычетов и в ряде случаев привело к сокращению сроков возмещения налога и уменьшению налоговой отчетности.

   В целях предотвращения фиктивного экспорта и контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям  проведена работа по подготовке необходимых документов, направленных на создание единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.

   Разработана Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную  стоимость при экспорте товаров  и подготовлено распоряжение Правительства Российской Федерации об одобрении этой Концепции2.

   Создание  такой системы позволит организовать оперативное взаимодействие между  таможенными и налоговыми органами по обмену информацией в электронном  виде о фактическом вывозе товаров  в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, повысить эффективность контрольных мероприятий налоговых органов и сократить потери федерального бюджета из-за неправомерного возмещения сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.

   С 1 января 2008 года установлен упрощенный  порядок  применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость  в отношении  товаров, реализуемых  на экспорт, в случае их вывоза за пределы  территории Российской Федерации через  портовые особые экономические зоны.

   Установлен  льготный порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении  операций по реализации товаров (работ, услуг) российскими  организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр, а также товаров, перемещаемых через  таможенную границу Российской Федерации для их использования в целях проведения указанных игр.

2.2.5. Индексация ставок акцизов.

   В целях упрощения администрирования  акцизов на нефтепродукты с 1 января 2007 г. изменен действующий порядок  применения акцизов в отношении  нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина. Так, из числа налогоплательщиков исключены лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов, и признаны налогоплательщиками лица, осуществляющие производство и реализацию нефтепродуктов.

   В отношении прямогонного бензина  сохранены свидетельства о регистрации  лица, совершающего операции с прямогонным  бензином. При этом предусмотрена  выдача свидетельств о регистрации  лица, совершающего операции с прямогонным  бензином,  производителю прямогонного бензина (свидетельства на производство прямогонного бензина), а также лицам, осуществляющим производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина (свидетельства на переработку прямогонного бензина).

   В целях сокращения потерь доходов бюджета от непоступления акцизов из-за занижения отпускных цен на сигареты и папиросы с 1 января 2007 г. адвалорная составляющая ставки акциза на сигареты и папиросы установлена в процентах от максимальной розничной цены, декларируемой налогоплательщиками.

   Проведена индексация размеров ставок акцизов  на подакцизные товары на период 2008 – 2010 г.г. Федеральным законом от 16.05.2007 № 75-ФЗ "О внесении изменений  в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

   С 1 января 2008 года упрощен порядок подтверждения освобождения от налогообложения акцизами товаров, экспортируемых через портовые особые экономические зоны.

   Вместе  с тем необходимо отметить, что  в части акцизов на нефтепродукты  индексация ставок не производилась, начиная со ставок на 2005 год. При этом индексация ставок не была предусмотрена и Основными направлениями налоговой политики на 2008 – 2010 годы. В условиях, когда указанные акцизы взимаются по специфическим ставкам, подобный подход означает ежегодное снижение акциза на нефтепродукты на величину, эквивалентную среднегодовой инфляции в течение 6 лет. 

2.2.6. Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами. 

   С учетом поправок, внесенных Федеральным  законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ, главой 23 Кодекса предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг. Уточнен перечень расходов, учитываемых при определении дохода (убытка) по операциям купли – продажи ценных бумаг, порядок определения дохода (убытка) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. В части налога на прибыль организаций установлен порядок налоговой базы по операциям с закладными (в порядке определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования). 

2.2.7. Совершенствование налога на доходы физических лиц. 

   Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам: введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение в один с увеличением предельной общей суммы такого вычета до 100 000 рублей.

   Объединение социальных налоговых вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику управлять  своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму  социальных вычетов на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению3.

   В целях развития рынка добровольного  негосударственного пенсионного обеспечения  осуществлен переход к системе  налогообложения, при которой налогообложению  подлежат только пенсионные выплаты.

    

2.2.8. Внесение изменений в налоговое законодательство в целях создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях. 

   Федеральным законом от 30.12.2006 № 276-ФЗ были внесены  изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

   В частности, согласно внесенным поправкам  в главу 25 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются:

  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе