Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:30, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется тем, что вопросы налогообложения приобрели приоритетное значение, как в России, так и за рубежом.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.
Введение 3
Глава 1. Налоговая политика 4
1.1. Понятие налоговой политики 4
1.2. Методы осуществления налоговой политики 7
1.3. Налоговая политика ведущих западных государств в
системе экономического регулирования 18
Глава 2 . Налоговая политика России на современном этапе 31
2.1. Общая характеристика налоговой политики России 31
2.2. Анализ налоговой политики Российской Федерации в
2007-2008 годах 34
2.3. Оценка результатов налоговой политики РФ в условиях
кризиса 2009 года 53
2.4. Меры налоговой политики направленные на
стимулирование инвестиционной активности российской экономики 55
2.5. Налоговая политика РФ на ближайшую перспективу 57
Заключение 61
Список использованной литературы 63
2.4. Меры налоговой политики направленные на стимулирование инвестиционной активности российской экономики.
I. Принятые в 2008-2009 годах:
II. Меры
одобренные Правительством
2.5. Налоговая политика
РФ на ближайшую перспективу.
25
мая 2009 года правительство одобрило
«Основные направления
Упрощенная
система налогообложения. Предусматривается
расширение возможностей для применения
упрощенной системы налогообложения:
порог для УСН будет повышен с нынешних
30 млн. до 60 млн. руб. Это мера временная,
она принимается сроком на три года, так
как вопрос о специальных налоговых режимах
заслуживает того, чтобы анализировать
его достаточно часто. Соответствующие
поправки к Налоговому кодексу уже рассмотрены
Госдумой в первом чтении.
Законопроект относится к пакету антикризисных
мер и позволит снизить налоговую нагрузку
на значительную часть малого бизнеса.
По оценке разработчиков документа, увеличение
порога по УСН может привести к значительному
росту числа малых предприятий, что крайне
важно для стабилизации экономики в условиях
кризиса. Предлагаемое изменение позволит
также более широко применять упрощенную
систему налогообложения венчурным и
инновационным малым предприятиям.
Отмена ЕСН и переход на страховые взносы. С 2010 года вместо единого социального налога будут взиматься страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. В 2010 году ставка страховых взносов сохраняется на уровне 26 %, с 2011 году она повышается до 34 %. Исключение будет сделано только для сельхозпредприятий и инновационного малого бизнеса, для которых нынешняя ставка сохранится до 2015 года.
Функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования будет передана от налоговых органов Пенсионному фонду РФ. При этом представители ПФР будут наделены фактически теми же полномочиями, что и налоговики. Это касается и контролирующих функций, и применения мер взыскания, а именно: приостановление операций по счетам, арест имущества, принудительное взыскание сборов за счет денежных средств и имущества плательщика. Для осуществления новых полномочий, по оценкам ПФР, ему потребуется дополнительно 7–10 тыс. сотрудников.
Применение механизмов отсрочки по налогам. Будет принят законопроект о расширении практики применения отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов для российских компаний. Эти инструменты и сейчас предусмотрены в Налоговом кодексе, но они практически не работают, потому что «российское законодательство довольно рыхлое», — отметил С. Д. Шаталов.
Сейчас данный инструментарий пытаются сделать работающим и максимально доступным для налогоплательщиков. Налоговые органы станут оценивать положение налогоплательщика, и если у него есть все шансы через какое-то время восстановить свою платежеспособность и уплачивать налоги, а сегодня это сделать сложно, то будет приниматься положительное решение об отсрочке.
Также планируется повысить планку по инвестиционному налоговому кредиту для компаний, реализующих инвестпроекты, с нынешних 30 % от суммы налога до 100 %. Решение по налоговым отсрочкам на один год будет принимать налоговый орган, на срок до трех лет — правительство. Решения будут приниматься отдельно по каждому налогоплательщику.
Налоговый
вычет на доход
на фондовом рынке. Минфин России предлагает
ряд поправок к законодательству, касающихся
операций с ценными бумагами и другими
инструментами фондового рынка, причем
не только для юридических, но и для физических
лиц. Также физическим лицам будут разрешены
сделки РЕПО, займы ценными бумагами, сделки
«своп» и уточнены правила, касающиеся
этих операций на фондовом рынке.
Также с 1 января 2010 года Минфин предлагает
ввести налоговый вычет до 1 млн. руб. для
физических лиц, получающих доход на фондовом
рынке.
НДС. Снижение налога на добавленную стоимость в 2010 году невозможно. Это связано в первую очередь с кризисными явлениями в экономике страны, когда государственные расходы итак придётся снижать, довольно сложно говорить о снижении налоговых ставок.
НДФЛ. Министерство финансов России не планирует каких-либо мер в отношении налогообложения граждан в связи с кризисом. Ни повышения НДФЛ, ни отмены каких-либо вычетов и преференций не предполагается.
Налог на недвижимость. Правительство может начать вводить налог на недвижимость в некоторых регионах РФ уже с 2012 года.
Налог
на недвижимость планируется как местный
налог, поэтому его суммы от региона к
региону и от муниципалитета к муниципалитету
будут сильно различаться. От налога на
недвижимость не планируется получать
дополнительную доходность, цель его введения
— перераспределить налоговую нагрузку,
сделав ее более справедливой. За дорогие
особняки, виллы придется платить гораздо
больше, чем сейчас взимается по налогу
на имущество. В то же время по социальному
жилью размеры налога даже уменьшатся.
Налог на недвижимость предполагается
ввести, чтобы объединить существующие
налоги на землю и на недвижимое имущество.
Ставка налога планируется на уровне 0,5–2
% (по усмотрению региональных властей)
с рыночной стоимости объектов налогообложения.
Налогообложение
новых нефтяных месторождений. Сейчас
идет дискуссия по поводу изменения системы
налогообложения нефтедобычи. Она пока
еще далека от завершения, но работа, которую
ведут совместно Минфин, Минэнерго, Министерство
природных ресурсов, Минэкономразвития
и крупнейшие нефтяные компании, идет
интенсивно. Возможно, уже с 2011 года будут
вводиться новые правила, касающиеся и
налога на добычу полезных ископаемых,
и экспортной пошлины, и налога на дополнительный
доход. Эти правила будут распространяться
на новые месторождения. В частности, они
очень важны для освоения месторождений
Восточной Сибири и морского шельфа, так
как при существующих сегодня правилах
налогообложения эти проекты не будут
рентабельны.
Речь идёт о дифференцированной схеме
налогообложения новых месторождений,
которая бы позволила перераспределить
налоговую нагрузку по времени таким образом,
чтобы минимизировать налоги на начальной
и конечной стадиях разработки месторождения
и взять больше в период, когда месторождение
наиболее продуктивно.
Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Минфин России предлагает сократить разницу между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты. Возможно, это произойдет в 2011 году.
В настоящее время экспортная пошлина на нефтепродукты значительно ниже, чем на нефть, и сегодня самый простой способ перегонки нефти — «самоваром» — позволяет нефтяникам добиться высокого экономического результата. Наблюдавшийся в период высоких цен, особенно в 2007–2008 годах, резкий рост переработки нефти на территории России во многом объясняется именно этим.
Заключение
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.
Через
налоговую систему ведущие
Если говорить о России, то российская налоговая политика в течение последних 10 лет стремиться к политике разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и производства, обеспечивая им благоприятный налоговый климат. Если рассматривать налоговую политику последних лет докризисного периода, то она напрямую была направлена на развитие инвестиционной деятельности, а также увеличение инвестиционной привлекательности российских фирм как для своих, так и для зарубежных инвесторов. Также глобальной целью для налоговой политики явилась проблема перепрофилирования российской экономики с сырьевой направленности на производственную, обновление основных производственных фондов российских компаний и увеличение доли НИОКР в инвестициях. К сожалению, кризис 2009 года сместил решение данных проблем на второй план, основной задачей для налоговой политики РФ ушедшего года стала стабилизация российской экономики в условия мирового экономического кризиса.
В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой политики методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения.
Поэтому
представляется весьма важным, чтобы
научно-исследовательские и
Список
использованной литературы.
1) «Налоговый кодекс Российской федерации». Части первая и вторая.
Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе