Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что вопросы налогообложения приобрели приоритетное значение, как в России, так и за рубежом.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Налоговая политика 4

1.1. Понятие налоговой политики 4

1.2. Методы осуществления налоговой политики 7

1.3. Налоговая политика ведущих западных государств в

системе экономического регулирования 18

Глава 2 . Налоговая политика России на современном этапе 31

2.1. Общая характеристика налоговой политики России 31

2.2. Анализ налоговой политики Российской Федерации в

2007-2008 годах 34

2.3. Оценка результатов налоговой политики РФ в условиях

кризиса 2009 года 53

2.4. Меры налоговой политики направленные на

стимулирование инвестиционной активности российской экономики 55

2.5. Налоговая политика РФ на ближайшую перспективу 57

Заключение 61

Список использованной литературы 63

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика (2).doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

   Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-ФЗ было предусмотрено  вступление в силу внесенных изменений  с 1 сентября 2007 года, что позволило  учесть их при исчислении авансовых платежей по налогу на прибыль уже в 2007 году.

         В целях поддержки  развития некоммерческих организаций, функционирующих в социально  значимых областях, Министерством экономического развития и торговли подготовлен  проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений государства, некоммерческих организаций и гражданского общества и предполагает, в частности, изменение порядка налогообложения некоммерческих организаций (а также физических лиц – благополучателей при осуществлении благотворительной деятельности).

   В целях создания благоприятных налоговых  условий для функционирования некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социально-значимых областях, разработан законопроект, направленный на установление равных условий для некоммерческих организаций и государственных и муниципальных учреждений при применении освобождения от налогообложения НДС социально-значимых услуг, в том числе услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, услуг по содержанию детей в дошкольных организациях.

   Предлагается  также дополнительно установить освобождение от налогообложения НДС  ряда услуг по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,  граждан пожилого возраста, безнадзорных и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной ориентации и культуры и искусства, оказываемых в рамках государственных или муниципальных контрактов. 

2.2.9. Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности. 

   С 1 января 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено  освобождение от налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

   Кроме того, налогоплательщикам предоставлено  право применять освобождение от налога на добавленную стоимость  при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, независимо от источников оплаты.

   Создание  налоговых стимулов для осуществления  инновационной деятельности включает в себя, в частности:

   - включение в состав средств  целевого финансирования, не учитываемых  при определении базы налога  на прибыль научных организаций,  средств, получаемых из зарегистрированных  в установленном порядке фондов  поддержки научной и (или) научно-технической деятельности,

   - установление к основной норме  амортизации специального повышающего  коэффициента (не более 3) в отношении  амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности4.

   Федеральным законом от 27.07.2006 № 144-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

   Для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны, применяются  особая шкала налоговых ставок, согласно которой регрессия начинает применяться с налоговой базы, превышающей 75 001 рубль на одно физическое лицо.

   Организации, осуществляющие деятельность в области  информационных технологий, имеют право  не применять установленный порядок  амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса, – включаются в состав расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

   Для использования предоставленных  преимуществ организацией должен быть получен документ о государственной  аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.

   Порядок государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области  информационных технологий, был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. № 758 .

   В этой связи практика применения вышеназванных положений незначительна, поэтому дополнительные меры по стимулированию деятельности в области информационных технологий могут быть рассмотрены с учетом результатов, полученных по истечении 2008 – 2009 годов. 

2.2.10. Улучшение качества налогового администрирования. 

   Налоговая политика не может быть инструментом краткосрочного регулирования экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать  изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.

   С 2007 года введен в действие комплекс изменений в налоговое законодательство, направленных на совершенствование налогового администрирования5. Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки касаются наиболее конфликтных сторон взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

   Несмотря  на то, что эти изменения были приняты еще в 2006 году, они носят  масштабный характер, а их эффективное  внедрение является отдельной и  весьма сложной задачей.

   Работа  по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать  баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых  органов. С тем, чтобы с одной  стороны избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

   Начиная с 2009 года, обжалование решений налоговых  органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке стало возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. Мировой опыт показывает, что при эффективном функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

   Совершенствование налогового администрирования основывается не только на законодательстве, но и  требует изменения культуры и  идеологии взаимоотношений между  налоговыми органами и налогоплательщиками. В рамках этой деятельности проводятся организационные преобразования в системе налоговых органов. Будут приняты и внедрены административные регламенты деятельности налоговых органов, определяющие процедуры рассмотрения заявлений налогоплательщика, выдачи необходимых документов и т.д.

   Утверждены  критерии оценки деятельности налоговых органов, которые учитывают не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. Анализ результатов в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов, в том числе и в отношении налогов, поступающих в бюджеты субъектов и местные бюджеты. На основании этих критериев утверждена и начала применяться система премирования сотрудников налоговых органов в зависимости от достигнутых результатов.

   Также в налоговых органах была создана  система внутреннего налогового аудита. Подход, основанный на разделении функций по принятию решений по результатам налоговых проверок, выполняемых контрольными подразделениями Федеральной налоговой службы, и рассмотрению жалоб налогоплательщиков на указанные решения, оправдывает себя. Изменение подходов к организации налогового контроля, а также усиление аналитической составляющей в деятельности Федеральной налоговой службы, приводит к заметному сокращению количества выездных налоговых проверок. Так, если в 2004 году было проведено 306 тыс. выездных налоговых проверок, то по итогам 2007 года количество выездных налоговых проверок составило 106 тыс. С 56 тыс. в 2006 году до 17 тыс. в 2007 году сократилось количество "тематических проверок", что свидетельствует о комплексном подходе налоговых органов к организации проверки, а также приводит к снижению административной нагрузки на бизнес.

   При этом о возросшем качестве работы налоговых органов в области  налогового контроля свидетельствуют  показатели результативности налоговых  проверок – если в 2006 году доля удовлетворенных  исковых требований в судах в  пользу налоговых органов составила 52% от общего объема требований, то по итогам 2007 года этот показатель составил 67%. Внедрение процедур досудебного рассмотрения споров, а также критериев материального стимулирования работников налоговых органов позволит и далее повышать эффективность налогового администрирования при общем снижении административной нагрузки на налогоплательщиков. 

 

2.3. Оценка результатов налоговой политики РФ в условиях кризиса 2009 года. 

   Как и во многих других странах, налоговая  политика в Российской Федерации на современном этапе претерпела значительные изменения вследствие тяжелой социально-экономической ситуации, вызванной экономическим спадом и падением цен на энергоносители. В результате реформирования налогового законодательства в 2009г. налоговое бремя практически по всем бюджетообразующим налогам было снижено.

   В совокупности со снижением налоговых  баз, связанных с падением объемов  производства  цен, указанная мера привела к резкому снижению налоговых доходов, как в целом, так и по отдельным налогам.

   Уменьшение   налога на прибыль в сравнении с показателями аналогичного периода 2008г. на 53,5%  и платежей за пользование природными ресурсами на 46,8 %  объясняется сокращением производства (ухудшением финансовых итогов), снижением НДПИ вследствие падения цен на нефть и ставок налога, а также основной ставки налога на прибыль с 24%  до 20%. В свою очередь, относительное увеличение акцизов (3,8%) и незначительное уменьшение НДФЛ (1%) объясняется повышением ставок акцизов и мерами по поддержке занятости и доходов работников. Рост НДС на 11,1% связан исключительно с изменением порядка уплаты налога.

   Основной  мерой, направленной на уменьшение налогового бремени на коммерческий сектор, стало  снижение с 2009 года ставки налога на прибыль с 24 до 20%. Однако это меру нельзя назвать антикризисной: налог на прибыль компании платят не из оборотных средств, а после завершения производственного цикла, поэтому никакой стимулирующей роли он не играет. Увеличение ставки налога на прибыль с одновременным освобождением от налога той части прибыли, которая будет направлена на обновление производства, станет своеобразным инвестиционным и инновационным стимулом для хозяйствующих субъектов.

   В настоящее время все чаще возникают  дискуссии по поводу планомерного снижения ставки НДС не менее, чем на 5 %-ных пункта. Данная мера может оказать стимулирующее воздействие на развитие обрабатывающих отраслей промышленности, где доля добавленной стоимости несравненно больше. Однако эту норму эффективно закрепить  при одновременном повышении ставки налога на прибыль для покрытия в среднесрочной перспективе значительной части выпадающих доходов от снижения НДС.

   По  данным ФНС РФ за январь - сентябрь 2009г. самый высокий удельный вес в  структуре налоговых доходов  федерального бюджета принадлежит налогу на доходы физических лиц (25,8 %), внесенные изменения в который характеризуются появлением с 1 января 2009г. новаций социального характера, касающихся увеличения налоговых вычетов. Однако, с целью увеличения собираемости этого налога, более справедливого распределения налоговой нагрузки среди налогоплательщиков более эффективной  мерой стало бы введение прогрессивной шкалы налогообложения.

   Таким образом, в процессе исследования действенности  принятых Правительством РФ антикризисных мер можно сделать вывод о необходимости изменения общего вектора действий государственной власти, с тем, чтобы использовать финансовый кризис для корректировки промышленной (структурной) политики и укрепления позиций России на мировом не сырьевом рынке.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе