Налоговая система РФ и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.
2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.
3. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы
России 8
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой
системы РФ 8
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 18
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ 25
2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ 29
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ 29
2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты
различных уровней 32
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный
бюджет по Республике Мордовия 35
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 41
3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы
консолидированного бюджета 41
3.2 Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в
федеральный бюджет РФ 50
3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений
налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых
доходов РФ 56
Заключение 61
Список использованных источников 64

Работа состоит из  1 файл

налоговая система.doc

— 604.00 Кб (Скачать документ)

 

1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы России

 

1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой системы РФ

 

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие.

Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.  Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. В нем в частности говорится, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Во-первых следует различать понятия налог и сбор. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов.

Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений.

При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.

Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.

Основная функция налогов – фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами.

Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения.

Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирующей функции налогов.

В России традиционно распространено  утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы.

Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:

1) по плательщикам;

2) по объектам обложения;

3) по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;

4) по адресности зачисления налоговых платежей;

5) по целевой направленности;

6) периодические и разовые налоги;

7) регулярные и чрезвычайные налоги.

В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:

1) налоги, уплачиваемые физическими лицами;

2) налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

3) налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц.

К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль, налоги на имущество организаций, плата за пользование водными объектами.

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица.

В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; государственная пошлина; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; другие виды налогов и сборов.

В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

1) налоги на доходы;

2) налоги на имущество;

3) налоги на реализацию товаров (работ, услуг);

4) налоги на определенные виды расходов;

5) налоги на совершение определенных операций;

6) налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.

В зависимости от адресности  зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов.

К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В РФ к регулирующим налогам и сборам относятся большинство федеральных, а также все региональные налоги.

По критерию пользования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые.

К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода.

К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов, т.е. налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды.

К целевым могут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.

Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые.

Под периодическими налогами обычно понимаются налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью.

К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми, не образующими систему.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

1)            необлагаемый минимум объекта налога;

2)            изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

3)            освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

4)            понижение налоговых ставок;

5)            вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

6)            целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

7)            прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

Налоговое бремя – это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

Все элементы налоговой системы взаимосвязаны между собой и опираются на принципы налогообложения.

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов».

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

а)  налоговое законодательство должно быть стабильно;

б) взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

в) тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

г) взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщика;

д) существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);

е) издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

ж) нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

з) доступность и открытость информации по налогообложению;

и) соблюдение налоговой тайны.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений.

В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством.

Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов.

Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы ее развития