Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.
2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.
3. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.
Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы
России 8
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой
системы РФ 8
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 18
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ 25
2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ 29
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ 29
2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты
различных уровней 32
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный
бюджет по Республике Мордовия 35
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 41
3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы
консолидированного бюджета 41
3.2 Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в
федеральный бюджет РФ 50
3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений
налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых
доходов РФ 56
Заключение 61
Список использованных источников 64
- Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Эти законы предусматривают, что с 01 января 2010 года действующий единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Статьей 12 Федерального закона №212-ФЗ о страховых взносах установлены следующие тарифы:
- в Пенсионный фонд - 26%,
- в Фонд социального страхования - 2,9%,
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%,
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.
Простым подсчетом несложно определить, что согласно данной норме нагрузка на страхователя с 2011 года стала составлять 34%.
Здесь же хотелось бы отметить, что увеличение суммы взносов произошло не только от увеличения процентной ставки, но и в связи с тем, что страховые взносы теперь начисляться на все выплаты физическим лицам вне зависимости от того, пойдут эти выплаты в уменьшения налога на прибыль или нет. Так же ст.9 212-ФЗ выплаты, необлагаемые страховыми взносами, и если сравнить со ст.238 НК РФ, в которой перечислены необлагаемые выплаты по ЕСН, то можно отметить, что пропали некоторые необлагаемые доходы, такие как компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за тяжелую работу, материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника и некоторые другие.
Этим же законном предусмотрен переходный период и в 2010 году размер страховых взносов составил 24%, как и раньше при ЕСН, а вот с 2011 года произошло увеличение, причем для всех категорий налогоплательщиков, и к 2015 году для всех организаций общий тариф страховых взносов составит 34% от фонда оплаты труда.
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ
Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов.
Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все от предпринимателей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Минфина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим.
Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире.
Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ.
Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.
Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой, по сравнению с западными странами, оплате труда; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.
И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее «придумать» какую-нибудь новую.
Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно.
Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских.
России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса.
В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.
И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти.
Какими должны быть налоги высокими или низкими это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения. Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства.
С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль.
Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.
Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил «игры с государством». Это действительно. Без острой необходимости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влиянием той или иной группировки политиков или экономистов делается попытка совместить несовместимое, учесть все те предложения, о которых говорилось выше. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости создания научной школы.
Но в то же время, не оправдывая такие изменения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство.
2 Анализ развития налоговой системы РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета РФ в 2006-2010 годах.
Таблица 2.1 - Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, в млрд. р.
Год | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Сумма налоговых доходов | 6763,4 | 8643,4 | 7948,9 | 6288,3 | 7695,8 |
Темп прироста | - | 127,8 | 91,96 | 79,11 | 122,38 |
Из таблицы видно, что в период с 2006 по 2010 год наблюдается не достаточно стабильный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший рост налоговых доходов наблюдался в 2007 году (127,8%). В 2009 году отмечается наибольшее уменьшение налоговых доходов, если сравнивать данный показатель с показателем 2008 года, то сумма налоговых доходов снизилась на 1660,6 млрд. р. Это в большей степени связано со снижением налоговой ставки по налогу на прибыль с 24% до 20%.
Сопоставляя суммы налоговых доходов за 2010 год с предыдущими годами делаем вывод, что по сравнению с 2009 годом поступление доходов возросло на 122,38%, так же рост произошел и по сравнению с 2006 годом, а вот в 2007-2008 г.г. сумма доходов была выше на 947 млрд. р. и 253,1 млрд. р. соответственно.
Далее необходимо рассмотреть динамику поступления налоговых доходов в разрезе по каждому налогу. Это позволит более точно и детально разобрать состав доходов консолидированного бюджета и долю каждого налога в нем.
Таблица 2.2 – Динамика отдельных видов налоговых доходов, в млрд. р.
Показатели | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонение | |
Сумма | в % к 2006 г. | ||||||
Налоги и сборы, всего | 5748,3 | 7360,2 | 8455,7 | 6624,4 | 7458,3 | 1710,0 | 129,77 |
из них: - налог на прибыль организаций |
1670,5 |
2172,2 |
2513,0 |
1264,4 |
1774,4 | 103,9 | 106,22 |
- НДФЛ | 929,9 | 1266,1 | 1665,6 | 1665 | 1789,6 | 859,7 | 192,45 |
- НДС | 951,4 | 1424,7 | 1038,7 | 1207,2 | 1383,9 | 432,5 | 145,46 |
- акцизы | 253,3 | 289,9 | 314,7 | 327,4 | 441,4 | 188,1 | 174,26 |
- имущественные налоги | - | - | 493,4 | 569,7 | 628,2 | - | - |
- платежи за пользование природными ресурсами | 1187,2 | 1235,1 | 1742,6 | 1080,9 | 1440,8 | 253,6 | 121,36 |
- единый социальный налог | 756,8 | 972,2 | 589,7 | 509,8 | - | - | - |
Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы ее развития