Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.
2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.
3. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.
Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы
России 8
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой
системы РФ 8
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 18
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ 25
2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ 29
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ 29
2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты
различных уровней 32
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный
бюджет по Республике Мордовия 35
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 41
3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы
консолидированного бюджета 41
3.2 Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в
федеральный бюджет РФ 50
3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений
налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых
доходов РФ 56
Заключение 61
Список использованных источников 64
Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту.
Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира.
Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах.
Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения.
Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.
Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.
К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок.
Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.
К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков.
Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить.
Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.
Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.
В заключении можно сделать вывод, что знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов успешной деятельности на предприятии, а значит и не менее важным на всей территории России.
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ
Налоговая система РФ представляет собой большую экономико-правовую систему. Она имеет экономическую, организационную и нормативно-правовую основу.
Экономической основой этой системы являются российские и иностранные предприятия, организации, а также физические лица, ведущие экономическую деятельность без образования юридического лица. Все эти лица могут заниматься экономической деятельностью в различных сферах и отраслях экономики. В налоговом законодательстве экономическая база представлена совокупностью объектов налогообложения и совокупностью налогоплательщиков, что объективно определяет систему налогов и специальные налоговые режимы.
Организационная основа налоговой системы образуется профессиональными налоговыми и привлекаемыми к налоговой деятельности организациями, действующими в экономической сфере. Профессиональные налоговые организации анализируют и инспектируют экономическую деятельность налогоплательщиков с позиций налогообложения и выполняют совместно с привлекаемыми организациями функции, обеспечивающие реализацию налогового и таможенного законодательства.
Правовой основой налоговой системы является законодательство о налогах и сборах, а также таможенное законодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы. Последняя включает систему налогообложения и собственно систему налогов, а также ее модификации в виде специальных налоговых режимов применительно к особенностям объекта налогообложения и особенностям налогоплательщика.
Следует обратить особое внимание на важность экономической основы налоговой системы, так как в первую очередь от состояния экономики и организации экономической деятельности зависит объем налоговых поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также во внебюджетные государственные фонды.
Формирование правовой основы новой налоговой системы сопровождается большими трудностями.
Среди нормативно-правовых актов, регламентирующих становление налоговой системы можно выделить следующие:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
В нем указываются виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений и другое.
2. Конституция Российской Федерации, которая регулирует организацию работы налоговых инспекций, а также конкретные сферы налогообложения.
3. Указы президента Российской Федерации. К примеру, Указ президента РФ от 15.03.2005 № 295 «Вопросы федеральной налоговой службы».
4. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по налогам и другим обязательным платежам, в них определяются налоговые ставки или налоговые льготы.
К таким постановлениям можно отнести Постановление правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «О федеральной таможенной службе».
5. Акты Министерства по налогам и сборам, которые регулируют налоговый контроль.
Примером может служить инструкция МНС России «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» от 10.06.2000 г. № 60.
6. Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Например, земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
В настоящее время налоговый кодекс является основным документом при осуществлении своей деятельности налоговыми органами.
Первая (общая) часть Налогового кодекса (VII разделов, 20 глав, 142 статьи) опубликована в «Российской газете» 6 августа 1998 (под номером 146-фз от 31 июля 1998) и введена в действие с 1 января 1999 за некоторыми исключениями: статьи, устанавливающие перечень налогов и распределяющие их между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, заморожены Законом о введении кодекса в действие (147-фз от 31 июля 1998) и вступят в силу только после отдельного решения.
Таковы были условия перемирия Правительства с региональным и муниципальным лобби в парламенте. Первоначально речь шла о привязке к вступлению в силу части II, но после того, как ее решили принимать отдельными порциями, вступление в силу перечня налогов было увязано с отменой соответствующих статей Закона «Об основах налоговой системы в РФ».
В «Известиях» за 29 декабря 1998 рассказано о разночтениях в трех официальных версиях части I – факсимильном экземпляре с подписью Президента, публикации в Российской газете и Собрании законодательства, а также о встречающихся в тексте отсылках к несуществующим абзацам и нормам.
Изменения и дополнения в часть I вносились законами 51-фз от 30 марта 1999 (приостановление п.1 ст.5 – о привязке даты вступления в силу любых поправок к новому налоговому периоду – до 1 января 2000); 154-фз от 9 июля 1999 (значительные изменения по всему тексту); 13-фз от 2 января 2000 (расширение прав органов налоговой полиции).
Изменения и дополнения в закон о введении в действие части I НК вносились законами 155-фз от 9 июля 1999 (уточнение и детализация некоторых статей); 118-фз от 5 августа 2000 (замена срока введения некоторых норм «до принятия части второй Кодекса» на «до введения в действие части второй Кодекса и отмены Закона «Об основах налоговой системы»); 33-фз от 24 марта 2001 (новое изменение формулировки о дате вступления в силу перечня налогов с переносом ее из закона о введении в действие ч.I в закон о введении в действие ч. II).
Вторая (особенная) часть принимается по кускам. Уже приняты и подписаны следующие главы:
- Раздел VIII. Федеральные налоги
- Глава 21. Налог на добавленную стоимость
- Глава 22. Акцизы
- Глава 23. Налог на доходы физических лиц
- Глава 24. Единый социальный налог (взнос) – утратил силу
- Глава 25. Налог на прибыль организаций
- Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
- Раздел IX. Региональные налоги и сборы
- Глава 28. Транспортный налог
- Глава 29. Налог на игорный бизнес
- Глава 30. Налог на имущество организаций
Раздел X. Местные налоги
- Глава 31. Земельный налог
Всего в части второй Кодекса, принятой в 1-м чтении в 1998 году, было 32 главы (один налог – одна глава), сведенные в 4 раздела (федеральные, региональные, местные, специальные налоговые режимы). Начавшееся в июне 2000 года второе чтение распространялось только на первые 4 главы – остальные вносятся заново и проходят по всей процедуре начиная с первого чтения.
Часть вторая НК в изначальном варианте (Раздел VIII, главы 21-24, статьи 143-245) опубликована в «Российской газете» 10 августа 2000 (под номером 117-фз от 5 августа 2000) и введена в действие с 1 января 2001. Одновременно опубликован Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (118-фз от 5 августа 2000).
Глава 25, статьи 246-333 внесена в НК законом 110-фз от 6 августа 2001, опубликованным в «Российской газете» 8 августа 2001, и введена в действие с 1 января 2002.
Глава 26, статьи 334-346 внесена в НК законом 126-фз от 8 августа 2001, опубликованным в «Российской газете» 10 августа 2001, и введена в действие с 1 января 2002.
Раздел IX. Глава 27, статьи 347-355: глава внесена в НК законом 148-фз от 27 ноября 2001, опубликованным в «Российской газете» 29 ноября 2001, введена в действие с 1 января 2002 и утрачивает силу с 1 января 2004.
Глава 28, статьи 356-363 введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, Глава 29, статьи 364-371 введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ, Глава 30, статьи 372-386 введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ.
Раздел Х. Глава 31, статьи 387-398 введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ.
Изменения и дополнения в часть II вносились законами 166-фз от 29 декабря 2001 (изменение отдельных словосочетаний, слов и окончаний слов по всему тексту 21-24 глав); 71-фз от 30 мая 2001 (гл.23 – подоходный налог – изменения по вопросу налогообложения доходов от операций с ценными бумагами и отмена 35-процентной ставки для тотализаторов и игровых автоматов); 110-фз от 6 августа 2001 (гл.23 – подоходный налог – снижена с 30 до 6% ставка налогообложения дивидендов); 118-фз от 7 августа 2001 (гл.22 – акцизы – проиндексированы ставки с 1 января 2002) 126-фз от 8 августа 2001 (гл.22 – акцизы – отмена с 1 января 2002 акциза на нефть и газовый конденсат).
Изменения и дополнения в закон о введении в действие части II НК вносились законами 33-фз от 24 марта 2001 (продление на 2001 год ч.3 ст.12 отменяемого закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» – в части продажи ценных бумаг; отмену налога на отдельные виды транспортных средств – пункт «ц» ст.19 З-на об основах налоговой системы; отмену пункта об обязательной маркировке ввозимой подакцизной алкогольной продукции; перенос с 1 января на 1 июня 2001 введения «расщепления» водочного акциза – передачи региональных 50% акциза от регионов-производителей регионам-потребителям; новое изменение формулировки о дате вступления в силу статей 12-15 и 18 ч.I НК – перечень налогов – « со дня признания утратившим силу закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» с переносом ее из ст.3 закона о введении в действие ч.I в новую ст.32-1 закона о введении в действие ч.II); 110-фз от 6 августа 2001 (исключена статья 8, содержавшая поправки к закону «О налоге на прибыль» «лоскутного» периода).
На сегодняшний день принято два Федеральных закона, а именно:
- Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы ее развития